Автор: Валентина Николаевна Бучацкая
План-конспект учебного занятия
1. Тема. Мои первые шаги в журналистике.
2. Возраст обучающихся. 15-22
3. Цель. Определить, что такое журналистика и увидеть своё место в ней.
Задачи.
Обучающие: дать понятие о журналистике, ознакомить с передовым опытом и тонкостями журналистского мастерства.
Развивающие: развить творческие способности, индивидуальное мышление, умение лаконично и точно выражать свои мысли, умение работать в команде
Воспитательные:
· расширить кругозор, развить владение словом;
· развить коммуникативные навыки;
· повысить уровень мотивации к самостоятельной работе;
· научить делать выбор в плане выбора будущей профессии или направления деятельности
4. Оборудование: листы А3, карандаши/ручки, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.
5. Организационная форма занятия. Занятие-экскурсия в профессию.
6. Методы организации деятельности. Комбинированные.
7. Предварительная подготовка.
· Согласовать тему занятия с программой, календарным учебным графиком
· Проанализировать и при необходимости откорректировать тему занятия
· Определить тип занятия и его структуру (в соответствии с типом)
· Определить цель и задачи занятия
· Составить план занятия
· Отобрать содержание теоретической и практической части занятия
· Определить методы проведения занятия
· Определить необходимое оборудование
· Подготовить необходимое методическое обеспечение и дидактический материал (с учетом разного уровня готовности учащихся)
· Подготовить резервный материал на случай более быстрого выполнения плана занятия
· Разработать краткий (или развернутый) план-конспект занятия
· Провести эмоционально-психологическую подготовку к занятию
Этап занятия, их продолжительность |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности обучающихся |
Промежуточные результаты |
Организационный |
Вступительное слово руководителя кружка по теме: «Что такое журналистика». |
Активное слушание. |
Первичное усвоение материала |
Упражнение «Билет в Сочи» Цель: научиться убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции.
|
Наблюдатель |
Вся группа объединяется в команды по 3–4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет в Сочи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему». |
Учатся работать в предлагаемом коллективе. |
Итоги упражнения
|
Консультативная.
|
Отвечают на вопросы: Какие приемы и методы убеждения были использованы? Что сработало? Что было не эффективно? Что ещё можно было сделать? |
|
Упражнение «Исправление ошибок»
|
Наблюдатель |
Участники получают карточку с заданием, затем исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). |
Учатся видеть ошибки |
Итоги упражнения |
Консультативная. |
Взаимопроверка. |
Умение анализировать |
Ввод по общей теме занятия: «Передовой опыт и тонкости журналистского мастерства»
|
Направляющая |
Слушают, сравнивают, задают вопросы, приводят примеры из своего опыта. |
Получают новую информацию |
Основные характеристики журналистского текста |
Модератор. Выдает текст для анализа, с целью дальнейшей его переработки каждым участником занятия |
Читают текст, высказывают свое мнение, пытаются передать прочитанную информацию своими словами, но с учетом журналисткой направленности. |
Приобретение навыка работы с текстом |
Основные характеристики журналистского текста с учетом специфики журналистской деятельности |
Наблюдатель |
Транслируют информацию из прочитанного ране текста, так если бы они были: военными журналистами, тик-токерами, новостными журналистами центрального канала, журналистами отдела расследований и т.д. |
Умение трансформировать текст под предлагаемые условия |
Итоги работы с текстом |
Консультант. |
Делятся опытом, делают предварительные выводы. |
Умение анализировать |
Физкультминутка |
Активное участие |
Совместная деятельность |
|
Упражнение на регуляцию психического состояния «Не боюсь» |
Наблюдатель |
Выбирают главного редактора, фоторепортера и т.д. Занимают свои ниши в журналистской команде. Аргументируют свой выбор. |
Проверка на психоустойчивость |
Упражнение «Трудная ситуация» |
Наблюдатель |
Находят компромиссное решение в предлагаемой ситуации. Например: Вам нужно взять интервью у администратора учреждения, который всегда занят. Ваши действия. |
Приобретают навык договориваться |
Советы начинающему журналисту |
Модератор. Например: пиши кратко. Пиши стильно. Структурируй текст правильно. Налаживай контакты. |
Приводят примеры, используя ранее прочитанный текст. |
Умение работать с конкретным заданием. |
Упражнение – «Это только бизнес, мом» (к подтеме — налаживание контактов)
|
Развивает навыки убеждения |
Парная работа. Пытаются продать какой-либо предмет, объясняя его необходимость партнеру и описывая его положительные качества. |
Приобретают навык убеждения |
Упражнение «Будь начеку» |
Модератор |
В зависимости от предлагаемой ситуации, описывают стиль своей одежды, необходимые аксессуары, предполагаемых «помощников» |
Навык уместности стиля одежды к предлагаемой ситуации |
Итоговое упражнение: «Портрет нашей команды» |
Наблюдатель |
Описывают свою команду в различных журналистских стилях (блогер, спортивный журналист, научный журнал и т.д.) |
Умение видеть коллектив в целом |
Рефлексия |
Наблюдатель |
Оценивают эмоциональную и содержательную сторону занятия. Что нового Вы узнали на занятие? Где Вы можете применить полученные знания? В какой момент занятия Вы чувствовали себя особенно комфортно? С кем Вам было интереснее всего работать в паре/группе/с преподавателем? Почему? За что бы Вы себя похвалили сегодня?
|
|
Домашнее задание – написать мини статью-рассужде-ние на тему «Журналистское слово-его сила и слабость» |
Консультант |
Пишут статью (индивидуально, парно – на выбор) |
Приобретение первичного журналистского личного опыта |