Педагогический опыт

Автор: Ольга Анатольевна Давыдова

Классный час

«Мы разные, но мы одна семья»

1а класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 у.г.

Обоснование: Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Тема: «Мы такие разные, но мы – одна семья»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:
1) познакомить учащихся с понятиями  «толерантность»,  «конфликт», «компромисс», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;
2) способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве, формированию уважительного отношения к людям;

3) формировать умение анализировать конфликтные ситуации и собственные действия;

4) развитие ответственности за свои поступки;

5) показать значимость взаимопонимания

Форма работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: горошины, карта-схема России, карточка с цифрой 5, карточка со словом «Люди», карточка со словом «Я», зонтик и маска кошки, «звёзды доброты», запись «Звуки природы», запись стихотворения-песни «Гном и Звезда», запись песни «Мир, в котором я живу», табло с буквами «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», макет солнца, рисунки-раскраски, краски, кисти, карандаши.

 

Ожидаемые результаты:

Метапредметные

             1.Оптимизация межличностного общения учащихся

             2.Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

Предметные

            1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», «конфликт», «компромисс»

           2.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Личностные

            1.Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему

          2.Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников

Коммуникативные

      1.Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию

     2.Принимать людей, окружающих тебя,  такими,  как они есть.

 

 

 

Вступительное слово учителя

— Сегодня мы будем вести серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и окружающей его природе. Под звуки спокойной музыки протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

— Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)

— Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля. Закрыли глаза и пофантазировали (Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя).

— Что представили, что увидели? (Ответы детей.)

— Рассмотрите схему-карту (на изображение России вывесить слово «я»),

— Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)

— На нашей планете пять миллиардов жителей (Вывешивается табличка с этой цифрой)

— Это очень много. Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей.

 Пословицы (Записаны на доске.)

«Живи для людей, поживут и люди для тебя»

«Жизнь дана на добрые дела»

Учитель. Может ли человек прожить один? (ответы детей). Человек постоянно нуждается в общении. Прочитайте второе слово, которое я вывешиваю на карту-схему. (Вывешивается слово «люди»)

«Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!»

– Мы не знаем, где живут эти  люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами. А какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля  (Доброта, дружелюбие, сострадание, милосердие, отзывчивость, честность, уважение к другим, терпение, внимательность.) Идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Эти качества можно назвать внутренней красотой.

Знакомство с понятием «толерантность»

— Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, которое вы сейчас прочтете, разгадав мои загадки.

— Ребята, каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

— Я буду загадывать загадки про волшебные слова, а вы отгадывать. За каждый правильный ответ я буду открывать буквы в слове, и вы узнаете, какое слово я загадала.

 

1.Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу руку,

На приветствие в ответ

Каждый говорит… (привет)

 

2. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (спасибо)

 

3. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: (благодарю)

 

4.На закате мотылёк,
          Залетел на огонек.
          Мы, конечно, рады встрече.
          Скажем гостю: «…»   (добрый вечер)

 

5.Катя пупсика Игнатку,
          Уложила спать в кроватку –
          Больше он играть не хочет,
          Говорит: «…»   (спокойной ночи)

 

6.Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста — (извините)

 

7.Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
          Очень желуди люблю!»
          Ответит незнакомец
         «Приятно …»  (познакомиться)

 

8.Увидали обезьяны,
           Слон под пальмой ест бананы,
         И кричат ему они:
       «Вкусно? Ты хоть намекни!»
        Вежлив слон, не сомневайтесь,
        Он им скажет: «…» (угощайтесь)

 

9.Мальчик вежливый и ласковый

 Говорит, встречаясь… (здравствуй)

 

10.Говорит Лиса Матрёна:
          «Отдавай мне сыр, ворона!
          Сыр большой, а ты мала!
          Всем скажу, что не дала!»
         Ты, Лиса, не жалуйся,
          А скажи: «…»  (пожалуйста)

 

11.Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит… (добрый день)

 

12. Олениху в два часа,
              Навестить пришла лиса.
              Оленята и олень
               Ей сказали: «…» (добрый день)

 

 13.Неуклюжий песик Костик
               Мышке наступил на хвостик.
               Поругались бы они,
               Но сказал он «…» (извини)

 

— Какое слово у нас получилось? (толерантность).

— Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

-Что же такое – толерантность? Кто-нибудь знает, что оно обозначает? (ответы детей)

-Слово «толерантность» имеет свою историю:

«На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени этого мудрого министра появилось слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, что в переводе с английского означает «терпение».

«Толерантность» — это терпимость к иному, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

— Слово толерантность имеет почти одинаковый смысл на различных языках:

-в английском – готовность быть терпимым;

-в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

-в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

-в русском — умение принять человека таким, какой он есть;

 -в казахском – проявление уважения к ближнему.

 16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Символом толерантности я выбрала солнце.

 — Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).

— Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды и пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии ссоры. Почему? (Ответы детей.)

Раскрытия понятия «конфликт» и пути его решения

— Сейчас вашему вниманию представляется сценка «Поговорили»

«Жил-был голубой зонтик. Голубой, голубой. Даже в самую ненастную погоду, а другой погоды зонтик не знал, он казался ярким и веселым. Зонтик очень любил свою работу зонтика. Каким бы сильным ни был дождь, ни одной самой маленькой дождинке не удавалось упасть на хозяйку зонтика. Он не позволял.

 Вернувшись домой, зонтик любил посушиться, погреться у батареи. А потом его закрывали, прятали в шелковый чехол, и он спал до следующего дождя. Однажды, когда зонтик сушился, к нему подошла кошка. Она долго смотрела на мокрый зонтик. А потом сказала:

– Странный у тебя вкус. Гулять под дождем… Каждый знает, что нет ничего лучше солнца.

– Я не просто гуляю, – зонтик покачивался на своих растопыренных спицах, – я провожаю хозяйку. Я не боюсь дождя. А вот это… Как ты сказала? Солнце, что ли? Кто это? Я его не знаю.

– Как?! – кошка широко раскрыла зеленые с желтыми крапинками глаза. – Как?! Ты не знаешь солнца? – кошка чуть не задохнулась.

– Нет, – спокойно ответил зонтик, – никогда не встречались.

– Да ты что! – кошка вытянула шею, задергала хвостом. Она чуть из себя не вылезла.– Ты что! Ты куда же смотришь, когда гуляешь?!

– Ну… – ничуть не смущаясь, принялся объяснять зонтик. – Иногда в луже свое отражение рассматриваю, иногда в небо.

– Вот! – обрадовалась кошка. – Вот, вот! Смотришь в небо. А в небе, голубом, голубом…

– Постой, – перебил ее зонтик, – с чего ты взяла, что небо голубое? Небо серое. И поскольку кошка совсем онемела от растерянности, продолжал:

– Ну, да. Серое. Совсем, как ты.

– Ты, – зашипела кошка, – что такое! – Она аж закашлялась от возмущения. – Что такое говоришь?! Голубое оно! Голубое! Как ты… Оба помолчали. Раздумывали о чем-то. Потом кошка вздохнула и попыталась начать сначала.

– Так вот, – мягко заговорила она. – В небе живет солнце. Оно знаешь какое?! Оно – Оно такое… Оно… Ну… Светит! – кошка наклонила голову на бок. Она не была уверена, что объяснила понятно. Но, кажется, ошиблась. Зонтик все понял, как мог.

– Ясно, – кивнул он, – теперь я все понял. Ты только неправильно говоришь. Это называется не солнце, это называется фонарь. А точнее, фонари. Их много, – просто и уверенно сказал зонтик. Так уверенно, что кошка смогла только шепотом ахнуть и, пятясь, уйти. «Странная она, – подумал зонтик – так все перепутать…» А кошка сидела на своем коврике и пыталась хоть что-нибудь понять. Может быть, и поняла».

– Почему зонтик и кошка не нашли понимания?

– Как вы думаете, почему люди по-разному смотрят на мир вокруг себя?

– Как бы вы могли помочь им понять друг друга?– Стоит ли вступать в спор и добиваться понимания от того, кто тебя не хочет понять?

 — К чему может привести непонимание и неприятие другого человека? (к ссоре, драке, спору, к войне).

—  Одним словом это приводит к конфликту. — Что вы понимаете под словом «конфликт»?
«Конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов, мнений, выраженное в обостренной форме, либо ситуации, в которых двое или несколько человек не могут достичь согласия между собой».
– Из-за чего могут возникать конфликты?

Продолжи предложение

Конфликты возникают тогда, когда…(ответы детей)

 — кто-то берет без разрешения чужие вещи;
— кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
— кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
— кто-то к кому-то пристает;
— кто-то кого-то дразнит (и т.д.).
Я обидел человека, люди,
Нехотя, лениво, без вины…
Я забыл извечные основы,
Я не захотел себя сдержать
И дурное ранящее слово
В грудь всадил по рукоять.

– Расскажите, случалось ли так, что вы обижали кого-то из близких и друзей без всякой на то причины?

– А жалели вы об этом? – Бывают ли конфликты в классе?
– Из-за чего чаще всего в классе возникают конфликты?
– Как же можно разрешить конфликт? (ответы детей)
— Конфликт можно разрешить как в положительную сторону, так и в отрицательную.

– Как вы понимаете выражение – «найти компромисс»?
«Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок».
«Сотрудничество – это участие в каком-либо общем деле».
Работа в группах. Разбор конфликтных ситуаций.
Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
Учитель:
– Прочитайте предложенную вам ситуацию.
– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Ситуация № 2.
В классе принято дарить подарки на день рождения? Вы получаете подарок от одноклассника, который вас недавно обидел и не нравится вам. Как вы поступите?
Ситуация № 3.
Одноклассник взял вашу ручку (другую вещь) без разрешения. Как вы поступите?
Ситуация № 4.

На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе. Это очередной раз доказывает, что в различных ситуациях мы ведём себя по-разному. Но в любой ситуации нужно находить компромисс, решать мирным путём, быть толерантным и не доводить до конфликта.

Правила общения.
Учащиеся по группам разрабатывают правила общения. Затем зачитывают. А после на доске появляются правила составленные учителем.
Правила общения:
1. Будьте спокойны и выдержанны.
2. Уважайте других и себя самого.
3. Учитесь слушать и понимать.
4. Не перебивайте.
5. Не оскорбляйте, не обзывайте, не обманывайте.
6. Если что-то не поняли, уточните, задайте вопрос.
7. В спорных случаях попросите кого-нибудь вас рассудить.
8. Приложите усилие, чтобы устранить разногласия.
9. Анализируйте свои поступки. Учитесь признавать свои ошибки. Общение – это основа разрешения конфликта.

— Сейчас я предлагаю послушать  стихотворение-песню «Гном и Звезда», а вы мне потом скажете, на какие мысли оно вас навело.
ГНОМ И ЗВЕЗДА
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала звезда.
Не знал ни тревог, ни забот этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила.
И гном с восхищением чесал в бороде
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
-Ха-ха, хо-хо-хо!- стал смеяться народ.
— Вот чучело!- каждый ему говорил.
И гном испугался, и бороду сбрил,
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
— Скажите, ребята, какие мысли у вас появились после прослушивания этого стихотворения? Что произошло с гномом? (он потерял свою индивидуальность).

 Каждый человек – это неповторимая личность, в том числе и каждый из вас, ребята. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Мы должны понимать это и воспринимать всех людей, даже тех, которые не похожи на нас, должны уметь ладить с любыми людьми, уважать их индивидуальность. Порою, надо более критично относит к себе, а не к другим, постоянно работать над исправлением своих отрицательных качеств, которые мешают и себе и окружающим.  Каждый человек – индивидуальность. В каждом из вас есть своя «изюминка», которая чем-то делает вас непохожими на остальных людей. Очень важно не потерять эту индивидуальность, чтобы с вами было интересно, чтобы о вас долго помнили после расставания, чтобы с вами хотели общаться Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

 Чтение стихов наизусть детьми

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.Понял я, что это – уважение
К мнению, не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и,
Будь еще галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Рефлексия

Учитель:
— Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным. Я хочу прочитать вам стихотворение, строчки, которого меня очень тронули.

Чтение  наизусть учителем
«Подойди, загляни в глаза,
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза,
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
На ладонь положи звезду,
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой,
Поведет в прекрасную даль».
— Тепло, доброту мы можем подарить друг другу, находясь здесь, в классе, потому что «Мы такие разные, но мы – одна семья».

— Поделитесь звездой гостями, которые пришли к нам на занятие. Напишите доброе пожелание им.
(Звучит фонограмма песни К. Орбакайте «Мир, в котором я живу», учащиеся дарят звёзды доброты гостям и выходят в центр класса)
«Мир, в котором я живу,
Называется мечтой.
Хочешь, я тебя с собой возьму,
А хочешь, поделюсь с тобой?
Я подарю тебе любовь
Я научу тебя смеяться.
Ты забудешь про печаль и боль,
Ты будешь в облаках купаться.
Смотри, разноцветный дождь,
Поёт вдохновенно ветер.
Ты не заметил, что по радуге идёшь,
Мой мир – как он красив и светел»

Итог
— Благодарю всех за активное участие, а гостей за внимание! Наш классный час на этом окончен.
Давайте своё отношение к теме нашего классного часа,  выразим через рисунки – раскраски и создадим в классе галерею «Мы одна 

×
×