Поддержка детской инициативы и самостоятельности при работе с неоформленным материалом.

Автор: Бакакина Наталья Николаевна

Поддержка детской инициативы и самостоятельности при работе с неоформленным материалом.

Истоки способностей и дарования 
                 детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, 
             образно говоря, идут тончайшие ручейки,
                   которые питают источник творческой мысли.


                                                                                    В.А. Сухомлинский.

 

            В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утверждены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

          Не стоит забывать, что основным требованием ФГОС ДО к выпускникам ДОУ является обладание следующими личностными характеристиками: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т.е., главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а социально — адаптированная личность.

         Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, то именно в ней дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения, проявлять свою инициативу.

         Помимо функциональных игрушек, копирующих реальные предметы для полноценной игры, дошкольникам необходимы предметно — неоформленные игрушки из бросового материала.  Это игрушки широкого диапазона, позволяющие производить разнообразные действия: палочки, лоскутки, веревки, ленточки, коробки и т.д.

         Бросовый материал — это всё то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

         Игра с неоформленным материалом увлекательна, требует от детей умения подмечать характерные черты жизненных образов, создавая собственное детское пространство, собственный игровой мир. Неоформленный материал дети охотно включают в свою игру с изменением пространства. Он направляет их на овладение пространством и его объектами, а также стимулирует их к пространственному трансформированию и перемещению. Так ребенок разворачивает свою игру, идет поиск, анализируются предметы, в ход идет все доступное ребенку. Дети любят самовыражаться и, в отличие от нас, взрослых, лишены всяческих предрассудков. 

         С большим увлечением дети нашей группы принялись изучать материал, который обычно ежедневно попадает в мусорное ведро: баночки, бутылочки разных объёмов, коробки из-под обуви, лекарств, палочки от мороженого, проволочки, верёвочки, остатки самоклеящихся обоев, одноразовые ложечки. В работе по развитию инициативы и использованию неоформленного материала в игре, педагог должен знать особенности, свойства, применение, предназначение неоформленного материала, чтобы правильно нацелить детей на его рациональное использование, знакомить ребят с доступными способами применения различных материалов. Неоформленный игровой материал, как и другой игровой материал в группе должен постоянно меняться. Педагог должен ненавязчиво стимулировать интерес детей, создавать условия и поощрять детскую инициативу.

  На вопрос, что можно сделать из всего этого богатства, ребята сразу начали высказывать идеи и придумывать, как их (идеи) можно воплотить в жизнь. Основной тенденцией становится отход от работы по образцу к методам работы по представлению, созданию ребёнком образа посредством воображения. Ребята обсуждали, спорили, приходили к общему решению, помогали друг  другу.  Они рисовали, вырезали, клеили, соединяли различные материалы. В результате этой деятельности было создано много различного игрового материала. У детей сложилось особое отношение к новым игрушкам, они более бережно стали относиться к ним, а также и к обычным игрушкам.

         Таким образом, в процессе работы с неоформленным материалом у детей развивается:

— мелкая моторика пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);

— сенсорное восприятие, глазомер;

— логическое воображение;

— волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);

— художественные способности и эстетический вкус;

— сформированность доброжелательности к товарищам, чувство коллективизма и взаимопомощи;

— сформированность самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

         Особое удовольствие доставляет детям создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей. 

 

×
×