Автор: Саблисенко Светлана Ивановна
Эффективные способы подготовки обучающихся
творческим конкурсам: опыт, результаты
Саблисенко С.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Уразовская СОШ №1» ВАлуйского района Белгородской области
Стать победителем легче всего в конкурсах математической направленности. Там 2+2 всегда =4.
А чтобы одержать победу в творческих конкурсах литературной направленности, нужно выполнение нескольких критериев:
1. Талант, литературное чутьё, креативность, грамотность участника.
2. Актуальность и злободневность выбранного материала, героя сюжета, темы.
3. Совпадение взглядов, приоритетов, восприятия произведений, уровня эмоциональности участника и члена Жюри. К сожалению, последний пункт для наших конкурсов очень важен
Но мы же с вами люди творческие, и именно такие моменты подталкивают нас к осмыслению ошибок, поиску новых путей подготовки, способов увлечения детей творческой деятельностью.
С чего начинаю я. С ответа на вопрос «Зачем участвовать в конкурсе мне как учителю?». Целей множество. Среди них – материал к аттестации, стимулирующая, получение новых знаний и опыта, которые необходимы в профессии и, конечно же, самоудовлетворение от процесса, индивидуальное общение с талантливым ребенком или ребенком, который очень хочет принять участие в конкурсе.
Общение с талантливым ребенком для меня – это уроки, которые дает ребенок мне. Учусь у него умению легко выражать мысли в стихах, смелости суждений по проблеме или умению легко и непринужденно брать интервью у практически незнакомых людей. Но таких детей, во-первых, очень мало. А во-вторых, работа с такими детьми не приносит полной профессиональной удовлетворенности.
Роль учителя в подготовке учащихся к конкурсам очень значима. Умение педагога объяснить, направить, заинтересовать – это бесценный труд, а, главное, возможность для ребенка раскрыть свой творческий потенциал.
Педагог — это направление ученика при отборе информации, распределение нагрузки, индивидуальные занятия, консультации, оформление необходимых документов согласно положениям и т. д.
Помощь педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
А это кропотливый процесс, в ходе которого и рождаются те дети, которые с огромным интересом и желанием участвуют в конкурсах.
Отношения с ребенком необходимо строить таким образом, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность.
В процессе работы легко увидеть, в каком виде творческой деятельности ребенок наиболее успешен, чем увлекается, интересуется. От этого в дальнейшем зависит не только выбор номинации конкурса, но и жанра роботы (интервью, дневник, рассказ, эссе).
Необходимо на уроках создавать возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала учащихся за счет использования следующих средств обучения: иллюстраций произведений изобразительного искусства, записей музыкальных произведений, театральных постановок.
Важную роль в подготовке ребят к региональным и всероссийским конкурсам играют конкурсы на уровне класса.
Важно помнить: чтоб был успех, необходимо научить детей трудиться творчески.