Перспективный годовой тематический план коррекционно-развивающих занятий логопеда с ребенком-инвалидомплан

Автор: Быкова Людмила Сергеевна

Перспективный индивидуально-тематический годовой план

коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда с ребенком-инвалидом

(ФИО ребенка и дата рождения)

на учебный год 2022-2023

 

Дата

 

Тема занятия

Периодичность:

2 зан./нед.

Содержание

Сентябрь

1-2 недели

Проведение логопедической диагностики.

Вводные логопедические занятия, направленные на установление контакта с ребёнком, включение его в совместную деятельность.

Обследование мимической мускулатуры ребенка, артикуляционных движений у ребёнка, звуковой стороны речи, мелкой моторики, речевого дыхания, общей моторики.

Формирование навыков взаимодействия «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок».

3 неделя

«Времена года. Осень»

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Развитие импрессивной речи: уточнение значений слов, закрепление обобщающих понятий.

Установление зрительного и слухового контакта.

Формирование общих речевых навыков: обучение речевому дыханию и формирование длительности речевого выдоха (выполнение упражнения «Летят листочки»).

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики).

Преодоление речевого и неречевого негативизма.

Формирование положительного отношения к занятиям.

4 неделя

«Деревья»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование антонимических отношений (высоко-низко, внизу-вверху, много-мало).

Формирование общих речевых навыков: обучение речевому дыханию.

Развитие общему и речевому подражанию в играх : «Ветер завывает «Уууу», деревья качает…»

Вызывание речевого подражания на гласных звуках.

Формирование слухо-моторного и слухо-зрительного взаимодействия.

Сенсорное развитие: восприятие цвета и формирование элементарных математических представлений на материале игры «Разноцветные листочки».

Развитие тонкой моторики рук (работа с пластилином).

Октябрь

1 неделя

«Фрукты»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме, расширение запаса знаний и представлений об окружающем. Накопление словаря существительных, расширение предикативного словаря.

Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные двигательные и слуховые реакции. Стимулирование речевой активности.

Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика.

Формирование основных сенсорных эталонов: формы, величины, цвета.

Развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятие, внимание, память, мышление).

2 неделя

«Овощи»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме, расширение запаса знаний и представлений об окружающем. Накопление словаря существительных, расширение предикативного словаря.

Стимулирование речевой активности (формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности в совместной игре).

Игры для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти: «Принеси и покажи», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек».

3неделя

«Посуда»

Развитие импрессивной речи. Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения.

Закрепление в пассивном словаре  обобщающего слова.

Игры на вызывание  речевого подражания: «Кто пришел в гости», «Кормление куклы», «Накроем кастрюли крышками».

Развитие длительности речевого выдоха (выполнение упражнения «Подуем на ложку»).

Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения потешек «Гуси-гуси» и вызывание речевого подражания слогам.

4 неделя

«Фрукты-овощи»

 Повторение, усвоение пройденного материала и закрепление и дифференциация обобщающих понятий по пройденным лексическим темам.

Формирование умения соотносить предметы с их словесным обозначением (игра «Лото»).

Сенсорное развитие: «Посчитай фрукты 1,2,3» совместно раскладываем предметы правой рукой слева направо. Учимся сравнивать две группы предметов, формируем понятия «больше, меньше». «Обведи пальчиком» обведение пальчиком овощей и фруктов по контуру на предметных картинках.

Игры для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти: «Принеси и покажи», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1 неделя

«Мебель»

Формировать представления по лексической теме «Мебель», расширять кругозор.

Учить пониманию предлогов, выражающих пространственные отношения.

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительного слова «куда?» («Покажи, куда спрятался котёнок?» разглядывание сюжетной картинки), вызывание речевого подражания на материале закрытых слогов «тут, там», формирование способности произносить указательные слова.

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Развитие конструктивногопраксиса.

Выполнение кинезиологических упражнений «стульчик, стол».

2 неделя

«Части тела»

Формирование представлений о строении тела человека.

Показ частей тела и лица на себе и на кукле.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики.

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Выполнение артикуляционных игровых упражнений по подражанию (дидактическая игра «Весёлый язычок»).

Аппликативная работа «Собери человека». Развитие умения конструировать по образцу.

3 неделя

«Обувь. Головные уборы»

Развитие импрессивной речи. Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения.

Закрепление в пассивном словаре  обобщающего слова.

Игры для развития общей, ручной и артикуляционной моторики.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Формирование элементарных понятий о величине предмета и её параметрах (большой, маленький, самый большой, самый маленький); выбор предметов по величине, расположение предметов по порядку возрастания или убывания в ряд.

Логоритмическое упражнение «Лужа»

« Я иду, я иду, поднимая ножки,

У меня на ногах новые сапожки

Высоко, высоко поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки!

Ой,ой,ой! Посмотри, лужа-то какая!

Ой,ой,ой! Посмотри, лужа-то большая!

Высоко, высоко, высоко подпрыгну!

 Не боюсь, не боюсь – лужу перепрыгну!»

Дидактическая игра «Собери картинку» карточки с изображением головных уборов, разрезанные на несколько частей.

4 неделя

«Одежда»

Формирование импрессивной речи, накопление словаря, дифференциация понятий лексических значении слов и грамматических форм.

Формирование экспрессивной речи (обучение ситуативной речи).

Развитие потребности  в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий).

Различение предметов по цвету (противопоставление по принципу «такой- не такой»; выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине).

Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (настольно-печатная игра «Найди такую же картинку»).

Декабрь

1 неделя

«Времена года. Зима. Зимняя одежда. Зимние забавы»

Формирование представлений о зиме на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Развитие импрессивной речи: уточнение значений слов, закрепление обобщающих понятий.

Формирование вербализированных представлений об окружающем мире.

Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Игры на формирование общих речевых навыков «Снежинки» (дыхательные упражнения).

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

2 неделя

«Зимующие птицы»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

3 неделя

«Дикие животные нашего леса зимой»

Формирование импрессивной речи, накопление словаря, дифференциация понятий лексических значении слов и грамматических форм.

Формирование элементарных общих речевых умений.

Развитие внимания к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения звука.

Развитие слухового внимания на восприятии звуков различной громкости (громкий-тихий), высоты (высокий-низкий) с использованием звукоподражаний, игра-сказка «Три медведя».

Воспитание слухового внимания к речи.

Развитие чувства ритма в музыкально-ритмических играх «Мишка косолапый».

4 неделя

«Новогодний праздник»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование экспрессивной речи (обучение ситуативной речи).

Развитие потребности  в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Различение предметов по цвету (противопоставление по принципу «такой — не такой»; выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: составление узоров из крупной и мелкой мозаики.

Воспитание чувства ритма. Отстукивание ритма детских песен.

Январь

1 неделя

«Игрушки»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование экспрессивной речи (обучение ситуативной речи).

Развитие потребности  в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий).

Знакомство с различными свойствами предметов в ходе операций с ними (форма, цвет, величина).

Формирование элементарных понятий о величине предмета и её параметрах (большой, маленький, самый большой, самый маленький); выбор предметов по величине, расположение предметов по порядку возрастания или убывания в ряд.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрёшками, кубиками.

Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разобрать и собрать двух-четырехсоставную матрёшку; пирамиду из 6 колец).

2 неделя

«Продукты питания»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование элементарных обобщений в сфере предметного мира.

Формирование экспрессивной речи (обучение ситуативной речи).

Развитие потребности  в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий).

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию.

3 неделя

«Домашние животные и их детеныши»

Формирование импрессивной речи, накопление словаря, дифференциация понятий лексических значении слов и грамматических форм.

Формирование элементарных общих речевых умений.

Развитие внимания к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения звука.

Развитие слухового внимания на восприятии звуков различной громкости (громкий-тихий), высоты (высокий-низкий) с использованием звукоподражаний, звучащих игрушек, музыкальных инструментов.

Формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (развитие праксиса позы упр. «Коза»)

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: складывание разрезных картинок.

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

4 неделя

«Домашние птицы»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: шнуровка, обводка, раскрашивание и штриховка.

Развитие чувства ритма в музыкально-ритмических играх «Кормим петушка».

Февраль

1 неделя

«Дифференциация понятий домашние и дикие животные»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Формирование элементарных общих речевых умений.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Воспитание слухового внимания на материале звукоподражания.

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию.

Развитие чувства ритма в музыкально-ритмических играх «Коза рогатая».

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

2 неделя

«Профессии»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование элементарных обобщений в сфере предметного мира.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

3 неделя

« День защитника Отечества»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Формирование элементарных обобщений в сфере предметного мира.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

4 неделя

«Транспорт»

Развитие импрессивного словаря по лексической теме. Закрепление обобщающих понятий.

Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий).

Различение предметов по цвету (противопоставление по принципу «такой- не такой»; выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине).

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Конструктивные игры: строим заборчик из палочек, строим гараж из кубиков.

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

Март

1 неделя

«Времена года. Весна»

Формирование представлений о весне  на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

2 неделя

«Международный женский день»

Развитие импрессивной речи.

Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения.

Формирование элементарных общих речевых умений.

Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий).

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Воспитание чувства ритма. Прохлопывание простого ритма по подражанию.

3 неделя

«Комнатные растения и первые весенние цветы»

Развитие импрессивной речи. Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения.

Формирование дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Формирование экспрессивной речи (обучение ситуативной речи).

Развитие потребности  в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий).

Формирование элементарных понятий о величине предмета и её параметрах (большой, маленький, самый большой, самый маленький); выбор предметов по величине, расположение предметов по порядку возрастания или убывания в ряд.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

4 неделя

«Возвращение перелетных птиц»

Формирование импрессивной речи, накопление словаря, дифференциация понятий лексических значении слов и грамматических форм.

Формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (развитие праксиса позы упр. «Гнездо»).

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Развитие чувства ритма в музыкально-ритмических играх «Птичка летает».

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

Апрель

1 неделя

«Насекомые»

Развитие импрессивной речи. Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения.

Формирование элементарных общих речевых умений.

Формирование элементарных понятий о величине предмета и её параметрах (большой, маленький, самый большой, самый маленький); выбор предметов по величине, расположение предметов по порядку возрастания или убывания в ряд.

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (развитие праксиса позы упр. «Улитка»).

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Игры для формирования слухового и зрительного восприятия: «Где сидит жук?»

2 неделя

«Космос»

Развитие импрессивной речи, формирование первичных представлений по лексической теме.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (настольно-печатная игра «Найди такую же картинку»; «Парад планет»).

Игры на развитие слухового восприятия и внимания: «Угадай, кто позвал?», «Что звучит?», «Что за чем звучало?»

3 неделя

«Дом, улица, город, страна»

Развитие импрессивной речи, формирование первичных представлений по лексической теме.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

4 неделя

«Рыбы»

Развитие импрессивной речи, формирование первичных представлений по лексической теме.

Формирование элементарных понятий о величине предмета и её параметрах (большой, маленький, самый большой, самый маленький); выбор предметов по величине, расположение предметов по порядку возрастания или убывания в ряд.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (настольно-печатная игра «Найди такую же картинку»).

Игры с природным материалом: «Игра с рыбками в тазу».

Май

1 неделя

«9 Мая. День Победы»

Развитие импрессивной речи, формирование первичных представлений по лексической теме.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

2 неделя

«Цветы»

Развитие импрессивной речи, формирование первичных представлений по лексической теме.

Различение предметов по цвету (противопоставление по принципу «такой- не такой»; выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине).

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (настольно-печатная игра «Найди такую же картинку»).

3 неделя

«Животные жарких стран»

Развитие импрессивной речи, формирование первичных представлений по лексической теме.

Формирование импрессивной речи, накопление словаря, дифференциация понятий лексических значении слов и грамматических форм.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию.

4 неделя

«Времена года. Лето»

Формирование представлений о лете  на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Развитие импрессивной речи: уточнение значений слов, закрепление обобщающих понятий.

Подготовка артикуляционного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

 

                                                                                  

 

×
×