Подготовка к ВРП по русскому языку 6 класс

Автор: Светлана Александровна Зырянова

    Тема урока: Фразеологизмы и их роль в речи. (Подготовка к ВРП, задание №14), 6 класс

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Вид урока: практическое занятие с элементами игры.

Средства обучения: рисунки, дидактический материал (карточки с заданиями)

Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Фразеология».

Задачи:

Образовательные:

— учить определять лексическое значение фразеологизмов, в том числе и на основе творческих заданий; формировать умение отличать фразеологизмы от не фразеологизмов.

Развивающие:

— развитие устной и письменной речь учащихся, совершенствование навыков пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.

Воспитательные:

— создание положительного эмоционального настроя учащихся для изучения родного языка и бережного отношения к нему.

 

Фрагмент урока: подготовка к заданию  №14 ВПР (Объясните значение фразеологизма, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений). 

Задание №1. Вспомним, что такое фразеологизмы. В какой из колонок фразеологизмы, а в какой не фразеологизмы? Как вы отличили?

1. Куда дул ветер, туда и относило дым.                                                         1. Он всегда чувствовал, куда дует ветер

2. На глаз больного наложили повязку.                                                             2. Расстояние мы определили на глаз. 

3

Как вы определили фразеологизмы? (Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова, т.е. они обладают постоянством лексического состава и могут потерять свою смысловую самостоятельность. Они употреблены в переносном значении. Для фразеологизмов характерны  устойчивость, целостность значения).

Вспомним определение фразеологизмов. (Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом).

 Задание №2. Подберите к фразеологизмам подходящие слова (индивидуальная работа). Проверка.

1.      Задирать нос –

2.      Переливать из пустого в порожнее 

3.      Как две капли воды 

4.      Как с гуся вода –

5.      Ни свет ни заря –

6.      Рукой подать –

7.      Душа в пятки ушла –

8.      Душа в душу –

9.      Зарубить на носу –

10.  Делать из мухи слона –

11.  С гулькин нос –

12.  Испокон веку –

13.  Засучив рукава –

14.  Собаку съел —

15.  Бить баклуши —

 

Слова для справок:

зазнаваться, очень похожи, близко, запомнить, очень мало, давно, очень рано, все нипочем, преувеличивать, старательно, стал мастером в своем деле, испугаться, хорошо работать, ничего не делать, заниматься бесцельным и безрезультатным делом.

 

Задание №3. Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.

А. птица высокого полета                                   1. опытный, бывалый человек

Б. синяя птица                                                       2. влиятельный человек

В. стреляный воробей                                         3. символ счастья

 

A.    чесать язык                                           1. замолчать, воздержаться в разговоре

Б.     придержать язык                               2. выведывать что-либо

B.    тянуть за язык                                     3. болтать, сплетничать

 

А. Манна небесная                             1. близко столкнуться

 

Б. Носом к носу                                   2. наверняка

 

В. Как пить дать                                 3 что-либо желанное, редкое

 

 — Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?    

Задание №4. (Две команды по 4 человека получают карточки с фразеологизмами). Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимические пары.

витать в облаках                                                             играть первую скрипку

как сквозь землю провалился                                    иметь зуб на кого-либо

держать камень за пазухой                                       строить воздушные замки

задавать тон                                                                    как в воду канул

Задание №4. (Две команды по 4 человека получают карточки с фразеологизмами) Составьте пары антонимов из фразеологизмов

Не разлей вода                               воспрянуть духом

повесить нос                                    ни гроша за душой

денежный мешок                             как кошка с собакой

 

Задание №5. Найди фразеологизмы.

Я вам прочитаю текст, а вы должны найти и выписать 9 фразеологизмов (текст можно раздать ребятам).

 

Кашу маслом не испортишь.


— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама.
А Саша стучит.
— Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
— Я машину чиню, — заплакал Саша.
А бабушка:
— Всему своё время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
— Кашу маслом не испортишь.

( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с луны свалился, русским языком сказано).

— Ребята, а почему у бабушки такая живая речь?

 

В устной речи вы легко узнали фразеологизмы. Но в письменной речи их надо в первую очередь узнавать, чтобы правильно расставлять знаки препинания. Какое правило о постановке знаков препинания в предложении с фразеологизмами вы знаете?  (Фразеологизм не выделяется запятой).

 

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы. (Слова для справок: сломя голову, скрепя сердце, засучив рукава, затаив дыхание, очертя голову).

1) Боясь опоздать, я нёсся в школу … .

2) Мы всем классом … принялись за уборку школьного двора.

3) Не оценив всех возможных трудностей, я ….. пустился в рискованное предприятие.
4) Не испытывая большой любви к этому предмету, я … сел готовиться к контрольной.

5) Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали … .

 

Задание 6. 

 Живая картинка.

Каждая парта  получает по листочку, где написан один  фразеологизм, который нужно изобразить без слов. Работа впарах.

1.Намылить шею

2.Пальчики оближешь

3.Взять себя в руки

4.Попасть пальцем в небо

5.Держать камень за пазухой

6.Развесить уши

7. Сесть на шею.

8. Плясать под чужую дудку.

9. Клевать носом.

10. Чесать языки.

 

Задание 7. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

 

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Класть зубы на полку (нуждаться)

Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

Вставлять палки в колеса (мешать)

Рефлексия. Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы.

Дома написать небольшое сочинение на тему:

  1. О своей  будущей профессии, используя фразеологизмы.
×
×