Автор: Наталья Владимировна Михеева, Клементьева Анастасия Михайловна
Рабочая программа «Практическая педагогика.» для 10-х классов составлена в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.
Программа предназначена для подготовки обучающихся психолого-педагогического класса. В современных условиях профессионального образования недостаточное внимание уделяется ознакомительной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник школы не может определиться с профилем профессии. В профориентационных мероприятиях, классных встречах ученики достаточно поверхностно знакомятся с различными видами деятельности, будь это врач, учитель, работник культуры. Необходимо наставить на путь расширения кругозора в сфере профессий. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость ученика получить поддержку опытного человека, который способен рассказать и показать работу посредством виртуальной реальности и онлайн встреч с представителями разных сфер работы.
Программа призвана помочь разобраться в профессии «Педагог». Цель данного курса: выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к психологопедагогической деятельности, профессиональное самоопределение обучающихся на социально-педагогические профессии.
Современные образовательные технологии для школьников;
• Психология образования;
• Психология общения;
• Психология творчества;
• Педагогическое проектирование;
• Психология цифрового обучения;
• Основы самопознания и саморазвития.
В рамках теоретической подготовки ученики знакомятся с основами педагогики и психологии, основными документами, регламентирующими психолого-педагогическую деятельность, методами обучения и воспитания, в том числе на цифровых платформах, передовым опытом в области педагогики, психологии, медицины и информационных технологий.
Практическая подготовка включает:
• осуществление профессиональных проб (педагогическое взаимодействие с младшими детьми, разработка и проведение мини-уроков, воспитательных мероприятий и др.);
• проведение исследований, разработку и реализацию проектов социальной направленности;
• создание банка данных образовательных ресурсов (в том числе электронных и цифровых);
• волонтерскую деятельность в роли помощника учителя и воспитателя в младших классах;
• участие в созидательной деятельности школьного самоуправления.
Итоговой аттестацией завершения допрофессиональной педагогической подготовки является создание и защита индивидуального или коллективного проекта.
Задачами данного курса являются:
− формирование знаний школьников об особенностях педагогической профессии, знание и понимание норм и традиций педагогической деятельности;
− формирование позитивного и уважительного отношения к педагогическому труду;
− приобретение личностного и профессионального опыта социально-педагогической деятельности.
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Планируемые результаты.
Современные компетенции:
− коммуникация — способность решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия, владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
− кооперация — способность поддерживать и развивать социальные связи в качестве участника и лидера команды, устанавливать конструктивные и продуктивные взаимодействия в процессе решения образовательных задач;
− критическое мышление — способность использовать информацию для анализа образовательных событий и процессов, формулировать на его основе обоснованные выводы, выносить обоснованные оценки, применять полученные результаты в ситуации решения педагогических, образовательных задач;
− креативность — способность к творчеству, генерированию идей, готовность использовать инструменты творческой деятельности в процессе решения образовательных задач;
− решение проблем — способность использовать психолого-педагогические знания в процессе решения проблем обучения и воспитания, эффективное поведение в ситуации неопределенности.
Личностные качества: потребность в саморазвитии и самообразовании, социальная грамотность, личная и социальная ответственность, инициативность, лидерство, способность к самоорганизации, тактичность, доброжелательность, любопытство, гибкость, открытость опыту, саморегуляция, адаптивность.
Содержание курса.
Программа составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме бесед, развивающих практикумов, профориентационных, деловых игр, тестовых методик и диагностик. Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для подростков атмосфере в форме тренинга, за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.