Автор: Евгения Олеговна Могильникова
Педагогические наблюдения
Зачем педагогам вести наблюдения?
Как правильно организовать наблюдение?
Наблюдения как инструмент учета потребностей, интересов и процесса обучения детей
Эффективная организация программы и образовательной среды основывается на наблюдении за детьми и интерпретации данных, полученных в результате этого наблюдения. Систематическое наблюдение позволяет педагогу больше узнать о детях своей группы и организовать программу и обучение с учетом их потребностей и способностей. Благодаря наблюдению педагог может:
- видеть детей в спонтанных, часто непредсказуемых и, таким образом, жизненных ситуациях;
- сфокусироваться на конкретных темах и наблюдать поведение детей в разное время и в разных ситуациях, в которые они попадают;
- отметить богатство средств выражения (вербальных или иных), которые дети используют для общения с другими людьми, чтобы выражать свои чувства или демонстрировать свои знания.
Методы, которые будет использовать педагог для наблюдения за ребенком и регистрации результатов, могут варьироваться, их выбор зависит от соотношения количества педагогов и количества детей в группе, а также доступных средств (технических и др.). Наблюдение педагога должно быть дополнено информацией, полученной от семьи и из диалогов с ребенком или во время более позднего наблюдения.
Педагоги применяют этот принцип в следующих случаях:
- предусматривают время для наблюдения в ежедневной программе и определяют подходящее время (например, во время свободной игры, деятельности в центрах интересов и т. д.);
- ищут такой способ регистрации своих наблюдений, который соответствует и им, и деятельности группы;
- используют свои наблюдения, чтобы организовать программу и способствовать обучению детей;
- делятся своими наблюдениями с родителями и поощряют их делать то же самое;
- делятся своими наблюдениями с детьми, чтобы дать им стимул говорить о себе и своем обучения (например, «Я заметил, что… Почему ты сделал это?..»).
Регулярное, систематическое наблюдение является важнейшей частью работы педагогов дошкольных организаций. Оно позволяет им оказывать детям эффективную поддержку. Цели наблюдения должны быть четко поставлены с самого начала.
Наблюдение за развитием личности ребенка
Одна из причин, по которой должно вестись регулярное педагогическое наблюдение, — это регулярный мониторинг развития интересов каждого ребенка, хода его воспитания и эволюции эмоционального состояния. Навыки, описанные ранее в качестве целей, помогут педагогу при наблюдении за деятельностью ребенка. Педагог может каждый раз обращать свое внимание на отдельный навык и наблюдать его некоторое время систематически таким образом, чтобы иметь возможность оценить поведение ребенка. Идея состоит в том, чтобы выявлять и документировать потребности и интересы ребенка в период наблюдения, манеру, в которой ребенок выражает эти потребности и интересы, и связанную с этим деятельность. Когда педагог разговаривает с родителями о ходе развития ребенка, он будет сравнивать теперешнее поведение ребенка с поведением на более ранних этапах развития. Наблюдения педагога будут дополнены наблюдениями родителей за поведением ребенка в рамках семьи.
Если у педагога создается впечатление, что прогресс в развитии ребенка в конкретной области незначительный, и он считает, что ребенку может понадобиться специальная помощь и поддержка, то он должен уделить этому особое внимание. В некоторых особых случаях вызвать эксперта, который даст обоснованные рекомендации педагогу и родителям и предложит помощь в поддержке особых потребностей ребенка.
Наблюдение за отношениями детей в сообществе
Это наблюдение также очень важно, поскольку позволяет педагогу выявить интересы и потребности сообщества детей и признаки, которые помогут ему в формировании рабочих планов, выборе новых материалов и оформлении групповых помещений.
Темы, которые будут предложены детям в рабочих планах, определяются с помощью вопросов, которые им задают, содержанием их игры и поведением. Наблюдая за детьми, можно определить социальные отношения в сообществе детей, то есть кто с кем играет, как часто, кто играет в одиночку и т. п. Профессиональный взгляд педагога должен выявлять по поведению каждого ребенка вопросы или проблемы, связанные с его развитием.
Правила наблюдения
Данные, установленные с помощью наблюдения, классифицируются в зависимости от темы исследования. Помимо наблюдения, ведущегося в случайном порядке на ежедневной основе, педагоги должны выделить время для систематического наблюдения. Предполагается, что каждый ребенок наблюдается отдельно, по меньшей мере двумя коллегами.
В зависимости от цели наблюдения педагог должен дать точное описание того, что делает ребенок или несколько детей, каким образом и как часто. Педагоги наблюдают за деятельностью детей и документируют свои наблюдения, избегая общих суждений о наблюдаемом ребенке. В этом плане полезны встречи коллег, предоставляющие педагогам возможность учитывать мнения друг друга, преодолевая субъективный характер наблюдения.
В документации пункты, ставшие объектом наблюдения (табл., п. 1), предположения о возможных причинах (табл., п. 2) и оценки (табл., п. 3) должны быть указаны отдельно. Подробное документирование командой педагогов помогает дифференцировать то, что происходит в Детском саду, и то, как эти события должны быть интерпретированы.
Шаги наблюдения — пример
Шаги |
Примеры |
1. Наблюдение и описание |
Саша, 3 года, показывает всем детям новый пожарный насос. Потом играет с ним в течение получаса, открывая и закрывая лестницу и расставляя маленькие фигурки так, словно они идут по лестнице вверх и вниз |
2. Интерпретация и обсуждение |
Днем ранее Саша бродил по комнате, не находя, во что играть в течение длительного времени. Возможные объяснения: |
3. Оценивание и решение |
Возможные выводы: |
Шаблон описания:
- Что случилось до наблюдаемой ситуации? Что делает педагог для этого? Что думает по этому поводу?
- Где произошла наблюдаемая ситуация?
- Какие возможности у ребенка действовать и выражать себя в этой ситуации и в этом месте?
При оценивании необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие признаки можно считать показателями удовольствия или неудовольствия ребенка?
- Какие признаки выражают внутреннее участие ребенка (вовлечение), отсутствие интереса (апатию) или сопротивление?
- Какие предположения высказывают педагоги дошкольного воспитания по поводу того, как ребенок выражает себя и как действует? Какие потребности и интересы могут обеспечить мотивацию для самовыражения и деятельности ребенка? Какие вопросы и темы могут занять ребенка в этот момент?
- Какие навыки ребенка могут быть идентифицированы в наблюдаемой ситуации?
В результате оценивания педагоги обсуждают:
- Как можно закрепить навыки детей?
- Какую поддержку следует оказать потребностям ребенка, исходя из его вопросов, как они могут помочь в поиске ответов? Какие стимулы могут дать другие дети и какие — педагоги?
- Что можно изменить при помощи педагога в сообществе детей в саду, оформлении площадей и выборе материалов, чтобы дать ребенку возможность проявлять инициативу в обработке интересующих его и желательных вопросов?
- Какие вопросы и темы помогут ребенку расширить кругозор?
Каждый ребенок имеет право быть объектом наблюдения. Он должен знать, что за ним наблюдают, и понимать, зачем это происходит. Если ребенок чувствует, что деятельность наблюдателя его беспокоит, наблюдение должно быть снято. Это решение нужно уважать. Но, как правило, дети наслаждаются вниманием, которое получают, когда педагог наблюдает за ними. Часто дети просят наблюдающего педагога почитать им заметки, которые он о них написал.
Рисунки, вопросы и комментарии детей в их оригинальной записи, а также заметки о предметах, которые важны для них, — все это нужно учитывать при документировании процесса развития каждого ребенка. Данный документ может быть полезен в период перехода к обязательному начальному образованию.
Условия наблюдения и документирования
Педагоги дошкольного воспитания:
- наблюдают за каждым ребенком (отдельно или в группе) регулярно и целенаправленно, а также обсуждают с родителями его поведение;
- записывают свои комментарии и оценивают их вместе с детьми в группе и их родителями;
- уделяют внимание всем детям, а не только тем, кто нуждается в повышенном внимании;
- фиксируют объяснения, которые дают дети, и мнения родителей, отмечают прогресс каждого ребенка и путь, который он прошел, чтобы достичь чего-либо;
- в случае необходимости разрабатывают вместе с родителями план поддержки ребенка в будущем;
- ведут письменный архив результатов анализа наблюдений, проводимого вместе с детьми, их семьями, учитывая эти результаты при документировании развития каждого ребенка. Для ведения архива могут быть использованы не только письменные документы, но и другие средства;
- предоставляют детям и родителям доступ к такой документации.