Автор: Егорова Юлия Викторовна
«Музыка не только фактор, облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
Бехтерев В.М., русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог
+
Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальную терапию: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное, музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя.
Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.
Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, внутри, и это не преувеличение.
Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец, руки и ноги, солируя, духовики играют стоя.
Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!
Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи. Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.
То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое, саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких.
Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».
Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития апноэ сна.
Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако, согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у участников, которые играли на духовых инструментах, оказался ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен мышечный тонус в верхних дыхательных путях. Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах — хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска.
У занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают области мозга, связанные с восприятием речи. Польза от занятий музыкой. Как известно, различным областям человеческого мозга присуща разная специализация. Мозг человека функционально разделен на два полушария, соединенных т.н. «мозолистым телом», то есть, своеобразным «информационным мостом», соединяющим части мозга. Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой, данный «мост» гипертрофируется, другими словами- увеличивается.
При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов, помогающих информации циркулировать в пределах мозга). Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок становится умнее, развивается образное мышление. И он может затем работать в разных областях человеческих знаний.
Искусство исполнительского дыхания
Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объему вдох при нормальном дыхательном процессе. Для извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности, исполнителю на духовом инструменте необходим интенсивный выдох. Степень интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования на том или ином духовом инструменте.
Типы дыхания
Исполнители на духовых инструментах взяли на вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудо-брюшной, смешанный как рациональный и создающий наиболее благоприятные условия для вдоха и выдоха во время игры. При грудном типе дыхания, акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе участвуют слабо, диафрагма почти не участвует. При брюшном или диафрагмальном типе дыхания, акцент падает на работу самой сильной и активной мышцы – диафрагмы. Однако объем легких при таком дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе участвуют слабо.
При грудо-брюшном (смешанном) типе дыхания, благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки, достигается наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя отрицать необходимости использования в исполнительской практике разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером самой музыки.
Условия игры музыканта-духовика
Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и быстрый вдох. Для обеспечения этого условия музыканты прибегают к участию не только носа, как при нормальном вдохе, но и рта. Степень участия рта в момент вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте. Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не столько большого объема запаса воздуха, сколько интенсивности и концентрации выдыхаемой воздушной струи – основная нагрузка при вдохе ложится на нос.
Рот выполняет здесь лишь вспомогательные функции, и то в исключительных случаях, когда требуется быстрый полный вдох.
На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота вдоха всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не столь сконцентрирован, активность участия рта в процессе более высокая. При игре на деревянных духовых инструментах основная часть вдыхаемого воздуха проходит через рот, и лишь незначительная часть – через нос.
Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при диафрагмальном вдохе основная часть воздуха попадает через рот, при грудо-брюшном – через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу.
Дыхательные упражнения
Аромат цветка
И. п.: ребенок стоит свободно. Левая ладонь на животе – контролирует движение брюшных мышц. Правая на подбородке (наклонена под углом 45 градусов) – для контроля выдыхаемого воздуха (ребенок должен чувствовать струю выдыхаемого воздуха).
Медленный наклон вперёд. Вдох через нос: вдыхаем «аромат цветка», наполняем воздухом живот, выпячивая его.
Медленное возвращение в исходное положение, выдох через рот (с произношением слога «су», передняя стенка живота сильно втягивается внутрь).
Повторить 6 раз.
На спинке
И. п.: ребенок лежит на спине. Ноги вытянуты, левая ладонь на животе (вначале обучения можно положить тетрадь) – контролирует движение брюшных мышц.
Правая на подбородке (наклонена под углом 45 градусов) – для контроля выдыхаемого воздуха (он должен чувствовать струю выдыхаемого воздуха).
Дышать только ртом. Медленный вдох через рот: стенки живота напрягаются и расширяются, заполняя живот воздухом. Медленный выдох с произношением слога «су».
Лягушка
И. п.: ребенок ложится на живот, руками держатся за ступни ног. Поднимая голову и плечи (прогибаясь в спине), делает вдох ртом, наполняя живот воздухом.
Задерживается в таком положении (считая до 5), выдыхает на слог «су». Дышать только ртом.
Затем расслабляется, кладет руки под подбородок, опускает ноги, лежит в расслабленном состоянии 30 с.
Повторить 5 раз.