Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников

Автор: Александра Анатольевна Анатова

 

Интерес – один из базисных постулатов преподавания, а также вступает в число основных эмоциональных закономерностей. Специалисты по психологии, а также преподаватели постоянно решали одну значительную проблему – как поступить таким образом, для того чтобы смотивировать детей к учебе.

Д. Б. Эльконин подмечал: «Точка зрения ученика – не просто точка зрения учащегося, посещающего среднее учебное заведение, выслушивающего педагога, а также осторожно исполняющего задачи, это – точка зрения лица, улучшающего самого себя».

Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос –  как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Познавательный интерес – непростое, неоднозначное явление, которое можно анализировать с двух сторон. Во-первых, познавательная заинтересованность представляется, как способ преподавания, как внешний вид мотива, с которым связан вопрос занимательности. Во-вторых, познавательная заинтересованность считается ценнейшим аргументом тренировочной работы ученика. Для создания, которого мало внешних влияний, они обязаны ссылаться на интересы самого ребенка. По этой причине возможно отметить внутреннее, а также внешнее проявления познавательной заинтересованности, а, таким образом, требование, оказывающие большое влияние на его развитие имеют все шансы разделяться на внутренние и наружные.

В психолого-педагогической литературе круг интересов детей характеризуется, как круг интересов вместе с очень проявленным психологическим взаимоотношением, что в особенности наглядно, в содержании интересов. Заинтересованность к вдохновляющим прецедентам, к взаимоотношению явлений натуры, происшествий существования, дают возможность заявлять касательно многосторонних заинтересованностей детей. Имеется ряд мер формирования познавательного интереса. Это интерес, любознательность, а также общетеоретическая заинтересованность.

Интерес – непосредственный ответ лица во все, без исключения, неведомое. Интерес, спровоцированное внезапным итогом навыка, занимательным прецедентом, притягивает интерес обучающегося к использованному материалу непосредственно этого знания, никак не переключаясь в прочие обучения. Это слабая, ситуационная заинтересованность.

Любознательность – выражение стремления основательнее понять, а также осознать исследуемое проявление. В данном случае учащийся как правило энергичен на уроке, предлагает сделать проблемы, принимает участие в обсуждении итогов презентаций, приводит свои образцы, разбирает вспомогательную литературу, проектирует оборудование, выполняет эксперименты. Но любознательность учащегося нередкого никак не расширяется в исследование в целом объекта. Изучаемый материал может оказаться для него унылым, а также никак не занимательным. По этой причине немаловажно сохранять любознательность, а также стараться создать для обучающихся стабильную заинтересованность к дисциплине, присутствие коем учащийся осмыслит текстуру, логику направления, применяемые в способах отыскивания, а также подтверждения новейших познаний, к обучению его охватывает непосредственно процедура преподавания новейшим познаниям, а независимое разрешение трудностей принесет удовольствие.

К основным методам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее:

– Метод эмоционального стимулирования;

Формирование условий моральных переживаний (чувствительная, яркая история), применение условий занимательности, прочтение стихов,
частей фильмов.

– Создание ситуации успеха в учении;

Занятие считается значимым катализатором появления, а также формирования познавательного интереса. Желание к триумфу свойственно любому обучающемуся, вне зависимости с этого, равно как некто обучается. Применение преуспевания с целью стимуляции познавательного интереса потребует эмоционального настроения педагога в позитивное вместе с обучающимися. Необходимо иметь в виду то что, проектируя тренировочную работу обучающихся, обеспечивающую результат, следует принимать во внимание настоящий степень познаний, а также умений обучающихся, их персональные характерные черты, а также способности. Значимой считается, кроме того, также психическая организация обучающихся к тому, то что их работа станет эффективной, их настроение в благоприятный итог обучении. Добивается данное разными способами, с помощью желания к триумфу, хвалой в ходе деятельность, презентацией позитивных результатов работы обучающихся классу и т.д.

– Создание ситуации познавательного спора;

Учебная дискуссия – обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания, учащихся к обсуждаемым проблемам. Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Дискуссия – прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у них интереса, она дает учащимся возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других.

– Проведение познавательных игр.

Игра уже давно применяется как способ возбуждения заинтересованности к учению. Интересный вид развлечения, захватывающая обстановка дает возможность овладеть существенный размер данных, в относительно маленький период углубить, классифицировать познания, однако незаменимым обстоятельством в этом случае считается базисная взаимосвязь вид развлечения вместе с использованием материала заданий.

Таким образом, познавательный интерес младших школьников
представляет собой важный момент в обучении и в то же время является
жизненно-необходимым условием становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Костаева, Т. В. Формирование устойчивого учебнопознавательного интереса школьников в процессе их профессиональноличностного самоопределения [Текст] : дис. канд. пед. наук : / Т. В. Костарева. – Саратов, 2010. – 194 с.

2. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. М. : Знание, 2009. — 246 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c.

5. Слинкина, О. А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса [Текст] / О. А. Слинкина. — М. : Просвещение, 2004. — С. 234.

×
×