Пластилиновые фантазии в технике миллефиори

Автор: Марина Ивановна Матвеева

«Пластилиновые фантазии в технике «миллефиори»

 Матвеева Марина Ивановна, воспитатель

первой квалификационной категории;

Электронная почта: marinamatveeva1978@mail.ru

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» (МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко», Республика Марий Эл, пгт. Новый Торъял)

 

Аннотация

В статье рассказывается об использовании нетрадиционной техники лепки – техники «миллефиори». «Пластилиновые фантазии» в этой технике  позволят педагогам расширить знания о пластилине как материал для творчества. Материал знакомит с историей появления развития техники «миллефиори», с способами и инструментами, использования в работе с пластилином. Этот материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям, педагогам дополнительного образования.

 

Дошкольное детство – время, когда закладываются основы художественно-эстетического развития и духовности личности благодаря непосредственности, живости, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Художественно-эстетическое развитие является важнейшим средством в формировании личности ребенка. В период детства происходит последовательное формирование основ художественно-эстетической культуры: эстетического отношения к миру и гармонизации восприятия.  Очень важно в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной работы. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста играет важную роль, оказывает влияние на многие функции ребенка. Как говорил  В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».         Работая с детьми дошкольного возраста, сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук. У таких детей преобладает медлительность выполнения движений, действий, наблюдается скованность. Ребёнок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

     Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей. Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.

 Можно провести  работу по созданию картотек с пальчиковыми играми и упражнениями. Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятия кружка по лепке. По развитию мелкой  моторики в группе можно создать центр «Ловкие пальчики», который  представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место; постоянно пополняемое играми, что сохраняет к нему интерес воспитанников. Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игру, что вызывает у каждого стремление к познанию нового, способствует умственному и личностному развитию ребенка.

Совместно с родителями полезно изготавливать разного вида пальчиковые игры: пальчиковые игры с предметами и без предметов (пальчиковый театр), игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, игры-шнуровки, мозаики и пазлы, конструкторы и строительный материал. Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, крышки, резиночки) и т.д.

 Что же дети любят больше всего? Конечно, творчество! Это то, что доступно каждый день и везде. Это то, что помогает выразить себя. Неоспорима польза, которую приносит развитию ребёнка – занятие лепкой.

         Лепка – один из любимых видов изобразительной деятельности у детей разного возраста. Занятие лепкой развивает воображение, фантазию, мелкую моторику, пространственное мышление, развивает координацию обеих рук, помогает понять и запомнить цвета, формы предметов, получить эстетическое воспитание. Разнообразные техники работы с пластилином раскрывают у ребенка безграничный творческий потенциал. Комбинирование техник лепки, добавление других материалов позволяют экспериментировать, проявлять фантазию, творческое воображение.  Существует множество различных нетрадиционных техник работы с пластилином. Одна из техник работы с пластилином–техника «миллефиори».   Что же это такое? Это новый вид декоративно – прикладного творчества. Название техники «миллефиории» в переводе с итальянского, звучит как «тысяча цветов», а еще говорят многослойная техника. Эта техника итальянских стеклодувов. Изначально она употреблялась для одного из видов мозаичного стекла с особым декоративным узором в виде цветка, отсюда и название. В наше время эта технология успешно используется при изготовлении очень красивых и изящных изделий. В 1981 году  Эстер Олсон впервые применила технологию стеклодувной техники «миллефиори» в работе с полимерной глиной.

       Вместо полимерной глины в работе используют пластилин. И это значительно облегчает и ускоряет процесс изготовления изделия. Пластилин пластичен и используется в работе с детьми, как дома, так и на занятиях в детском саду. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, внимание, память, а также учит детей образному и конструктивному мышлению, влияют на развитие моторной функции речи.  Оценить красоту и неповторимость рисунка в технике «миллефиори» невозможно, пока не попробуешь её на практике. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Техника очень необычна и интересна, самое необычное это то, что никогда нельзя до конца предугадать полученный результат, всегда ожидает сюрприз. А дети очень любят все новое и необычное в своей продуктивной деятельности. Эта техника достаточно сложная,  в  работе с детьми используем два основных способа техники  «миллефиори».   Способы выполнения работы в этой технике: берём два куска пластилина контрастных по цвету и

одинаковых   по   размеру,   разминаем   их и катаем из них шарики.  Далее расплющиваем   их   и   формируем   две   пластины   прямоугольной формы.   Накладываем   одну   на   другую   и скатываем   «рулетом». Разрезаем его поперёк на тонкие пластины.  Получившиеся элементы используем как лепестки для цветов. Берём   пластилин,   хорошо   разминаем   и  формируем простую  колбаску   (брусочек).  Далее   готовим  2-3  пластилины  из пластилина   других   цветов   по   ширине   брусочка.   Заворачиваем поочерёдно   ими   брусочек,   аккуратно   срезаем   лишнее   и разглаживаем   шов.   Далее   ужимаем   полученный   брусочек.   При аккуратном раскатывании он будет удлиняться и утончаться. После окончательного   раскатывания  колбаски,   пластилину   нужно   дать  немного   полежать,   чтобы   он   не   был   слишком  мягким  и   не смазывался. Нарезаем стекой поперёк.  Из полученных  деталей создаем красивые композиции: бабочку, цветок, осенние листочки.

Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий. С родителями можно провести  групповые и индивидуальные консультации по этой технике,  на тему «Нетрадиционная техника лепки  – «миллефиори», в родительском уголке оформить папки – передвижки «Пластилинография», «Мелкая моторика рук».  Таким образом, можно сделать вывод, что лепка в технике «миллефиори» позволяет не только разнообразить палитру пластилина, но и развивать у детей художественный вкус, творческое мышление и воображение. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

 

Список литературы:

1. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. — М.: Просвещение, 2002.

2.Волшебный пластилин. — М.: Ранок, 2013.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография./ Г.Н. Давыдова. – м.: Издательство «Скрипторий 2012», 2012                              

4. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко. — М.: ТИТУЛ, 2003

5. Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. — М.: Просвещение, 1986.

×
×