Педагогические условия использования музыкальных этюдов при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Крылова Елена Сергеевна

Педагогические условия использования музыкальных этюдов при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.е.«придумывание» и исполнение танца происходит одновременно.

В поисках средств, активизирующих детское творчество не нужно ограничиваться рамками музыкальных занятий. В условиях детского сада творчество детей, в том числе творчество в танце, может развиваться не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной, свободной художественной деятельности детей.

Для развития танцевального творчества дошкольников и детей младшего школьного возраста наиболее эффективным средством являются музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Необходимо отметить, что только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребенок:

— эмоционально отзывался на музыку,

— верил в необычную ситуацию,

-мог выполнить движения с воображаемыми предметами,

-свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

При этом зачастую дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.

Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;они скованны, неактивны, мало эмоциональны.

Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.

В рамках настоящего исследования проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 245» (далее-МБДОУ), в исследовании приняла участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная- 20 детей, контрольная – 20 детей.

Проанализировав ситуацию в МБДОУ, сделан вывод, что в процессе педагогической деятельности был выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой, влияющих на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Обучению недостает продуманной систематичности, включающей специальные занятия.

Нет системы работы по данному направлению.

Причины проблем:

В процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения им не разъясняются.

Кратковременность периодов обучения не позволяет запомнить образцы.

Из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь незначительное их число, (отсутствие накопления двигательного опыта).

На занятиях не отводится время для обучения исполнительским навыкам ребенка.

Недостаточное внимание и плохое оснащение развивающей (музыкально-двигательной) среды.

Отсутствие навыков у родителей, чтобы уделить внимание движению детей под музыку, так как бессильны в данном виде деятельности.

Отсутствие музыкального репертуара для танцевальных импровизаций.

Нет продуманного плана обучения основным движениям (музыкально-ритмическим, танцевальным).

Проблема развития творческих способностей у детей состоит ещё и в том, что в исследовании необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

В этом случае поднимается проблема о методах, средствах, которые могут быть использованы, чтобы способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.

Общая цель:

Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

1. Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

2. Обновить развивающую среду по данному направлению.

3. Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.

4. Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Выполнение данных задач будет способствовать развитию у детей:

1. Музыкальности:

— способность к воспроизведению музыки;

— умение чувствовать ее характер;

— понимать содержание.

2. Заложит базу музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для дальнейшей самостоятельной деятельности:

 — научить основным танцевальным движениям;

— научить основным схемам построения в танце:

— развивать способность к импровизации в движении (с предметами и без них).

3. Разовьет двигательные качества и умения:

— координацию движений, гибкость, пластичность;

— умения ориентироваться в пространстве;

— формировать правильную осанку, красивую походку;

— обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

4. Разовьет и поможет натренировать психические процессы:

— эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;

— творческое воображение и фантазию.

5. Приобщит дошкольников к языку танца, движений, разовьет способности видеть и понимать искусство

6. Разовьёт нравственно-коммуникативные качества личности:

— умение сопереживать другим.

— умение вести себя в группе во время движения в танце

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.

В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, педагогу и музыкальному руководителю необходимо обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи. Использовать активные формы работы с семьей, например, консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства, музыкально-литературные гостиные, а также мастер-классы.

Родители должны быть активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений. Здесь взрослые превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время. 

Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования проведена диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.

На формирующем этапе исследования была проведена работа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой в экспериментальной группе.

На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования была проведена повторная диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.

 

 

Внедрение в педагогический процесс комплекса музыкальных игр-этюдов в процессе развития танцевального творчества детей

На констатирующем этапе исследования для выявления уровня развития ладового чувства детей старшего дошкольного возраста, использовались специальные задания в форме совместной подгрупповой (по 3 – 4 ребенка) деятельности.

Диагностика была проведена в экспериментальной и контрольной группе, результаты представлены в таблице 1(см. Приложение 1).

Данные проведенной работы занесены в протоколы (приложение 2), составлены диаграммы, которые были подвержены количественной и качественной обработке данных.

Для выявления уровня развития музыкально-слуховых представлений детей старшего дошкольного возраста, использовались специальные задания в форме совместной подгрупповой деятельности (по 3 – 4 ребенка).

На основе количественного и качественно анализа данных полученных в ходе исследования были выявлены следующие результаты: в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития музыкально слуховых представлений составляет 25%, в контрольной —  20%; средний уровень развития музыкально-слуховых представлений выявлен у 35% испытуемых экспериментальной и у 50% испытуемых контрольной группы; низкий уровень развития музыкально-слуховых представлений наблюдается у 40% испытуемых экспериментальной группы и у 30% испытуемых контрольной группы.

Результаты определения уровня развития музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2 (приложение 1).

Для выявления уровня развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста, использовались специальные задания в форме совместной подгрупповой (по 3 – 4 ребенка) деятельности.

На основе количественного и качественно анализа данных полученных в ходе исследования были выявлены следующие результаты: в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития чувства ритма составляет 10%, в контрольной – 20%; средний уровень развития чувства ритма выявлен у 45% испытуемых экспериментальной и у 35% контрольной группы; низкий уровень развития чувства ритма наблюдается у 45% испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

Диагностика была проведена в экспериментальной и контрольной группе, результаты представлены в таблице 3 (приложение 1).

Данные проведенной работы занесены в протоколы (приложение 2), составлены диаграммы, которые были подвержены количественной и качественной обработке данных.

В соответствии с набранным количеством баллов по всем трем методикам был определен уровень развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

12-20 баллов – низкий уровень;

21-26 баллов – средний уровень;

27-36 баллов – высокий уровень.

На основе количественного и качественно анализа данных, полученных в ходе исследования, были выявлены следующие результаты: в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей составляет 25%, средний уровень развития музыкальных способностей выявлен у 40% испытуемых, а низкий уровень развития музыкальных способностей наблюдается у 35% испытуемых.

Результаты обследования уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 4 (приложение 1), таблицах 1, 3 (приложение 2) и на рисунке 1.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

0

10

20

30

40

50

Высокий

Средний

Низкий

 

 

Контрольная

Экспериментальная

 

 

Рисунок 1. Уровень развития музыкальных способностей детей экспериментальной и контрольной групп (констатирующий этап) (%)

Из данных, отраженных в рисунке 1, видно, что на констатирующем этапе исследования детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах в основном преобладает средний уровень развития музыкальных способностей.

На формирующем этапе эксперимента был составлен перспективный план работы по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ритмических занятий, включающий музыкально-ритмические разминки, игровые упражнения, музыкальные игры, парные и круговые пляски, сюжетные и характерные танцы, направленные на внедрение в.

Перспективный план комплекса занятий, направленный на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 9, конспекты занятий – в приложении 4.

Занятие проводилось раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Каждое занятие состояло из трех частей (вводная, основная и заключительная часть).

Вводная часть проводится в виде разминки (разогрев всех групп мышц) – 7 минут.

Основная часть занятия: игроритмика (танцы – игры по кругу под чтение стихов), музыкально-ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве, способствующих развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста – 20 минут. 

Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 3 минуты.

Занятие по ритмике «Осень в гости к нам пришла», целью которого было развитие музыкально-ритмических навыков, развитие умения реагировать на характер музыки и передавать его в движении, развитие умения действовать в соответствии с текстом.

В вводной части занятия была проведена беседа об осени, в ходе которой дети вспомнили осенние приметы, рассказали, какие овощи и фрукты собирают осенью в саду и в огороде.

Затем детям было предложено отправиться на прогулку по осеннему парку. В ходе музыкально-ритмического упражнения «Прогулка», направленного на развитие ладового чувства, дети под медленную музыку спокойно гуляли, а услышав легкую отрывистую «музыку дождя» убегали в дом (на стульчики) легким танцевальным бегом. При выполнении данного упражнения обращалось внимание на то, чтобы дети своевременно меняли движения, чтобы движения соответствовали характеру музыки. Сложность данного упражнения заключается в том, что оба музыкальных отрывка («Сарабанда» И. Пахельбеля и «Дождик» Г. Свиридова) исполнялись без перерыва.

В основной части занятия проводилась игра со словом «Осенние листочки». Для этого предварительно с детьми были разучены упражнения для рук – плавные движения руками вверху «Ветерок» и снизу вверх «Красим заборчик».

Разученные упражнения для рук далее использовались в «Танцевальном этюде с осенними листьями» музыка В.А. Моцарта «Lisondormait». В этюде закреплялись движения, изученные на занятии. Сначала дети гуляли спокойным шагом – обращалось внимание на то, чтобы шаг выполнялся на каждую четверть. На вторую часть музыки дети медленно и плавно поднимали руки вверх с листочками. Данное движение способствовало развитию ладового чувства и музыкально-слуховых представлений, так как дети должны были внимательно слушать музыку и на crescendo (усиление звучания) поднимать руки.

В заключительной части занятия проводилась музыкально-ритмическая игра «Осень спросим», которая направлена на развитие чувства ритма. По ходу игры дети проговаривали текст и прохлопывали ритм руками или показывали соответствующие движения. Дети учились выполнять роли осени и дождика, а также отвечать на вопросы хором в заданном темпе и ритме, слушать друг друга, хорошо проговаривать слова, убегать от дождика легким бегом в соответствии с характером музыки.

Для развития ладового чувства, ритмического слуха (чувства сильной доли), координации движений рук и ног в процессе ходьбы, умения сочетать движения с музыкой и со словом, а также быстроты реакции использовалась музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники» А.И.Бурениной, музыка М. Старокадамского.

Выполняя данное музыкально-ритмическую композицию, дети учились согласовывать свои движения с темпом музыки и словами песни, следили за своевременной сменой движения. Трудность композиции «Веселые путешественники состояла в том, что детям нужно было менять движения в соответствии с текстом песни, но еще и передавать изображаемый персонаж. Сначала все движения проучивались без музыки и в медленном темпе, чтобы дети запомнили песню, чередование персонажей, а затем выполняли под музыку. На последующих занятиях по ритмике велась работа по отработке движений и выполнению их в характере музыки – весло, непринужденно, быстро.

Для развития музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма использовалось музыкально-ритмическое упражнение «Упражнение для рук» Т.И. Суворовой, музыка — романс М.И. Глинки «На заре ты ее не буди».

Упражнение для рук используется для развития плавных, мягких движений рук, а также для развития умения воспринимать и передавать в движениях музыкальную фразу. При разучивании данного упражнения сначала использовался зеркальный показ педагога, чтобы дети отработали плавность движения руки, следили за кистью, не наклонялись. При выполнении данного упражнения под музыку обращалось внимание на то, чтобы дети распределяли движения рук на то время, когда звучит та или иная музыка (не поднимали или не опускали руки слишком быстро), выполняли движения плавно, пластично, соизмеряли свои движения с музыкальными фразами, слышали в музыке длинные и короткие фразы.

Для развития слухового и зрительного внимания, тембрового слуха и чувства ритма использовалась игра с инструментальным сопровождением «Девочки-мальчики» Н. Щербаковой.

Дети сидят на стульях, стоящих вдоль стены. Спиной к ним на расстоянии нескольких метров сидит или стоит ребенок с закрытыми глазами – водящий. Педагог молча подает знак тем, кто начинает игру. Если он ставит руки на пояс-встают мальчики. Если же берется руками за воображаемую юбку-встают девочки.

Основная сложность игры заключалась в совместном прохлопывании ритмического рисунка.

Для развития умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроения в звучании, развития умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, различать 2-частную форму музыкального произведения на занятиях ритмикой разучивался танец «Круговой галоп».  Музыка: венгерская народная мелодия.

В первый раз танец проводится по показу и с участием педагога для того, чтобы подчеркнуть разнообразный характер отдельных моментов танца: задорный, веселый общий галоп первой части музыки (1-8 такты), ширину и размах хлопков, юмористический характер испуга и снова веселое кружение – во второй части (9-16 такты). При разучивании данного танца обращалось внимание на то, что в соответствии с характером музыки шаг галопа нужно исполнять легче, отскок сильнее и выше.

Танец «Круговой галоп» учит детей действовать в коллективе (выполнять все движения одновременно), воспитывает коммуникативные качества личности.

Занятие по ритмике «Сказочный ритм». Цель занятия была в развитии ритмического слуха посредством поэтических текстов, в развитии представлений о долгих и коротких звуках, паузах.

Занятие проходило в форме путешествия по страницам книги Ритма (книга и ее страницы демонстрировались на слайдах).

На занятии детям предлагалось с помощью шумовых и музыкальных инструментов озвучить стихотворение «Зимнее рондо» Т. Тютюнниковой. Дети сами выбирали инструменты, уточняя какой это инструмент – шумовой или музыкальный, затем дети подбирали к нужным персонажам или строкам стихотворения соответствующий инструмент. Затем детям было предложено задание подобрать к часам (башенным, напольным и настенным) соответствующие по длительности звуки. Сначала дети определили звучание разных часов. Дети сами пришли к выводу о том, что звуки у разных часов будут разными по длительности: у настенных – быстрые, у башенных — медленные, а у напольных — неторопливые.

В конце занятия дети исполнили танец «Часики» из мультфильма «Фиксики», в котором закреплялись умения детей ритмично выполнять движения и менять их в соответствии с текстом песни. Танец «Часики» способствует развитию чувства ритма, музыкально-слуховых представлений и ладового чувства. 

Для развития слухового внимания, чувства ритма, тембрового слуха (способности различать звучание детских музыкальных инструментов на занятии по ритмике использовалась игра «Найди музыкальный инструмент» Н. Щербаковой. Музыка: русская народная мелодия «Я на горку шла». Дети стоят по кругу. Трое из них держат музыкальные инструменты (бубен, погремушку, барабан) и находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. В центре круга ребенок-водящий.

Игра представляет определенную сложность, так как детям необходимо не только выбрать из одновременно звучащих инструментов нужный, но правильно определить место, где он находится. Игра постепенно усложняется добавлением еще оного или двух музыкальных инструментов.

Для развития основных средств музыкальной выразительности: темпа (ускорение и замедление), динамических оттенков, формы произведения (двухчастная), а также для развития способности различать жанр музыкального произведения на занятии использовался хоровод «Калинка» Т.И. Суворовой.

Для развития музыкальной памяти, внимания и организованности коллективного действия на занятии ритмикой использовалось игровое упражнение «Запомни музыку». Музыка: четыре французские народные мелодии, обработка Ж. Векерлена и Ш. Видора.

Для развития слухового внимания и памяти, чувства ритма, тембрового слуха, умения действовать под музыку всем вместе и индивидуально; для воспитания выдержки и коммуникативных качеств личности на занятие по ритмике был включен танец-игра «Оркестр» из «Танцевальной ритмики для детей №2» Т.И. Суворовой. Музыка Б. Сметаны «Танец».

В данной игре дети упражнялись в умении разделять инструментальное произведение на фразы и выполнять соответствующие действия на музыкальных инструментах. В игре дети учились действовать как всем вместе, так и по одному, ориентируясь на звучание определенной музыкальной фразы. Солистам отводилась ведущая роль, так как от того, как правильно они передадут ритмический рисунок зависит то, насколько правильно его исполнят дети. 

Сложность данной игры состояла еще и в том, чтобы под достаточно быструю музыку успевать выполнять соответствующие движения, что способствует развитию координации движений и ориентировки в пространстве (солисты и группы детей бегали в разных направлениях и в разных кругах).

В ритмические занятия включались игры с пением, цель которых развитие слухового внимания, тембрового слуха, чувства ритма, координации пения с движением. В игре «Мышеловка» Т. Бабаджанвсе дети стоят цепочкой за ведущим. Недалеко от них двое ребят делают «мышеловку» — составляют маленький кружок. На слова: «Хлоп-хлоп» — дети, слегка присев, 2 раза хлопают по коленям. 

Итоговое занятие строилось на раннее изученном материале. В ритмическое занятие входили различные игры под чтение стихов (игроритмика), танцы, этюды, музыкальные игры, которые изучались детьми в течение года. Большинство детей хорошо запомнили пройденный материал и смогли его воспроизвести без подсказки педагога

Таким образом, был разработан и апробирован на практике комплекс занятий, направленный на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ритмикой.

 

 

Список использованной литературы

1.                Бекина, С. И. Музыка и движение : (упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет) : из опыта работы музыкальных руководителей детских садов / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – Москва : Просвещение, 1983. – 208 с.

2.                Богаткова, Л. Н. Танцы для детей : [с методическими пояснениями] / Л. Н. Богаткова. – Москва :Детгиз, 1959. – 381 с.

3.                Буц, Л. М. Подвижные игры под музыку / Л. М. Буц. – Киев :МузичнаУкраiна, 1987. –95 с.

4.                Веселова, И. С. Современные методики развития танцевального творчества дошкольников / И. С. Веселова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 208–211. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-razvitiya-tantsevalnogo-tvorchestva-doshkolnikov (дата обращения: 08.12.2022).

5.                Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду : методический материал / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1981. – 240 с.

6.                Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр : монография / Н. А. Ветлугина. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – 248 с.

7.                Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 1999. – 534 с.

8.                Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва :Academia, 2005. – 317 с.

9.                Горшкова, Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5–7 лет творчества в танце : пособие для музыкальных руководителей детских садов / Е. В. Горшкова. – Москва : Изд-во «Гном и Д», 2002. – 120 с.

10.           Груздова, И. В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И. В.Груздова, Е. К. Лютова, Е. В. Никитина. – Изд. 2-е, стер. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 254 с.

11.           Данилина, Д. Р. Воспитание музыкально-ритмических навыков в детских играх / Д. Р. Данилина // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Международной научной конференции (г. Казань, июнь 2020 .). – Казань, 2020. – С. 8–9. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15881/ (дата обращения: 07.12.2022).

12.           Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада : (из опыта работы) / И. Л. Дзержинская. – Москва : Просвещение, 1985. – 160 с.

13.           Елисеева, Н. А. Музыкальные игры с предметами как средство познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста / Н. А. Елисеева // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2016. – № 1. – С. 259–260. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25614859_32638375.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

14.           Ермакова, Н. А. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной игры в условиях ДОУ / Н. А. Ермакова // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира : материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции : в 2 частях. – Комсомольск-на-Амуре, 20 апреля 2017 года. – Комсомольск-на-Амуре, 2017. – Ч. 1. – С. 83–87. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29242960_42564523.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

15.           Жуйкова, А. А. Развитие музыкальных способностей детей 4–5 лет в системе дополнительного музыкального образования / А. А. Жуйкова // Концепт. – 2016. – № 9. – С. 152–161. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnyh-sposobnostey-detey-4-5-let-v-sisteme-dopolnitelnogo-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.12.2022).

16.           Зимина, А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду : пособие для музыкального руководителя / А. Н. Зимина. – Москва : Просвещение, 1971. – 96 с.

17.           Зимина, И. А. Педагогические условия развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх-этюдах / И. А. Зимина // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Липецк, 27 мая 2021 года. – Липецк, 2021. – С. 119–123. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47210847_13193948.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

18.           Карева, С. С. Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальных играх-этюдах в студии дополнительного образования / С. С. Карева // Студенческое сообщество и современная наука : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Елец, 07 апреля 2022 года. – Елец, 2022. – Вып. 8. – С. 356–360. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48563611_69158303.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

19.           Крюкова, А. И. Детская игра в музыке как фактор воспитания личности ребенка / А. И. Карева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 21. – С. 115–118. –  URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21582242_12581460.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

20.           Лепко, И. В. Музыкальные игры для детей : для пения (соло, хор) в сопровождении фортепьяно (баяна) / И. В. Лепко. – Ленинград : Советский композитор, 1984. – 76 с.

21.           Мартынова, И. Ю. Педагогическая технология «Развитие музыкальных способностей детей средствами театрального искусства» / И. Ю. Мартынова // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов : cборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 мая 2020 года. – Петрозаводск, 2020. – С. 105–108. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42936376_49275796.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

22.           Методика музыкального воспитания детей: (от детского сада – к начальной школе) : методический материал / Ю. Б. Алиев. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 351 с.

23.           Михайлова, О. Б. Музыкальные игры как средство коммуникативного развития дошкольников / О. Б. Михайлова // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития : cборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 31 декабря 2017 года. – Чебоксары, 2017. – С. 96–99. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32389751_29639108.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

24.           Мочалов Д. В. Развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе / Д. В. Мочалов // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 7. – С. 257–262. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-lichnosti-v-samodeyatelnom-horeograficheskom-kollektive (дата обращения: 08.12.2022).

25.           Музыка и движение : (упражнения, игры и пляски для детей 3–4 лет) : из опыта работы музыкального руководителя детского сада / авт.-сост. С. И. Бекина [и др.]. – Москва : Просвещение, 1981. – 158 с.

26.           Музыка и движение : (упражнения, игры и пляски для детей 6–7 лет) : из опыта работы музыкального руководителя детского сада / авт.-сост. С. И. Бекина [и др.]. – Москва : Просвещение, 1984. – 283 с.

27.           Музыкальные игры : водевили, музыкальные сказки, танцевальные сценки : для пения (соло, хор) в сопровождении фортепьяно : в 2 выпусках. – Москва : Музыка, 1976. – Вып. 2. – 59 с.

28.           Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду : из опыта работы музыкальных руководителей детских садов г. Москвы : сборник / сост.: Каява Е. Е. [и др.]. – Москва :Учпедгиз, 1957. – 174 с.

29.           Нестеренко, Н. В. Музыкальные игры-этюды как средство развития танцевального творчества у детей / Н. В. Нестеренко // Хореография для всех :[сайт].  – URL: https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=13_180_1483 (дата обращения: 07.12.2022).

30.           Никишкин, В. А. Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью музыкально-ритмических игр / В. А. Никишкин, Н. Н. Бумарскова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12. – С. 263–267. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47958689_79603555.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

31.           Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. – Москва :Этрол, 2005. – 157 с.

32.           Петренко, С. С. Особенности музыкальных игр и игр на музыкальном материале / С. С. Петренко // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1. – С. 195–198.

33.           Петрова, И. А. Музыкальные игры для дошкольников / И. А. Петрова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2011. – 102 с.

34.           Поддубная, Е. А. Музыкальные игры : двигательные, пальчиковые, песенки-игры для дошкольников / Е. А. Поддубная. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2021. – 71 с.

35.           Пономарева, Е. В. Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы / Е. В. Пономарева // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). – 2016. – № 4. – С. 124–127. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-tvorcheskoe-razvitie-doshkolnikov-idei-podhody (дата обращения: 08.12.2022).

36.           Радынова, О. П. Развитие творчества дошкольников в музыкальной игре-сказке / О. П. Радынова // Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л. С. Выготского, Москва, 15–16 ноября 2016 года / под ред. Т. Н. Сахаровой. – Москва, 2016. – Т. 1. – С. 433–438. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36919588_42342049.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

37.           Резникова, З. П. Танцы для детей / З. П. Резникова. – Москва : Советская Россия, 1968. – 119 с.

38.           Танцуют дети : сборник / сост. М. Ф. Попова. – Москва : Советская Россия, 1989. – 64 с.

39.           Фирилева, Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для вузов / Ж. Е. Фирилёва, А. И. Рябчиков, О. В. Загрядская. – Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 157 с.

40.           Шабалина, Э. И. Коммуникативные танцы и игры в социально-личностном развитии дошкольника в рамках ФГОС / Э. И. Шабалина // Наука и образование : Новое время. – 2015. – № 2. – С. 369–371. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23894174_36296822.pdf (дата обращения: 07.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

41.           Шарова, Н. И. Детский танец : учебное пособие / Н. И. Шарова. – Санкт-Петербург : Лань, 2011. – 63 с.

 

×
×