Автор: Курушина Анастасия Алексеевна
Профессиональное воспитание студентов вузов предполагает целенаправленное формирование у них профессиональных знаний, умений, ценностных ориентиров и мотивов, необходимых для успешной будущей деятельности. В современном педагогическом дискурсе его рассматривают как особый вид воспитательной деятельности, ориентированный на развитие будущей профессиональной личности. Так, В. З. Юсупов отмечает, что профессиональное воспитание выступает как: «специфический вид деятельности педагогов профессионального образования и требует новых концептуальных подходов, направленных на формирование личности будущих специалистов и повышение их готовности к профессии»[1]. Таким образом, наряду с учебной подготовкой необходимы определённые педагогические условия, обеспечивающие интеграцию научных знаний и практических ценностей, формирующие профессиональные качества студента. В работе анализируются ключевые условия, стимулирующие профессиональное воспитание: благоприятная образовательная среда, наставничество и социальная поддержка, профессиональная ориентация, внеучебная деятельность, диалог культур и использование цифровых технологий в обучении.
Ключевым педагогическим условием профессионального воспитания является образовательная среда вуза – комплекс специально организованных условий обучения и воспитания. Образовательная среда рассматривается как «психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития»[2]. Именно в такой среде обеспечивается взаимодействие студентов и преподавателей, реализация учебных и воспитательных программ. При этом важно, чтобы среда была комфортной и развивающей. Исследования показывают, что психологически комфортная образовательная среда оптимизирует личностный потенциал учителя или студента и способствует открытости к инновациям[3]. В контексте вуза это означает необходимость создания благоприятной атмосферы взаимоподдержки, доверия и творческой активности: аудитории, лаборатории, библиотека, электронные ресурсы и др. должны сочетаться с приобщающей культурой и ценностями профессии. Оптимально выстроенная образовательная среда как условие развития личности помогает будущему специалисту не только получать профессиональные знания, но и интегрировать их в целостную систему мировоззрения и поведенческих установок.
Другим важным условием профессионального становления студента является система наставничества. Под наставничеством в вузе понимают персональное сопровождение обучающегося более опытным преподавателем или старшим студентом, передающим профессиональный опыт и ценности. Наставник помогает ориентироваться в учебной программе, планировать практику, а также формирует у студента интерес к будущей профессии через конкретные примеры. Взаимодействие с наставником способствует не только освоению компетенций, но и социальной адаптации молодого специалиста в профессиональном сообществе. Система наставничества создаёт условия индивидуального подхода, учитывающего уникальные способности и потребности студента, что помогает повысить его мотивацию и сформировать ответственные профессиональные установки. Кроме того, родственной формой поддержки выступают кураторские группы, профессиональные сообщества и клубы по интересам, где студенты получают непрямую консультацию от более опытных товарищей и преподавателей, укрепляя свой профессиональный потенциал.
Целенаправленная профориентация студентов в вузе способствует осознанному выбору профессионального пути и укрепляет мотивацию обучения. На начальных этапах обучения проводятся специальные лекции, тренинги и консультации, помогающие формировать представления о структуре профессии, перспективах развития отрасли и компетенциях специалиста. Кроме того, важными инструментами являются преддипломная и производственная практика, где студент впервые встречается с реальными задачами будущей профессии под руководством опытных наставников[4]. Такая деятельность позволяет студентам экспериментировать с профессиональными ролями и принимает решение о дальнейшем профессиональном пути. Учебные курсы, семинары и встречи с выпускниками и работодателями расширяют профессиональный кругозор и формируют необходимые профессиональные ценности. Таким образом, создание условий для профессиональной ориентации (включая консультирование, ярмарки вакансий, стажировки) является неотъемлемой частью профессионального воспитания студентов.
Внеучебная деятельность студентов включает разнообразные формы активностей — научные кружки, клубы по интересам, волонтёрские проекты, спортивные секции, культурно-просветительские мероприятия и т.д. Именно в этих дополнительных практиках студенты закрепляют навыки командной работы, ответственности и креативности, учатся применять академические знания на практике. Как отмечается в исследованиях (на примере американских школ), внеклассные активности «предоставляют учащимся возможности усваивать ценности командной работы, индивидуальной и групповой ответственности, а также чувство культуры и сообщества»[5]. Они создают канал для закрепления знаний и их реального применения, что является частью всестороннего образования. Для студентов в вузе участие во внеучебных проектах (например, совместная научная или инженерная деятельность, организаторская работа на мероприятиях, стартапы) усиливает профессиональное воспитание: учащиеся развивают практические компетенции, управленческие навыки, творческое мышление и устойчивость перед сложными задачами. Вовлечение в студенческое самоуправление и профессиональные сообщества также формирует умение работать в команде и личную ответственность, что существенно влияет на развитие профессиональных качеств.
Цифровая трансформация образования становится существенным вызовом и возможностью для профессионального воспитания. Современный вуз переходит на «новый формат работы, формирующий и развивающий цифровую культуру»[6]. Успешный переход к новым моделям воспитания возможен при условии адаптации системы подготовки студентов к цифровым изменениям. Появление электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) открывает студентам доступ к богатым ресурсам: онлайн-курсам, цифровым библиотекам, профессиональным базам данных и международным форумам. В таких условиях организуется информационно-средовой подход к воспитанию будущих специалистов. Студенты не только взаимодействуют с преподавателями через цифровые сервисы, но и самостоятельно расширяют свои знания, участвуя в вебинарах, научных онлайн-конференциях, просматривая методические видео и статьи по своей специальности[7]. Интегрированные электронные платформы воспитывают у обучающихся навыки самостоятельного поиска информации, критического мышления и цифровой компетенции, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. При этом важно, чтобы цифровые технологии служили не самоцелью, а средством усиления воспитательного воздействия, направляя студентов на усвоение профессиональных норм и этики в новых форматах обучения.
Как мы видим, эффективное профессиональное воспитание студентов в вузе опирается на системную реализацию ряда педагогических условий. К их числу относятся продуманная образовательная среда, стимулирующая развитие личности и профессиональных установок; наставничество и поддержка со стороны педагогов и опытных коллег; осознанная профориентационная работа; активная вовлеченность студентов во внеучебные практики и проекты; освоение культурного многообразия через международный диалог; а также использование цифровых технологий как среды обучающего и воспитательного взаимодействия. Только комплексное сочетание этих условий создаёт устойчивую основу для формирования у будущих специалистов высокого уровня профессионализма и ответственности. Профессионально-воспитательная деятельность в вузе призвана не только передавать студентам специализированные знания, но и формировать у них профессиональное мышление, ценности и устойчивые нравственные ориентиры, отвечающие требованиям современного общества.