« Почему идёт дождь и дует ветер?»

Автор: Фетисова Елена Борисовна

Ход урока.

Сегодня мы начнём наше путешествие в мир природы с загадки.

Он идёт, а мы бежим
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

Неизвестно, где живёт.
Налетит деревья гнёт.
Засвистит, по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь (Ветер)

— Сегодня нам надо найти ответ на вопрос : «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Повторение ранее изученного материала.

— А пока давайте вспомним то, что мы знаем.

— Для этого нам надо отправиться в космическое путешествие, закрываем глаза 3, 2, 1, пуск.

(Музыка)

(Картина с изображением звёздного неба)

— Мы с вами в космическом пространстве.Как вы думаете. о чём пойдёт речь?

— Отгадайте загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (Солнце)

По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал –
Белый зёрна поклевал. (Звёзды – ночь, день)

— Что же это за зёрна? (звёзды)

Правильно – звёзды, вот сейчас я и проверю, что вы знаете о солнце и о звёздах.

— У нас с вами будет игра « Продолжи предложение».

Первая карточка: «Солнце»

— Солнце – это огромный пылающий…(шар)

— Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда)

— Оно создаёт нам … (день)

— По размерам Солнце … (больше Земли)

— Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

Вторая карточка: «Звёзды»

— Звёзды – это огромные пылающие … (шары)

— Они кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся … (далеко от Земли)

— Звёзды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру)

— Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в … (Созвездия)

— На небе можно увидеть большой ковш – это … (созвездие Большая Медведица)

— Отгадайте ещё загадку:

Ночью по небу гуляю
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной
А зовут меня … (Луной)

Молодцы!

Загадки все отгадали!

А теперь следующая игра « Скажи «Да» или «Нет».( Если вы знаете ответ и можете его подтвердить ,то говорите «Да» если вопрос не соответствует реальности , то говорите

« Нет».

ТЕСТ

  1. Луна больше Земли?(нет)

  2. Луна сама не испускает свет, а отражает свет Солнца?(да)

  3. Люди бывали на Луне? «Да»

  4. Солнце – самая большая звезда?( нет. Есть больше.)

  5. Звёзды – огромные пылающие шары белого цвета? «Нет»( они разного размера и цвета)

  6. На Луне есть воздух и вода? (нет)

  7. Луна естественный спутник Земли.(да)

  8. Солнце – ближайшая к Земле Звезда.(да)

  9. В созвездии Большой Медведицы семь ярких Звёзд.(да)

  10. Солнце вращается вокруг Земли? (нет)( Земля и все другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца)

  11. На Луне живут люди.(нет)

  12. На Луне есть вода? ( нет)

Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями!

В космическом пространстве мы вспомнили о звёздах, Солнце и Луне.

— Почему на Луне не бывает дождя? (там нет воды)

— А почему идёт дождь на Земле? (на Земле есть вода)

— На Земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду, что с ней происходит?

(Музыка)

(Картина с изображением круговорота воды в природе)

 

Вода испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Превращается в маленькие капельки воды. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от Земли всё выше и выше – на много километров вверх. Там, на высоте всегда холодно. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз, а тёплый опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землёй вверх – вниз, пока не сольются в крупные капли. Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли. Не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождём. Прошёл дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождём.

— Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Подземная вода в некоторых местах выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейка вода течёт по уклону. Ручейки соединяясь между собой образуют начало реки. Река впадает в более крупную реку, дальше в море, океан. Солнце нагревает воду и опять происходит круговорот воды в природе.

Педагог:

Давайте ещё раз проследим за круговоротом воды в природе!

— Куда поднимается пар? (От земли всё выше и выше. В небо.)

— Что там происходит с капельками? (Соединяются в крупные капельки и образуют тучу)

— Если появилась туча, что мы ждём? (Дождь)

— Вот так и появляется дождь.

Загадка:

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез (Дождь, туча)

— Что такое туча? (Тёмное густое облако)

— Из чего состоят тучи? (Из тяжёлых капелек воды)

— Почему они падают и получается дождь?(Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе)

-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. (На доску прикрепляется карточка со словом облако)
-Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
(На доску прикрепляется карточка со словом туча)
-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
(На доску прикрепляется карточка со словом дождь) 
Давайте проведём эксперимент и посмотрим . как образуется растёт облако.
Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

-Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…
(Дети отвечают хором – дождь)
— Вот так появляется дождь.
Дожди бывают нескольких видов: ливень, косохлест, ситничек
— Давайте рассмотрим рисунок с различными видами дождя и соотнесём их с названиями.

— Почему дожди так назвали?

Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст)
— Я сейчас включу вам разные виды дождя, а вы попробуйте угадать их названия.

(Запись дождей)

— Почему растения и животные на картинке так радуются дождю? (Потому что животные так же как и люди не могут жить без воды)

— Много рек впадает в моря. Почему море никогда не переполняется?(Постоянно происходит испарение, круговорот воды в природе)

— Почему так много воды испаряется, а Земля не обезвоживается окончательно? (Вода выпадает на Землю в виде осадков)

— Удивительное путешествие совершает вода в природе, без воды нам не прожить. Поэтому воду обязательно надо беречь. (Это место обитания многих животных, нельзя засорять водоёмы)

Мы встречаемся с водой каждый день. Как много воды нам всем нужно.

А много ли воды на нашей планете?( много. Её больше чем суши на Земле.Но пресной воды меньше чем солёной.)

Да вода занимает больше половины поверхности земного шара. Кажется, что воды на Земле много, её должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся на нашей планете немного. И с каждым годом становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Мы не можем прожить без воды. Без воды не может быть жизни. Её надо беречь. Для некоторых животных вода место обитания. Без воды не могут жить и растения. Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.

Всему живому на Земле нужна чистая вода !

Давайте послушаем шум воды. И попытаемся отгадать . ( детям предлагается послушать – шум дождя, моря, водопада,шторма,ручейка)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

— Пришло время поговорить о ветре. Вы видели как дует ветер, а слышали как он завывает?

— А какой бывает ветер?

— Ребята, а откуда появляется ветер? Почему он дует?

— Попробуйте помахать рукой перед лицом.

— Что вы чувствуете? (ветерок)

— А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух двигаться)

— А кто в природе заставляет воздух двигаться? (Солнечное тепло и холодный поток воздуха)

— А как доказать, что воздух при нагревании поднимается вверх?(чайник кипящий)

— А что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (начинается сильный ветер)

— Что же такое ветер? (Это движущийся воздух)

Давайте проведём эксперимент.

1.
Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)
-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)
Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
2.
На подоконник давайте положим воздушный шарик, сейчас я приоткрою окно на несколько секунд. Что вы заметили? ( холодный воздух сдул шарик с окна.)
— Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер.
(Обрывает провода, срывает крыши с домов…)
— Давайте послушаем как завывает ветер.

(Запись)

(Картина с изображением ветра)

 — Земля в разных местах нагревается солнцем по-разному. Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелиться понизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами. Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.

Люди стали использовать свойство ветра — движение:

  1. Изобрели парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться;

  2. Появились ветряные мельницы;

  3. Изобрели воздушный шар.

Итог урока

— О чём на уроке мы сегодня говорили?

— Что нового узнали?( ответы детей)

Молодцы ребята! Вы теперь хорошо знаете почему идёт дождь и дует ветер! Теперь вы сможете рассказать об этих явлениях неживой природе другим ребятам!

А сейчас давайте решим кроссворд!

Литература:

1.А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», учебник для 1 класса начальной школы, М. «Просвещение» 2006г.

2. А.А. Егупова Познаю мир» Ломоносовская школа.

3.  Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.

4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, — 56с.

6.Лучинин М.В. Детям о природе. — М., 1989.-115с

 

 
×
×