Автор: Гордиенко Наталья Сергеевна
Почему в наши дни все больше детей-молчунов, а в СССР их почти не было?
«Подумаешь, не говорит! Рано еще. В сад пойдет и там заболтает. Успокойся!». «Ерунда это все! Что еще за “ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ”? Врачи там что-то придумали, а ты ведёшься. Нормально все с ним». «Совсем уже с ума посходили. Напридумывали какую-то сенсорику, нейроупражнения… Что это вообще такое? В СССР таких-слов-то не было! Сам заговорит, отстань от ребенка». Каких только советов (зачастую непрошенных и, что печально — опасных на данный момент) не слышат молодые современные мамочки деток 2-3 лет от старшего поколения. Ведь по последним данным, почти 80% детей дошкольного возраста имеют проблемы с речью, т.е. либо не говорят, либо не понимают обращенную речь, либо разговаривают только на своем или очень плохо: каша во рту, говорят только первые слоги слов или переставляют их местами. Но откуда тогда взялись те истории, когда ребенок уже в 1,5-2 года рассказывал стихи на табуретке возле новогодней елки? Что же изменилось со времен СССР? Почему в наши дни все больше детей-молчунов или с другими речевыми проблемами? ВСЕ ПРОСТО. Еще каких-то 30, 40 и 50 лет назад люди и не догадывались, что речь появляется не сама по себе. А все эти истории про беглую раннюю речь — лишь следствие условий, в которых жили и развивались наши родители и бабушки, и даже мы. Деревни, общежития, коммуналки, 5-дневные ясли, большие семьи из 5-6 человек в двухкомнатной (максимум!) квартире. Вместо планшетов и отупляющих мультиков с быстро меняющимися кадрами, — живая и медленная речь, колыбельная на ночь. ВОТ ОНО — ДЕТСТВО ДЕТЕЙ 60-Х, 70-Х, 80-Х И 90-Х ГОДОВ. Современные же дети уже с 3-6 месяцев знают, как разблокировать родительский смартфон. В поликлиниках зомбируются мультиками или яркими видео и завалены «развивающими игрушками», которые на самом деле лишь тормозят запуск и развитие речи. ВЕДЬ РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ НЕ ПО ЩЕЛЧКУ ПАЛЬЦЕВ! А закладывается еще в утробе матери и развивается с каждым этапом взросления и познания мира: на вкус, на слух, на ощупь, на запах. Малышам нужно все протопать, ощутить слова на вкус, запах, вид. Потом совместить между собой эти этапы: вкус + запах, ощупь + вкус, вид + запах + вкус и так далее. И детям обязательно надо их пройти, чтобы развились необходимые нейронные связи в мозге, отвечающие за речь, чтобы избежать диагноза задержка речевого развития, чтобы он не потянул за собой задержку психического развития, чтобы малыш не отставал в будущем от сверстников, мог спокойно пойти в школу и быть с остальными на равных. И эти этапы развития ребенок должен пройти вместе со своими родителями с помощью простых увлекательных игр, которые развивают нейронные связи в мозге, отвечающие за речь. Прислушивайтесь к своему ребёнку, т.к. это положительно сказывается на развитии, помогает найти решение многих проблем и помогает сформировать здоровую самооценку.
Удачи всем родителям!