«Первая доврачебная помощь пострадавшему» (обучающая игра)

Автор: Людмила Яковлевна Катаева

Катаева Людмила Яковлевна ,учитель  химии, биологии и ОБЖ

Гимназии 41 г. Новоуральска Свердловской области

Разработка внеклассного мероприятия по биологии и ОБЖ

«Первая доврачебная помощь пострадавшему» (обучающая игра)

                               Цель игры:

*  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; здоровье и ЗОЖ;

* воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;

           *   развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

*   овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

                         Общая информация перед началом игры :

Соревнуются команды 8 классов, зрители- 5-7 классы, жюри – ученики 11 класса

*В актовом зале классы рассаживаются : болельщики команды № 1 (слева) и болельщики команды № 2 ( справа) + учителя .

*Команды будут выполнять задания, проходить испытания и участвовать в эстафете, и получать за это баллы по оценкам жюри.

*В промежутках между командными соревнованиями учащимся задаются вопросы в зал. За правильный ответ учащиеся получают дополнительные очки в счет своей команды.

*По итогам конкурса и количеству заработанных очков определяются победители соревнования.

*Предварительно, на уроках нужно провести инструктаж по оказанию первой помощи, обработка раны, накладывание повязок, оказание помощи при обмороке, и по составу аптечки первой помощи.

*Оборудование и материалы: составляющие аптечки, коробы- аптечки, таблички с названиями органов и частей тела,  подушки,  краска и приспособления для грима раненной конечности (гуашь) «оценки» жюри – 6 табличек: 3 -с зеленым кругом, 3 -с красным, музыкальное сопровождение, Одежда ведущих – медицинские робы и халаты.

                                        Сценарий игры.

Играет музыка: трек Праздник – фон до начала

Начало: трек Сирена  — сигнал к началу праздника

Далее сразу: трек Вступление – 10 сек, потом сходит на нет

                      Вступление. Сразу после СИРЕНЫ

Ведущий 1: Здравствуйте ребята! Тема нашей сегодняшней игры «Первая доврачебная помощь пострадавшему».! Как вы думайте: о чем сегодня пойдет речь?

Слушаем варианты ответов. Конечно, вы правы. Речь пойдет о первой помощи, той ,которую часто необходимо оказать еще до приезда врачей.

Ведущий 2: Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками, а обычными людьми.

Учитель : Вы  — активные ребята, играете, бегаете, ходите на прогулки, ездите в путешествия… Наверняка в течение жизни вы сталкивались с ситуациями, когда вам или людям вокруг требовалось оказать первую помощь. Вспомните, всегда ли вы знали, что предпринять? Или были случаи, когда вы терялись, не понимали, что нужно делать? Куда бежать? Слушаем ответы.

     Любой,  даже подготовленный человек, может растеряться в такой ситуации.. А ведь часто от наших действий может зависеть здоровье, а иногда и жизнь человека.

Ведущий 1: Сегодня мы с вами окажемся как раз в таких ситуациях, когда необходимо оказать первую помощь и научимся делать это правильно!

Музыка: трек Праздник – тихо – пока говорит ведущий 1, затем громко сек на 5, потом затихает

А чтобы нам было интереснее мы проведем соревнования ! И в конце нашей игры определим победителей! А приз  —  мешок конфет?)))) (Музыка Начало!)

                                                Конкурсы.

Пауза 5-10 сек – играет музыка, далее продолжает ведущий 2.:

Ведущий 2: Для того, чтобы знать что болит, и где болит, необходимо понимать какой это орган и  где располагается (чтобы не искать, например, больной локоть на коленке). Поэтому первый наш конкурс посвящен строению тела человека.

                               Конкурс № 1 «Строение тела человека»

                            Выходят два ученика (высокие, крупные)

Ведущий 1: Для этого конкурса нам нужны два добровольца (выбираем двух крупных, высоких ребят, по одному из каждой команды). Выходите пожалуйста! (Ставим добровольцев напротив корзин с надписями органов и частей тела).  Теперь просим выйти по 10 человек из каждой команды! (ставим участников команд за добровольцами).  Внимание! Задание! Каждой команде нужно в порядке эстафеты, по очереди:

1.      добежать до корзины

2.      взять табличку с названием органа или части тела  

3.      прибежать обратно

4.      прикрепить табличку на добровольца в ту часть тела,  где находится этот орган

Ведущий 2: Все готовы? На старт! Внимание! Марш! (играет музыка, идет эстафета).

Музыка: трек Конкурс 1- пока идет конкурс (пока не пробегут все участники команды – по 10 чел)

Учитель: Осматривает добровольцев. Исправляет ошибки. Давайте попросим членов жюри оценить результаты конкурса!

Красный кружок – 0 балл (перед жюри лежат таблички)

Зеленый кружок -1 балл.

                         Итак, прошу оценки (жюри)!

Команда № 1  и….. Команда № 2

( в это время ассистент ставит столы и атрибуты для конкурса Аптечка)

                                          Конкурс № 2 «Аптечка»

Ведущий 1: Итак, что лечить мы с вами разобрались. Теперь возникает вопрос: Чем лечить?

Вы все наверняка слышали об «Аптечке первой помощи», у многих такая есть дома, и в автомобилях у родителей. Давайте вспомним, что необходимо положить в аптечку. Для этого мы соберем свою Аптечку первой помощи.

Прошу выйти по 10 участников из каждой команды (строим команды друг за другом напротив столов)

Ведущий 2: Перед вами столы с набором медицинских препаратов, бинтов, салфеток и другой утвари. Вам нужно сейчас на время в порядке эстафеты собрать аптечку первой помощи из предложенных на выбор предметов (медицинских препаратов, бинтов, ваты и т.д.)  Вы добегаете до стола, берете нужный предмет, добегаете до команды, кладете его в аптечку, далее — следующий участник. Внимание! Не все, что вы увидите на столе ,пригодится для оказания первой помощи! Не перепутайте!

На старт! Внимание! Марш!

Музыка: трек Конкурс.

(Конкурс заканчивается,  как только затихает музыка.  Каждая команда собирает аптечку)

Учитель: Теперь я прошу вас объяснить свой выбор!  Подойдите с аптечкой по одному представителю от команд. Участники достают предметы и говорят, как бы они его использовали.

           Уважаемое жюри! Оцените наши команды!

Конкурс № 3  «Скорая помощь. Врачи».

Ведущий 1: Теперь пора нам переходить от теории — к практике!

Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

Ведущий 2: Но, запомните! В первую очередь вам нужно вызвать Скорую помощь!

                             (Музыка: трек Сирена, 5 сек)

Какой номер нужно набрать для вызова С.П.? (Выслушиваем варианты ответов  зала. Присуждаем дополнительные очки командам.)

Ведущий 2: Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Какие повреждающие факторы вам известны? (воздействие эл. тока, и т.д)

(Слушаем ответы зрительного зала. Присуждаем командам очки.)

*Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего.

* В дальнейшем до прибытия медицинского работника необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего. При необходимости принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Конкурс  № 4 «Человек с поврежденной конечностью»

Ведущий 1: В следующем конкурсе вы оказываетесь в ситуации, когда вам нужно будет оказать первую помощь. Прошу выйти по 5 человек из каждой команды.  Каждой команде достается свой пострадавший и 3 минуты на оказание первой помощи. После вам нужно будет объяснить ваши действия.  При оказании первой помощи вы можете пользоваться Вашей аптечкой (ассистент дает командам аптечки). Загримированные жертвы изображают адскую боль)) – два человека.

Задание для первой команды:

 Таня  упала с велосипеда, ударила колено, течет кровь. Ваши действия.

Задание для второй команды.

Сережу  укусила собака. Идет кровь. Ваши действия.

Музыка: трек Конкурс.  (Команды работают.)

Учитель: Прошу вас объяснить: что, почему и зачем вы сейчас делали? Слушаем объяснения команд.

                        Жюри! Оценки!

(Жюри оценивает действие команд.)

Конкурс № 5  « Обморок.»

Ведущий 2: У нас осталось еще одно задание, для выполнения которого я прошу выйти по 5 человек из каждой команды (ассистент ставит стулья ,одновременно выходят Мария Петровна и Лиза, и встают в центре зала к своим стульям) рядом стол с аптечками, чаем и сахаром, тонометр, пледы, подушки.

                            Задание для первой команды:

У Марии Петровны с утра болела голова. На уроке, стоя у доски, ей стало плохо, голова закружилась, потемнело в глазах… Ваши действия? (Мария Петровна стоит и изображает головокружение, глаза закрыты, держится за стул, одна рука у виска, на лице -страдание)

Ведущий 2:

                       Задание для второй команды:

 Перед контрольной  Лиза не спала всю ночь, готовилась, читала учебник и выписывала определения в тетрадку, утром ей даже не хватило времени на завтрак. Так и пошла в школу. На четвертом уроке, перед контрольной,  сидя за партой, у нее закружилась голова, загудело в ушах и потемнело в глазах… Ваши действия? (Лиза сидит на стуле и изображает обморок)

Во время конкурса вы можете использовать предметы, находящиеся на столе.

                           На старт! Внимание! Марш!

 Музыка: трек Конкурс.

Учитель: Объясните, что и зачем вы сейчас делали?

                      Жюри, оцените работу наших команд!

                             Музыка: трек Заключение

Ведущий 1: Спасибо! Наша обучающая игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, скажите:

Понравилось ли вам?

Что новое вы узнали?

Чему научились?       (Слушает ответы).

А теперь слово  предоставляется членам жюри!

Жюри, назовите победителя сегодняшней игры? И вручите призы!

                             Музыка: трек «Вручение призов»

( победителям – мешочек конфет, проигравшим –утешительный приз –сок в коробочках) .

                               Победила ДРУЖБА !!!

 

×
×