Автор: Вебер Инга Сергеевна
Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности.
Вебер Инга Сергеевна, учитель английского языка
В статье автор исследует феномен познавательной активности и рассматривает необходимые условия для ее повышения.
Учитель играет весомую роль в развитии познавательной активности учащихся и может способствовать активизации деятельности школьника.
Главным здесь можно назвать четкое объяснение и изложение учебного материала, регулярный опрос, системность в работе, которая помогает развить определенные навыки. Самым важным является доброжелательность со стороны учителя, помощь ребенку в усвоении нового. Благодаря всему этому ребенок находится в состоянии покоя и не чувствует дискомфорт, он не боится ошибаться и тем самым может без проблем высказывать свое мнение, предлагать решения проблемы, задачи, не боясь осуждения со стороны педагога. Ученик испытывает радость успеха и может творчески мыслить, его интерес к изучению предмета растет и формируется познавательная самостоятельность.
Можно конкретизировать и обозначить основные условия для появления познавательной деятельности:
l Создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в ученическом коллективе
l Формирование ситуации успеха для каждого
l Включение ученика в активность на занятии, использование коллективной формы работы
l Привлекать к работе нестандартные материалы для увеличения интереса
l Больше практики
l Решение реальных кейсов
В данном контексте активные методы изучения материала позволяют задействовать все уровни усвоения знаний. Важно привести ученика в высшей точке — творческой деятельности. Именно благодаря ей лучше всего усваивается учебный материал.
Активное обучение считается необходимым, так как с его помощью можно эффективно решать много задач, которые невозможно постичь традиционным обучением.
Можно создавать профессиональные мотивы и интересы, а не только познавательные.
Обучать коллективной работе, формировать социальные навыки общения, улучшать коммуникацию, что помогает принимать и самостоятельные решения тоже.
Воспитывать ответственность к делу, принимать социальные ценности не только коллектива, но и всего общества.
В педагогике используются многочисленные способы активизации познавательной деятельности. Разберем основные из них:
l Проблемный способ
l Работа над вопросом в микрогруппах
l Работа на опережение (подготовка доклада и выступление перед классом)
l Постановка в начале занятия вопроса, на который сами ученики смогут ответить в конце урока
l Написание опорного плана занятия
l Использование визуала ( карточки, картинки)
l Приглашение на занятие специалиста в данной теме
l Беседа «мозговой штурм»
l Уроки с теорией и практикой
Однако есть те условия, которых необходимо избегать:
l Нужно уходить от монотонности, отрываться от личного опыта.
l Нельзя допускать переизбытка информацией, что может спровоцировать утомление.
l Использовать одинаковые приемы для активизации познавательной деятельности, необходима новизна.
l Не нужно специально обучать определенным приемам, их ребенок должен постичь самостоятельно
Наблюдения наглядно демонстрируют, что знания будут устойчивыми если приобретены разными способами, а не механически заучены. Они должны формироваться за счет собственных размышлений над учебным материалом и закреплены творческой деятельностью.
Искусство педагога состоит в умении преподнести любой даже сложный материал доступно, наглядно и интересно. Чтобы ребенок сосредоточил своё внимание на главном, мог самостоятельно трудиться. Весь материал, данный на занятии, должен развивать мыслительную деятельность учащихся.
Грамотно поставленные вопросы, решение проблемы увеличивают успех освоения знания на 20%. Необходимо упомянуть, что также важна логичность в подаче материала, чтобы у ученика складывалась целостная картина мира. Если все закреплять примерами из личного опыта, применять наглядные пособия, то учение станет интереснее.