Автор: Ольга Анатольевна Трощенко
Мастер — класс
Тема: Развитие художественно — образного мышления на основе работы с графическими материалами
Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики — черный и белый.
Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.
Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое.
Задачи урока:
1. научиться владеть графическими средствами изображения в рисунке, владея законами перспективы, соотношениями светлых и темных пятен, силуэтным построением;
2. овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность убедительного изображения действительности;
3. обучаясь графической грамоте, развивать художественно — образное мышление
__________________________________________________________________
Как часто взрослые люди, смущаясь, говорят: «Ой, я не умею рисовать». А ведь раньше в детстве они все брали краски и рисовали свои впечатления и мечты. Почему так происходит, вам точно расскажут психологи. А я приглашаю вас сегодня стать участниками нашего мастер – класса.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
Обучение детей рисованию с использованием различных техник — это интересно и увлекательно! Рисование раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Этот вид деятельности не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Разнообразные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Я решаю эти задачи на уроках изобразительного искусства следующим образом. Сейчас я продемонстрирую фрагмент урока изобразительного искусства в 5 классе.
Фрагмент урока в 5 классе
Тема: «Пейзаж. Организация изображаемого пространства».
(Слайд 1)
Учитель: Посмотрите внимательно на оформление, послушайте музыку, чему будет посвящен наш урок?
(Слайд 2) ( Пейзажу.) Что такое пейзаж? Что изображает художник?
(Слайд 3)
Учитель: Внимательно посмотрите на два изображения пейзажа: «Пруд в саду», Древний Египет. 2 тыс.до н.э. и «Константиново» В.Шестакова (1990-е г.)
В чем их главное отличие?
На картине «Константиново» В.Шестаковым передана даль, протяженность лугов, реки, холмов и воздуха, а на фреске «Пруд в саду» (Др. Египет) изображение следует вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, нет глубины пространства.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Изображение пространства в пейзаже.) А вы знаете, как это сделать? Хотите научиться?
____________________________________________________________________
( Слайд 4) Учитель: А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?
Пейзаж может быть выполнен в графике и живописи.
(Слайд 5)
Учитель: Пейзаж – это прежде всего изображение пространства. Пространство в картине строят по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы.
(Слайд 6)
Чтобы этому научиться, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения: «Перспектива есть ни что иное, как наблюдение местности сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого рисуются лежащие за ним предметы».
(Слайд 7) ПЕРСПЕКТИВА — (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.
Давайте рассмотрим слайд с использованием сетки Альберти
Учитель: Опишите свои наблюдения.
( Деревья, которые находятся к нам близко — большие по размеру, деревья расположенные дальше – уже меньше, а вдалеке – совсем маленькие. )
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
( Предметы, уходящие вдаль уменьшаются в размере.)
Учитель: Правильно, это одно из правил линейной перспективы.
А теперь представим, что мы находимся на дороге вдоль которой располагаются линии электропередач, что мы увидим?
(Слайд 8)
( Параллельные линии (рельсы и провода электропередач)
сходятся в точке на линии горизонта. )
Учитель: Верно, это второе правило линейной перспективы.
(Слайд 9 – 10) Повторим
_________________________________________________________________
(Слайд 11)
Линия горизонта бывает высокой и низкой. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы. А при низкой точке зрения мы видим просторы небес.
(Слайды 12 – 14) — Повторим
Учитель: Посмотрите внимательно на пейзажи, кроме размера предметов, что еще меняется в пространстве?
(Слайд15)
На картине «Осенний пезаж с церковью» И.Левитана ближние предметы изображены детально, а дальние: деревья, здания – обобщённо. (Слайд 17)
Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над графическим изображением пейзажа (по памяти и впечатлению).
(Слайд16)
Определим порядок работы над пейзажем.
Учитель: 1.Определить линию горизонта
( Слайд17) 2. Выделить дальний план, обозначить передний план.
3. Проработка деталей, обобщение.
Во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль правильности выполнения приемов работы;
2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
3) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Итоги урока
Учитель: Что необходимо знать художнику для создания пейзажа?
— Для передачи пространства в пейзаже необходимо знать правила перспективы. — Линейная перспектива — изменение масштабов изображения на плоскости.
(Слайд 18) Подводя итог сегодняшнего занятия, мы предлагаем вам закончить фразу: «Опыт, приобретенный на сегодняшнем занятии, поможет мне…».