«Подготовка диких животных к зиме».

Автор: Прасолова Инесса Александровна

Занятие №11.

Тема: «Подготовка диких животных к зиме».

Цель: дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений их жизни осенью. Закрепить знания признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывание загадок, умение не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: магнитофон, запись с классической музыкой, три елки, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, бурундука, осеннего леса, муляжи грибов, мольберт, подставки для картин, орехи, салфетки.

 

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькая птичка», — и показывает детям, как играть с «птичкой», — указательным пальцем правой руки. Надо внимательно следить куда полетит птичка, не поворачивая голову, следить одними глазами.

Показываю:        

Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит за ним глазами).

Птичка влево полетела (отводит палец влево, следит за ним глазами).

К нам на нос она присела (подводит палец к носу).

Посидела, посидела

И куда-то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).

А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы. Кто из нас внимательней? Упражнение повторяется два, три раза.

Воспитатель: Правильно, Наташа! Старайся лучше, Алеша! Вот какие вы все внимательные! Разомнем теперь наши пальцы. (Проводится пальчиковая гимнастика.)

Мы рога козы покажем (выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове),

И рога оленя даже (широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове),

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем (выдвигает вперед указательный и средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает),

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить! (Каждый палей руки и поочередно присоединяет к большому пальцу.) Повторяем гимнастику (2 раза). Хорошо выполняете! Старайтесь прижать все пальцы к большому, не спешите. Вот так, умницы! Понравилось играть, ребята?

Ой, ребята! (вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес  наш ведь,

А обратный чей?

Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы,

Пишут лоси,

Пишут зайцы,

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!

Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.) А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу? (Подходит к картине осеннего леса.) Скажи, Карина, Кирилл? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? Скажи, Валера, Алеша. Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. А какие изменения происходят в живой природе? Кто относится к живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто не успел приготовится к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? Хотите познакомиться с  ними и узнать, как же они готовятся к осени? (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь! У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу. Воспитатель берет «волшебную палочку», взмахивает ею, включает музыку из «Времен года». Пока дети кружатся вместе, расставляет елки, раскладывает на полу грибы, листья. Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Послушайте стихи:

Осень. По утрам морозы,

В рощах – желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой (показывает знак, обозначающий «не шумите»_. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте потихоньку погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой картине на фланелеграфе.) Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята? (Белка.) А ты как думаешь, Алеша? Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открываем картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовиться? Скажи, Карина. (Отвечает.) Кто еще скажет? Правильно, только скажи красиво, все слова проговаривая…Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так как белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как белка готовимся к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберем ей в подарок грибы в корзину. Походите по лесу и принесите по грибу. (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться, и ей не страшен голод. До свидания, белочка! А теперь послушайте загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, Под сосной.

И стоит среди травы, Уши больше головы? Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой. А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Повтори, Владик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Правильно, скажи красиво. Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.

Воспитатель: Поем вместе:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал1

Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Отгадайте загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это? (Лиса.)

Отгадали? Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она – сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. (Воспитатель ставит новую картинку оборотной стороной к детям.)  Еще одна загадка:

Кто в лесу зубами – щелк,

Это бродит серый…(волк).

(Переворачивает картину.)

Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше. (Все подходят к последней картине на подставке.) Слушайте загадку:

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет. (Медведь.)

Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Ой, трудно понять вас. Ну-ка, скажите правильно.

А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Еж.) Еще впадает в спячку бурундук. Почему? Этим зверям нечего есть зимой. Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны! Дети остановились у картины, на которой изображен бурундук. Он заснул до весны в ямке, а листья, которыми он укрылся, улетели. Ну, вот и пора нам возвращаться! Запомните, кого мы видели. (Воспитатель обращает детей на картинки.) Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся. Воспитатель быстро убирает картины и елки, выключает музыку. Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате.

Рефлексия: Понравилось вам наше путешествие в осенний лес?  А что вам запомнилось? Говорим красиво. (Воспитатель исправляет речевые ошибки.) Какому зверьку вы помогли? (Бурундуку.) Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам какие звери впадают в спячку? Скажи, Витя. Хорошо. А почему? А кто делает запасы? Почему? Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть. А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают?

Итог: Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему. Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь! Ой, ребята! Белочка принесла нам подарок из леса! Вот видите, и звери благодарны всем. Как хорошо с ними дружить. А подарок – лесные орешки. Угощайтесь. (Воспитатель раздает ребятам по орешку из корзины, обьясняет, что грызть их и брать в рот нельзя, а дома вместе с родителями расколоть и попробовать. Печеные же орешки можно попробовать, вымыв предварительно руки.) А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок.

 

×
×