Подвиг без срока давности

Автор: Савина Ольга Георгиевна

\s

культуры личности, расширяет социальный опыт детей и подростков.

            Планируя уроки по литературе, обязательно исхожу из необходимости решения  задач патриотического воспитания: воздействовать на формирование нравственных качеств и гражданское сознание;   воспитывать гуманистическое отношение к миру; развивать художественно-творческие и интеллектуальные  способности детей и подростков.

            На уроках литературы знакомимся с историческими повестями А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Н.М.Карамзина, где повествуется о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними захватчиками, геройских подвигах. Содержание воинских повестей проникнуто любовью к Родине и тревогой за её судьбу, готовностью встать на её защиту.

            На уроках по творчеству Л.Н.Толстого рассуждаем о том, что значит истинный патриотизм, а что – ложный. А произведения А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова, В.Быкова, Б.Васильева, В.Г.Распутина, К.Симонова Ю.Бондарева придают урокам особую атмосферу, потому что  на них происходит  приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.

            В прежние  годы постоянно звучали на радио и телевидении песни о Родине, создавая  в обществе атмосферу доброжелательности, братства и единства. После войны особенно любили  песню «Летят перелётные птицы» — страстное признание к Отечеству, её пели и взрослые, и дети, на демонстрациях и в семейном кругу, потому что она выражала верность стране после пережитой ею смертельной опасности.

            К сожалению, сегодня поэты и композиторы очень мало пишут о героях, поэтому будем растить детей на героях прошлого, поскольку подвиги срока давности не имеют. Я — сторонник этого убеждения. Поэтому без опаски ввожу в программу произведения, которые изучались в школе до 90-х годов. Сказки  К.Паустовского («Дремучий медведь», «Стальное колечко», «Похождение жука – носорога») дышат любовью  к России, содержат чувства восторга перед родной природой, родной землёй; рассказы А.Гайдара («Военная тайна», «Тимур и его команда») повествуют о Родине, о незыблемой любви к Отечеству, хотя с тех пор изменились названия и границы нашего государства. Книга В.Катаева «Сын полка»- весёлая и печальная повесть, книга благодарности, любви и нашей неизбывной печали о тех, кто пал на войне, защищая Родину.

              Произведения о военном детстве, принадлежащие перу М.Пришвина, А.Платонова, Л. Леонова, Л.Пантелеева, М.Зощенко, занимают «достойное место в создании литературной летописи духовных судеб нашего народа». Это книги о высоком гуманизме в тяжелейшее для страны время. Они непременно должны быть переизданы, вернуться в детское чтение как величайшая духовная ценность и изучаться на уроках литературы. «Только на таких книгах можно воспитать поистине культурного читателя, патриота и гражданина своей Родины»,- указывала замечательная писательница И.Н.Тимофеева в своей книге «Воспитание детей – спасение страны и нации».

            На уроках литературы важно учить ребёнка не только читать, но и осмысливать, переживать, оценивать, анализировать поступки  других людей, соотносить c  их собственной позицией. Изучая литературу, учащиеся начинают задумываться о смысле таких понятий, как Отечество, человек, природа, об отношении к окружающему миру, к другому человеку, к себе. Но чувство патриотизма не может быть сформировано мгновенно. Это планомерная и целенаправленная работа, требующая внимания на весь период обучения. Только тогда можно добиться положительных результатов.

          Таким образом, проведя через цели своей образовательной деятельности воспитание патриотизма российского гражданина, именно учитель литературы сможет оказать реальное воздействие на качественное позитивное изменение общественной ситуации в России.

 

Литература

     

1. Агапова, И.А, Давыдова, М.А. Мы – патриоты! Классные часы и          внекласснымероприятия:1–11/И.А.Агапова, М.А.Давыдова.- М.:ВАКО.2006.- 368с.

2. Ефремова, Г.И. Патриотическое воспитание школьников / Г.И. Ефремова //        Воспитание школьников. – 2005. — №10. – С.6– 8.

3. Программа развития воспитания в системе образования России

    // Воспитание школьников. – 2000. — №2. – С.5-7.

4. Тимофеева, И.Н. Воспитание детей – спасение страны и нации. М.:

     Школьная библиотека. – 2009. №.4.

Скачать статью

×
×