Педагогические условия трудового воспитания на современном этапе

Автор: Галимова Гульшат Исмагиловна

 Педагогические условия трудового воспитания на современном этапе

Педагогические условия организации трудового воспитания в детском саду играют важную роль в формировании у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.

Можно выделить следующие условия трудового воспитания в детском саду:

— развитие мотивации у детей к трудовой деятельности;

— создание соответствующих условий труда;

— информирование детей о порядке трудовых действий, трудовых операциях;

— опора на личный опыт ребенка;

— обеспечение оборудования для организации трудовой деятельности (леечки, совочки, лопатки, садовый инвентарь и т.д.);

— проведение обучающих занятий по организации различного вида труда;

— приобщение родителей к организации трудового воспитания в детском саду через участие в совместных трудовых проектах, акциях, десантах;

— развитие у родителей ценностей трудового воспитания, информирование о важности трудового воспитания в семье [8, с.53].

Рассмотрим эти условия более подробно.

Одним из условий трудового воспитания в детском саду является развитие мотивации у детей к трудовой деятельности. Развитие мотивации осуществляется путем следующих методов и приемов:

— беседы, в ходе которых воспитатель рассказывает о труде людей различных специальностей, например, рассказ воспитателя о полевом работнике может вызвать у детей желание вырастить огород на окне, а беседа о работе повара и кондитера может вызвать желание детей накрыть на стол, подежурить в столовой, сделать красивые бутерброды и т.д.

— чтение художественной литературы, в которой рассказывается об интересных трудовых действиях детей (Например, на примере рассказа Б. Пантелеева «Про Белочку и Тамарочку» детей знакомят с правилами стирки скатерти, которую Белочка и Тамарочка испачкали чернилами. После такого чтения с детьми можно организовать хозяйственно-бытовой труд по стирке кукольного белья).

— личный пример педагога, когда он приносит в группу новенькие горшочки для цветов, яркие пакетики с семенами и предлагает детям украсить клумбу весной, вырастив петунью. Такое предложение не оставит детей равнодушными, а так как дети проявляют интерес ко всему новому, то предложение вырастить петунью вызовет у них интерес.

— технология «ситуация», которая используется педагогом для привлечения детей к трудовой деятельности. Ситуации в группе могут возникнуть самые неожиданные: порвалась книжка, которую необходимо заклеить, починить, сломалась машинка на батарейках, которую тоже необходимо починить, приближается праздник, поэтому необходимо украсить бумажными гирляндами группу, ветер нанес листья в беседку, которые необходимо смести и т.д. Важно, чтобы педагог не только обращал внимание на те или иные проблемы, но и стимулировал детей на самостоятельный поиск и выполнение различных трудовых действий.

К условиям к организации труда дошкольников в условиях детского сада Ю.В. Черненко, Р. Амангелдикызы относят:

— систематичность детского труда;

— постепенность рабочей нагрузки;

— подбор оборудования для труда;

— создание рабочей атмосферы в группе [46, с.23].

Важным условием трудового воспитания в детском саду является информирование детей о порядке трудовых действий, трудовых операциях. Воспитатель для этого использует наглядные схемы, алгоритмы, проводит специальные занятия по обучению детей трудовым навыкам. Например, в ходе труда в природе, воспитатель знакомит детей с порядком полива растений, уборкой сухих листьев. После этого он предлагает выполнить поручения или подежурить в уголке природы. В старших группах проводятся специальные занятия по обучению детей ручному труду. Дети под руководством воспитания осваивают такие процессы, как работа с бумагой, клеем, ножницами, картоном. Они изготавливают книжки-малышки, закладки, веера, кораблики и т.д.

Еще одним условием трудового воспитания в детском саду является опора на личный опыт ребенка. Как известно, не все дети готовы трудиться, не все проявляют уважение к труду взрослых, не убирают за собой игрушки, не аккуратно складывают одежду и обувь, едят неаккуратно, разбрасывают фантики, одежду, не желают трудиться на участке, в природе или делают это неохотно. Воспитатель, наблюдая за дети, замечает, кого необходимо похвалить, а кого порицать за неаккуратность, лень, отсутствие желание трудиться. Для некоторых детей, не желающих трудиться, дополнительным источником мотивации может выступать соревнование. Например, воспитатель говорит: «Я посмотрю, кто из мальчиков нагребет большую кучу из сухих листьев». Или «Посмотрим, кто быстрее уберет лего Саша или Витя?». Или «У кого поделка более аккуратная у Миши или Жени?». Дети, особенно в старшем дошкольном возрасте стремятся быть лучшими, первыми. Поэтому соревновательный элемент может служить важным фактором мотивации и желания сделать что-то лучше.

Особого внимания, как отмечают Е. А. Алешанова, Н. В. Кочетова, В. А. Кутнякова, «требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны» [2, с.3].

Еще одним условием трудового воспитания в детском саду является обеспечение оборудования для организации трудовой деятельности (леечки, совочки, лопатки, садовый инвентарь и т.д.). Оборудование должно быть интересным и меняться в разных ситуациях. Например, воспитатель предлагает на Новый год сделать коробки для подарков, и дети начинают заниматься ручным трудом по изготовлению коробок. В следующий раз воспитатель приносит нитки макраме и предлагает научить детей делать красивые закладки и плести косички. Или воспитатель приносит набор настоящих отверток и предлагает мальчикам проверить мебель, не разболтались ли где-нибудь шурупы. Дети могут найти те шурупы, которые необходимо подкрутить: шпингалеты, шурупы на шкафах, кроватях, игрушках.

Важным условием трудового воспитания в детском саду является проведение обучающих занятий по организации различного вида труда. Это могут быть занятия по самообслуживанию «Уберем постель сами» или по ручному труду «Сделаем конверт для письма», или по пруду в природе «Посадка цветов в клумбу», или по хозяйственно-бытовом труду «Уборка шкафчиков с игрушками» и т.д. В ходе этих занятий воспитатель знакомит с порядком трудовых действий, развивает у детей трудовые навыки, поощряет стремление детей к аккуратности, порядку, развивает трудолюбие.

Каждый педагог, как отмечает В. Н. Авдеева, «знает, что организация труда детей требует продуманных педагогических инструментов» [1, с.53].

Еще одним условием является приобщение родителей к организации трудового воспитания в детском саду через участие в совместных трудовых проектах, акциях, десантах. Это могут быть проекты «Эколята», «Посади елочку», «Цветущий сад», «Волонтеры».

Необходимо обеспечить развитие у родителей ценностей трудового воспитания, информирование о важности трудового воспитания в семье.

Как правило, «родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье» [8, с.15]. Однако, зачастую родители, сами того не осознают, как демотивируют ребенка на участие в трудовой деятельности. Рассмотрим типичные фразы родителей и их влияние на желание трудиться у детей:

— ты не так делаешь (у ребенка закрепляется представление, что он не способен выполнить то или иное трудовое действие);

— лучше самой все сделать, чем за тобой переделывать (ребенок расстроен, что он хотел сделать хорошо, а мама им недовольна);

— пойди лучше поиграй, не мешай мне мыть полы (ребенок понимает, что его задача играть, он еще маленький);

— ты так полы вымыл плохо, что только грязь развез (ребенок может очень сильно расстроиться из-за того, что сделал все плохо);

— ты никогда не убираешь за собой игрушки (у ребенка закрепляется мысль о том, что он никогда не убирает, значит не стоит менять этот порядок вещей).

Как отмечает В. Н. Авдеева, «часто родители и не подозревают, что, освобождая детей от труда, они лишают их основного вида деятельности, в процессе которой как раз и воспитываются основные качества личности» [1, с.50].

Между тем, как отмечают исследователи «именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую и трудовую активность».

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко, он отмечал что «правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое». Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.

Большое внимание трудовому обучению детей уделял и В.А. Сухомлинский. «Трудовое воспитание, — отмечал он, — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно» [8, с.23].

Выдающийся педагог рассматривал трудовое воспитание в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и другим взрослым людям. Жизнь детей немыслима без труда, без физического и духовного напряжения.

Приучать ребенка к труду надо начинать уже с двухлетнего возраста. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится более самостоятельным, усваивает полезные практические навыки в самообслуживании, включается в труд взрослых.

Важно приучать детей выполнять нужные, не менее интересные для них трудовые обязанности, но не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду. Главное говорить ребенку слова «вместе» и «помогу» и это доставит ему большую радость [9, с.15].

Именно в семье ребенок получает навыки относящиеся к ручному труду. Например, девочка уже к 6 годам может держать иголку, пришивать пуговицы, делать стежки, шить для куклы простую одежду, стирать кукольное белье. А мальчики под пристальным вниманием папы учатся вбивать гвоздь, сбивать скамейку для куклы, скворечник для птиц, разные конструкции самолетов.

Важное место в семье родители уделяют вопросам формирования навыков по уходу за собой: снимать, надевать одежду и вешать ее на место, завязывать шнурки, чистить зубы, умываться, причесываться, вытирать нос, пользоваться туалетом, а так же организовать питание.

Родители приучают ребенка: накрыть стол, убрать со стола, подать пищу для своих близких, изучают правила элементарного этикета, поведения за столом.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для каждого члена семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, как проводят вечера, выходные, праздники. Поэтому каждая мама приучает ребенка создать в доме уют не для глаз, а для души всех обитателей.

Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Поэтому необходимо вовлекать малыша в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядки и т. д. важно чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослым [8, с.43].

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом можно убедиться наблюдая за подготовкой к семейным праздникам.

Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в шкафу для посуды, аккуратно разложить белье на полках, помыть игрушечную посуду. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью. Большое влияние на ребенка будет оказывать его посильное участие в подготовке различных семейных праздников, таких как: «День рождения», «День семьи», «День матери», «Новоселье», «Новый год», «Рождество», « Международный день семьи» и др.

В исследовании Д. О. Дзинтере выявлено, что «формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности или неумелости» [1, с.5].

Таким образом, педагогическими условиями трудового воспитания в детском саду являются  развитие мотивации у детей к трудовой деятельности, информирование детей о порядке трудовых действий, трудовых операциях, опора на личный опыт ребенка, обеспечение оборудования для организации трудовой деятельности (леечки, совочки, лопатки, садовый инвентарь и т.д.),  проведение обучающих занятий по организации различного вида труда,  приобщение родителей к организации трудового воспитания в детском саду через участие в совместных трудовых проектах, акциях, десантах, развитие у родителей ценностей трудового воспитания, информирование о важности трудового воспитания в семье.

×
×