Автор: Овчинникова Дарья Алексеевна
Основной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.
Баскетбол – это спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника. Также баскетбол является одной из самым популярных спортивных игр в мире. Ведь данная игра очень атлетическая и зрелищная. Атлетичность и зрелищность игре придают умения игроков. Умения эти ловкость, координация, быстрота, меткость, умение быстро ориентироваться в сложной игровой обстановке и смелость.
Занятия баскетболом на уроках физической культуры способствуют разносторонней подготовке ребенка. Так как в баскетболе множество разнообразных движений начиная с ходьбы и заканчивая ведением мяча. Данные движения способствуют улучшению деятельности всех систем организма спортсмена. Кроме этого занятия баскетболом формируют в школьниках коммуникативные навыки, уверенность в себе, смелость и т.д.
Баскетбол, это не только физические и коммуникативные навыки и умения, а также психологические. Процесс обучению навыков в баскетболе состоит из взаимосвязи моральной, психологической, технико-практической, теоретической и интегральной, общей и специальной физической подготовки. Все данные навыки ребенок проявляет на соревнованиях в зависимости от сложившихся игровых ситуаций.
Таким образом все способности ребенок должен реализовывать в единстве физической, технической, тактической и психологической подготовленности в соревновательной деятельности. Во многом успех состязания зависит от уровня развития физических качеств, в частности – координационных способностей и ловкости.
Координация – это способность совершать точные и контролируемые движения за счет синхронной работы разных групп мышц. Как и любое двигательное качество, её можно развить путём постоянных тренировок.
Ловкость – это способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что занятия физической культурой и спортом положительно влияет на двигательную активность человека. На всех этапах обучения, начиная с начальной школы, люди постоянно улучшают свои физические качества и повышают свои функциональные способности. В дополнение к развитию качества, такого как скорость и сила, гибкость и выносливость, большое место уделяется развитию ловкости и координации движений. Можно ли по средствам передач баскетбольного мяча в движении, развить такие способности, как координация и ловкость?
Передачи баскетбольного мяча в движении, как способ развития ловкости и координации
Наблюдая за баскетболистами кажется, что ничего сложного в передачах в движении с обманными элементами нет. Так кажется только на первый взгляд. Ведь в баскетболе фундаментом всех красивых обманных движений, дриблинга, передач и бросков, являются определенные умения. Умения эти ловкость и координация. Одним из самых действенных способов развития данных умений, это передачи баскетбольного мяча в движении.
Передача мяча — один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника. А наиболее сложной передачей, является передача мяча в движении. Здесь важна не только сама передача, но ловкость и координация. Ловкость не может существовать без координации, как и наоборот. Поэтому мы рассматриваем развитие ловкости и координации, через сложный элемент в баскетболе – передачи баскетбольного мяча в движении.
В процессе овладения новыми техническими приемами, мы используем формулу от простого к сложному. Простой элемент передача на месте мы преобразуем в более сложный, передача в движении. Поэтому одним из главных средств развития координационных способностей являются упражнения с элементами новизны, связанные с преодолением координационных трудностей. Одним из самых распространенных средством воспитания координационных способностей, является спортивная игра. В нашем случае, это баскетбол.
Однако, учитывая специфику проявления координационных способностей в баскетболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях спортсмены выполняют специализированные упражнения и участвуют в играх с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрая реакция – стартовое ускорение – дистанционная скорость – одновременно приёмы с мячом и решение тактических задача. Благодаря передачам в движении ребенок учится сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой. Ведь каждая передача должна быть неожиданной для соперника, а этого можно добиться только, выполняя специальные упражнения, которые направлены на развитие координационных способностей и ловкости.
Под воздействием занятий баскетболом улучшаются функции внутренних органов и систем. Движения становятся более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.
Таким образом, можно сделать вывод, что передачи баскетбольного мяча в движении – это лучший вариант для развития ловкости и координации.
Специальные упражнения для развития координационных способностей и ловкости:
· Передачи мяча на месте в парах разными способами: передача правой рукой от плеча; передача левой рукой от плеча; передача с отскоком от пола правой рукой; передача с отскоком от пола левой рукой; передачи двумя мячами правой рукой от плеча и передача с отскоком от пола правой рукой; передачи двумя мячами левой рукой от плеча и передача с отскоком от пола левой рукой. Усложняем данные передачи в движении приставным шагом, бегом и с ведением.
· Встречные передачи в тройках (четверках) в движении со сменой мест. Это передачи правой рукой в движении и передачи левой рукой в движении.
· Встречные передачи в тройках (четверках) в движении по кругу через конусы. Это передачи правой рукой в движении и передачи левой рукой в движении. Обязательное условие оббегание конусов.
· Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли или прямая передача, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, далее в движении.
Упражнение «Восьмерка», передача мяча правой или левой рукой в движении в тройках со сменой мест в течении выполнения упражнения.