ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Автор: Сорокина Инна Андреевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

И.А.Сорокина,

студент,

ГБОУ ВО СГПИ г. Ставрополь

Научный руководитель: В.Е. Кульчицкий

доцент кафедры физического воспитания и

адаптивной физической культуры

ГБОУ ВО СГПИ г. Ставрополь

 

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD UP TO

I.A. Sorokina

student,

Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Scientific adviser: V.E. Kulchitsky

associate professor of the department of physical education and

adaptive physical culture

Stavropol State Pedagogical Institute in Stavropol

 

Аннотация: В данной статье делается попытка описать основные особенности и способы организации здоровьесберегающей среды в условиях дошкольного учреждения с учетом ФГОС ДО и других нормативно–правовых актов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ФГОС ДО, дошкольники, физическое воспитание, здоровый образ жизни, двигательная активность.

Abstract: This article attempts to describe the main features and ways of organizing a healthy environment in a preschool institution, taking into account the GEF DOs and other regulatory acts.

Key words: health-saving technologies, GEF DO, preschoolers, physical education, healthy lifestyle, motor activity.

 

Выдающийся советский педагог–новатор В.А. Сухомлинский писал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей». Связано это с тем, что воспитательная работа в детском образовательном учреждении всегда носила интегрированный и многоплановый характер. Современный уровень развития педагогической мысли, который основан на многолетнем опыте отечественной и зарубежной педагогики в области дошкольного воспитания, смог сформулировать целый ряд положений и методов организации воспитательной работы в области сохранения здоровья детей.

В современной психолого-педагогической литературе под здоровьесберегающими технологиями в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) принято понимать систему педагогических мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Современная система воспитания в области дошкольного образования приоритетным направлением своей работы ставит правильную подготовку детей в плане организации их учебной деятельности и досуга, с целью максимального сохранения их физического и психологического здоровья [3, с. 121].

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), перед педагогическим составом дошкольного учреждения ставится решение следующих задач в области поддержания здоровья детей:

    задача охраны и укрепления физического и психологического труда детей;

    задача интеграции технологий, необходимых для поддержания физического здоровья детей в образовательную деятельность;

    задачи охраны и укрепления эмоционального здоровья детей [1].

Как можно видеть, проблема сохранения здоровья детей является наиболее актуальной в современной педагогической практике, которая закрепляется в нормативных актах. Связано это с тем, что педагогическая наука не стоит на месте, она движется в соответствии с социумом. Проблема сохранения здоровья в XXI веке стоит наиболее остро, чем в прошлом, так как согласно последним исследованиям, ученые замечают сильное снижение иммунной защиты у детей дошкольного возраста, а также ряд патологических изменений, которые с каждым годом встречаются у большего количества детей [6, С. 213; 8].

Здоровьесберегающие технологии представляют достаточно широкий спектр методов и способов сохранения здоровья детей. В большинстве источников, в том числе и локальных нормативно–правовых актов здоровьесберегающие технологии могут быть следующих видов:

    Физкультурно–оздоровительные технологии;

    Технологии обеспечения психологического и эмоционального здоровья;

    Медико–профилактические технологии;

    Технологии валеологического просвещения детей и родителей [4, С. 79].

Основополагающей целью всех видов здоровьесберегающих технологий заключается обеспечение сохранении здоровья в период учебно-воспитательного процесса в ДОУ, формирование у него необходимых знания, умений и навыков по здоровому образу жизни, способам использовать полученные знания в повседневной жизни.

Если анализировать ФГОС ДО, можно заметить, что проблема здоровьесберегающих технологий в стандарте встречается достаточно часто. Первостепенной задачей ФГОС ДО является создание той благоприятной среды, которая позволит воспитать гармонично развитую личность, и при этом регулировать процесс охраны и организации здоровья детей. Закрепление в нормативно–правовых актах подобных положений, которые учитывают физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, и ставят своей основной задачей максимально сохранить здоровье ребенка, представляет достаточно большой шаг на пути индивидуализации и ориентации на личностное развитие в учебно-воспитательном процессе [1].

В данном аспекте особое место стоит отвести именно физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Физическое воспитание в условиях ДОУ – это достаточно сложная, но необходимая часть учебно-воспитательной работы, которая должна проводиться при учете множества педагогических факторов. Физическое воспитание детей не сводится только к механическому развитию, но включает в себя достаточно много психологической работы с ребенком, работы по формированию гармонично развитой личности и т.д. [7, С. 211].

Самым главным достижением воспитательной работы в области физической активности является приобщение детей дошкольного возрасту к здоровому образу жизни, формирование негативного отношения к вредным привычкам. Через правильную организацию воспитательной работы педагог может добиться формирование правильной позиции по отношению к разнообразным вредным привычкам, которые имеют место быть в современном социуме [2, С. 261].

На основе ФГОС ДО было разработано достаточно большое количество комплексных программ, которое на основе Стандарта приоритетное место уделяют сохранению здоровья ребенка. Так, например, под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой была разработана программа дошкольного образования «От рождения до школы». На основе возрастной психологии и возрастной гигиены, коллектив авторов смог выделить наиболее важные разделы, которые формируют у ребенка общую культуру здоровья («Ежедневная организация жизни и деятельности ребенка», «Физическое развитие ребенка» и т.д.) [5, с. 31].

Необходимо понимать, что работа по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ строится на основе комплексного подхода, которое направленно на гармоничное развитие личности ребенка, с опорой на нормативно–правовые акты, в особенности именно на ФГОС ДО. Здоровьесберегающая среда – это необходимое условие любого дошкольного учреждения, т.к. именно физическое и психологическое здоровье детей является тем личностным базисом, от которого зависит, сможет ли ребенок дальше освистать образовательную программу.

Список литература:

1.                      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.

2.              Khubulova V.V., Smagina M.V., Marfutenko T.A., Ivanchenko I.V. Digital educational space in the context of a new education development model // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. – pp.543-548.

a.                       Антонова Л.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. Психологические основания-реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 314 с.

3.              Иванченко И.В., Марфутенко Т.А., Хубулова В.В. Образовательная среда в эпоху цифровых технологий // В сборнике: Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации. Материалы XIII региональной научно-практической конференции. Под редакцией Л.Н. Кожемякиной, А.В. Бабаян, Б.А. Черкесова. Буденновск, 2020. С. 132-135.

4.              Концевич Г.Е. Самообразования — необходимое условие адаптации кадров в транзитивной экономики Российской Федерации: групповая и индивидуальная мотивация профессионального познания // Гуманитарное знание и духовная безопасность. сборник материалов III международной научно-практической конференции. 2016. С. 197-205.

5.                      Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.

6.              Ярлыкова О.В. Применение здоровьесберегающих технологий для укрепления здоровья младших школьников с разным уровнем развития и физической подготовленности. В книге: Защита детства: проблемы, поиски, решения. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России. Под ред. Смагиной М. В., 2019. С. 339-349.

References:

1. Federal State educational standard of preschool education [Text]: approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013, No. 1155 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. — Moscow: 2013.

2. Khubulova V. V., Smagina M. V., Marfutenko T. A., Ivanchenko I. V. Digital educational space in the context of a new education development model / / The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. 2020. — pp. 543-548.

a. Antonova L. N., Shulga T. I., Erdyneeva K. G. Psychological foundations-implementation of health-saving technologies in educational institutions. Moscow: Moscow State University Publishing House, 2004. 314 p.

3. Ivanchenko I. V., Marfutenko T. A., Khubulova V. V. Educational environment in the era of digital technologies // In the collection: Pedagogical science, education and upbringing at the present stage: experience, traditions and innovations. Materials of the XIII regional Scientific and practical conference. Edited by L. N. Kozhemyakina, A.V. Babayan, and B. A. Cherkesov. Budennovsk, 2020. P. 132-135.

4. Kontsevich G. E. Samoobrazovaniya — a necessary condition for the adaptation of personnel in the transitive economy of the Russian Federation: group and individual motivation of professional knowledge / / Humanitarian knowledge and spiritual security. collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 197-205.

5. The theory of physical culture and sports. Tutorial /Sib. Feder. Univ; [Sost. V. M. Galecki]. — Krasnoyarsk: IPK SFU, 2008. — 342 p.

6. Lylikova O. V. Application of health-saving technologies for strengthening the health of primary school children with different levels of development and physical fitness. In the book: Protection of childhood: problems, searches, solutions. Collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the Decade of Childhood in Russia. Ed. Smagina, M. V., 2019. P. 339-349.

 

×
×