Поиск способов преодоления отставания в освоении программы с низкой мотивацией к обучению.

Автор: Великая Светлана Александровна

Поиск способов преодоления отставания

в освоении программы с низкой мотивацией к обучению.

Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению

 

Начать свое выступление хочу с притчи.

Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

— Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

— Жду тебя, — ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

— Верно, — удивился прохожий.

— Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.

— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

— Тогда бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.

— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ…Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

— Меня больше радуют твои перышки…

       Притча наводит на мысль о том, что учитель действительно растёт вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход.

 

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить                            /К. Д. Ушинский

 

Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов? Никому не секрет, что нет методических разработок для работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе, потому приходится учителю использовать свои наработки.

 

Что же такое мотивация?

Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели, связанное с удовлетворением потребности человека. Успешное обучение без мотивации невозможно.

Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.

Значение мотивации:

·         Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности

·         Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых

·         Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету

·         Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: 

·         во-первых, она определяется образовательным учреждением;

·         во-вторых, организацией образовательного процесса; 

·         в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); 

·         в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  

·         в-пятых, спецификой учебного предмета. 

Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности – оказалось, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

Как сказал Сухомлинский В.А. «Все наши замыслы все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Формирование мотивации учения

Смысл учения. Мотив учения.

·         Учёт возрастных особенностей школьников.

·         Создание ситуации успеха.

·         Вера учителя в возможности ученика.

·         Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Постановка целей

·         Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.

·         Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

·         Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Эмоции

·         Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

·         Эмоциональная речь учителя.

·         Применение поощрения или порицания.

·         Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

·         Использование игровых технологий.

Интерес

·         Использование нестандартных ситуаций.

·         Нестандартная форма проведения уроков.

·         Использование коллективных и групповых форм организации  учебной деятельности.

·         Использование познавательных и дидактических технологий.

       Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно – познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

  • урок – практикум,
  • урок – путешествие,
  • урок – экскурсия,
  • урок – ролевая игра,
  • урок – игра,
  • урок – аукцион,
  • урок – сказка,
  • интегрированный урок.

 

Для развития интеллекта использую разного рода головоломки, шарады, ребусы.

Игровой прием выставления оценок как « накопительная система», когда в течение урока оцениваю каждого ученика, поддерживаю интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован как можно в большем получении в течение урока выдаваемых фишек (кружочки, квадратики, треугольники и т д), которые в итоге урока превратятся в оценку.

      Домашнее задание иногда задаю дифференцированно,  кому – то задания базового уровня, кому – то повышенного. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (придумать текст задачи по теме, нарисовать картинки к задаче и т п) также способствует повышению интереса к предмету

       Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. 

      Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Хороший результат на уроках даёт групповая работа. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

    Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия  ), занятия на которых применяются наблюдения учащихся  , а также активное участие детей во внеклассной работе (участие в проведении внеклассных мероприятий).

    Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на дополнительных занятиях.

      Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста, что и отмечаю в 8 классе. Отмечаю слабую нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, слабая заинтересованность в успехах, отрицательное отношение к школе и учителям.

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье  месяцы и годы. Это развращает.        В.А.Сухомлинский

Причины спада школьной мотивации:

1.       У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2.       Отношение ученика к учителю.

3.       Отношение учителя к ученику.

4.       Личная значимость предмета.

5.       Умственное развитие ученика.

6.       Продуктивность учебной деятельности.

7.       Непонимание цели учения.

8.       Страх перед школой.  

9.       Нарушение режима дня. 

Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся: 

— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

— демонстрация достижений учащегося;

— интересность урока, его значимость, прозрачность;

— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;

— использование положительного подкрепления (похвала),

— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;

— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;

— справедливое оценивание; посильные трудности;

— игровые моменты. 

 

    Проявляю  дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения. Учащихся стараюсь ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности.  И наоборот, если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.

       Неуспевающего учащегося стараюсь привлекать к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников, не спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению.

       Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога и, конечно же, родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя  их, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

В итоге можно сделать следующие  выводы:

в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения

1. уже на начальном этапе урока заинтересовать детей темой урока;

2. по мере возможности в игровой форме давать задания учащимся младшего и среднего звена;

3. в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока;

4. доброжелательно общаться с детьми;

5. использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.

6. Использовать ИКТ ( интерактивную доску, компьютеры).

7. Привлечение детского ресурса в роли учителя ( ребенку легче сдать материал своему товарищу)

Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.

 

×
×