Помощь родителям, имеющих детей раннего возраста, в формировании социально-бытовых навыков.

Автор: Ястребова Виктория Викторовна

Помощь родителям, имеющих детей раннего возраста,  в формировании социально-бытовых навыков.

В современном мире идея раннего развития набирает и набирает обороты. Кругом пишут, как воспитать гения с пеленок, чтоб он обязательно успевал за быстро развивающимся миром в конкурирующей среде. Безусловно, развитие познавательных способностей нужно, но при этом важно не упустить из внимания и другие аспекты жизни ребенка. Сейчас расскажу об одном из них, на мой взгляд, очень значимом.

В своей работе с детьми раннего возраста, я замечаю много способных, «не по годам смышленых» детей, опережающих свои так называемые, возрастные нормы. Однако при этом у большинства из них отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Старательные, трудолюбивые мамы много занимаются с детьми сами, или водят малышей на специальные занятия, а требовательные папы гордо восхищаются результатом. И все это здорово! Лично я – за! Главное, чтоб ребенку нравилось, и занятия были в удовольствие. Но кроме когнитивных способностей, у ребенка с рождения начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения культурно-гигиенических навыков (КГН). С рождения он наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык.

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. И если для развития речи, памяти, внимания, мышления организована система обучения (рынок изобилует развивающими игрушками, играми, занятиями, школами…), то культуре поведения, КГН родители могут научить ребенка своим примером, способами взаимодействия с ним в повседневной жизни. И тут снова выясняется, что большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.

Таким образом, проблема воспитания навыков самообслуживания стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила собрать в одной статье рекомендации, игры и упражнения, наиболее важные для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Вашего ребёнка и соответствующие его возрастным возможностям. Применяя в жизни данные рекомендации, и для малыша, и для его родителей важно играть вместе. Игра помогает сохранить понимание, ощущение любви и близости, а для малыша это ещё и лучший способ узнать мир.

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 2 до 5 месяцев

Если Ваш ребенок находится на естественном вскармливании, учите его придерживать двумя руками грудь матери во время кормления. Учите его так: прежде чем дать ребёнку грудь покажите её ребёнку. Когда он оживится и протянет к ней руки, дайте ему до неё дотронуться.

Когда ребенок сосет грудь, избегайте давать ему питье (воду, соки) через соску из бутылочки. Сосание груди – относительно тяжёлая работа. И если малыш почувствует, что легче сосать через соску, то может отказаться от груди. Поэтому всякая жидкость и пища младенцу при грудном вскармливании должны даваться с ложечки.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, учите его следующим самостоятельным действиям: брать бутылочку или специальную чашечку с питьём, подносить её ко рту, придерживать во время кормления руками. Учите его так: прежде чем дать ребёнку бутылочку, чашечку, покажите её ребёнку. Когда он оживится и протянет к ней руки, дайте ему до неё дотронуться.

С первых дней жизни важно стараться создать у малыша положительное отношение ко всем элементам ухода за ним. Для этого никогда нельзя подходить к младенцу с мрачным лицом, раздражаться при выполнении тех или иных процедур. Ласковое, заботливое и осторожное выполнение мероприятий по уходу приведет к тому, что даже самые неприятные из них не будут вызывать протеста и сопротивления и не станут причиной капризов и непослушания в будущем.

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 5 до 8 месяцев

Сейчас учите вашего ребёнка:

·        Есть с ложки протёртые овощные супы, каши, пюре, тёртое яблочко.

·        Пить из обычной чашки. Чашку держит взрослый. Поначалу наливайте в неё немного жидкости на случай, если малышу захочется держать чашку самостоятельно.

Для того, чтобы у вашего малыша сложилось положительное отношение к одеванию, старайтесь выполнять все действия спокойно, без лишней суеты. Хорошо что-нибудь напевать или приговаривать, например: «Сейчас мы будем одеваться, спрячем ручки. Где ручки? Вот они!» и так далее. Можно отвлечь ребёнка игрушкой. Те же советы могут быть применимы и к другим режимным моментам: еде, мытью; укладыванию в постель.

Ребёнок может отказываться от незнакомой пищи. Обычно помогает словесная подготовка. Например, мама говорит: «Сейчас мы будем есть что-то очень вкусное.» Затем пробует сама и жмурится от удовольствия: «М-м-м, как вкусно!»

Уже можно «высаживать» ребёнка на горшок: подержите его над тазиком или ванной после сна и еды, произнося соответствующие звуки. Но опять же – не раздражайтесь, если у малыша ничего не получается.

Соблюдение режима приносит пользу не только для здоровья, но и для выработки полезных навыков. Постоянное повторение в определённой последовательности одних и тех же действий помогают ребёнку реагировать на внешние условия без лишней затраты сил. Спокойствие, последовательность, внимание и доброжелательность взрослых формирует у ребёнка доверие к ним и положительное отношение к их действиям.

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 8 до 12 месяцев

Сейчас продолжайте учить вашего ребёнка:

·        Есть за столом.

·        Есть с ложки разнообразную пищу.

·        Пить из обычной чашки, которую держит взрослый. Поощряйте попытки малыша держать чашку и пить из неё самостоятельно.

·        Есть хлеб или очищенное от кожуры яблоко, держа его в руке.

Перед едой всегда мойте малышу руки.

Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид. 
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

Ребёнок может отказываться от незнакомой пищи. Обычно помогает словесная подготовка. Например, мама говорит: «Сейчас мы будем есть что-то очень вкусное.» Затем пробует сама и жмурится от удовольствия: «М-м-м, как вкусно!»

Позвольте малышу намазать варенье или йогурт на печенье – это поможет формированию положительного отношения к еде. 

Для того, чтобы у вашего малыша сложилось положительное отношение к одеванию, старайтесь выполнять все действия спокойно, без лишней суеты. Хорошо что-нибудь напевать или приговаривать, например: «Сейчас мы будем одеваться, спрячем ручки. Где ручки? Вот они!» и так далее. Можно отвлечь ребёнка игрушкой. Те же советы могут быть применимы и к другим режимным моментам: еде, мытью; укладыванию в постель.

Уже можно «высаживать» ребёнка на горшок: подержите его над тазиком или ванной после сна и еды, произнося соответствующие звуки. Но опять же – не раздражайтесь, если у малыша ничего не получается.

Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.

Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под «дождиком» из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.

Готовя ребёнка ко сну, негромко включите спокойную музыку. В сочетании с  традиционными действиями перед сном (умыванием, подготовкой кроватки, пожеланием «спокойной ночи» родным и игрушкам) помогут положительно настроить ребёнка и избежать капризов.

Также необходимо научиться правильно будить ребёнка после сна. Делайте это ласково, спокойно, не повышая голос и не дёргая малыша.

Соблюдение режима приносит пользу не только для здоровья, но и для выработки полезных навыков. Постоянное повторение в определённой последовательности одних и тех же действий помогают ребёнку реагировать на внешние условия без лишней затраты сил. Спокойствие, последовательность, внимание и доброжелательность взрослых формирует у ребёнка доверие к ним и положительное отношение к их действиям.

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 1,5 лет

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:

·        самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;

·        мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;

·        пользоваться салфеткой с помощью взрослого;

·        снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;

·        приводить в порядок одежду с помощью взрослого;

·        убирать игрушки на место с помощью взрослого;

Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.

Участие в домашних делах, выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка самостоятельности и ответственности.
Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду или размешивать в миске муку с водой.
Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития полноценной личности.

Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша.

В течении дня обращайте внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к себе. Помогите устранить неполадки.
Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.

В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.

Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

«Расстегни и застегни». Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.

Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:

«Перемены». Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.

«Песенка» Держа малыша на руках, напевайте ему «одевальную» песенку, например: «Оденем мы сынишки тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки…» Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).

«Выбиралочка». Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку…

«Путаница». Говорите малышу, например, так: «Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?» Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.

Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.

«Умывалочка». Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Купание. Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.

Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под «дождиком» из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.

Формирование культурно-гигиенических навыков

Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.

Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.

Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться.
Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом, удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.

Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи!!!

Развитие навыков самообслуживания от 1,5 до 2 лет

В развитии ребёнка наступает момент, когда он изъявляет желание активно участвовать в происходящем. Не стоит пугаться заявлению ребёнка: “Я сам!” Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.
На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интересны. Частые упражнения приводят к желаемому результату. Ребёнок растёт самостоятельный, увлечённый.
Вы считаете, что он ещё слишком мал, что во время самостоятельной еды много проносит мимо рта и пачкается? Пусть это вас не тревожит – немного терпенья, и малыш научиться есть аккуратно. Но, если Вы настоите на своём, и не дадите малышу проявлять самостоятельность, вам следует приготовиться к тому, что, когда вы посчитаете, что он достаточно взрослый, и должен есть сам, малыш скажет: “Корми меня! Я ещё маленький!” Потом вы будете делать за него всё, кормить, убирать постель, делать уроки. Не хотите? Тогда наберитесь терпения, и вы облегчите дальнейшую жизнь и себе и ребёнку.

Для начала, ребёнку предстоит научиться самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, умываться, мыть и вытирать руки, следить за тем, чтобы выглядеть опрятным.

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития

·        самостоятельно мыть руки после прогулки и перед едой (взрослый только включает воду);

·        правильно пользоваться полотенцем;

·        самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;

·        пользоваться салфеткой по словесному указанию взрослого;

·        с помощью взрослого пользоваться носовым платком;

·        снимать колготки, носки, ботинки, шапку и надевать их с небольшой помощью взрослого;

·        аккуратно складывать одежду;

·        убирать игрушки на место с помощью взрослого.

Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

Каждый раз перед едой предлагайте ребёнку вымыть руки. Объясняйте ему, что и в какой последовательности вы делаете: “Сейчас мы засучим рукава, чтобы не намокли. Теперь возьмём мыло”.
Многократно показывайте ребёнку, как правильно выполнять разнообразные действия. Постепенно давайте ребёнку самостоятельно выполнять некоторые действия. Объясняйте, что водичку надо включать тек, чтобы она не сердилась и не брызгалась, а текла тихо и ласково. Тогда, если малыш сделает что-то не так, можно спокойно посоветовать: “Что-то твоя водичка сердится. Успокой её”. Вытирая ребёнку руки, объясняйте, что это его полотенце, что каждый должен вытираться своим полотенцем и вешать его на место.
Даже, когда малыш научиться делать всё самостоятельно его надо контролировать, чтобы вовремя прийти на помощь.

Перед едой повязывайте ребёнку салфетку. Покажите малышу, как ею пользоваться – вытирать рот по мере надобности. Хвалите малыша, когда у него, получается, есть опрятно и не ругайте за промахи.

Учите ребёнка после прогулки раскладывать свои вещи по местам, после игры убирать свои игрушки, перед сном складывать свою одежду аккуратно, вешать на место полотенце. Всё это ребёнок может делать самостоятельно, но взрослые, принимающие участие в воспитании ребёнка, должны одинаково требовательно, но ласково, без нажима формировать эти умения и навыки. Непоследовательность и не согласованность требований может привести не только к отказу выполнять то или иное поручение, но и к срывам его нервной системы.

Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь. 

Формирование культурно-гигиенических навыков

Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.

Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.

Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться.
Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом, удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.

Развитие навыков самообслуживания от 2 до 2,5 лет 

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:

·        самостоятельно или с небольшой помощью мыть руки и вытирать их насухо полотенцем;

·        снимать и надевать одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;

·        расстёгивать и застёгивать большие пуговицы спереди;

·        развязывать шнурки ботинок;

·        аккуратно складывать снятую одежду;

 Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем куклу, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.

«Мойдодыр». Для формирования положительного отношения к умыванию используйте различные стихотворения, например:

Моем, моем трубочиста
Чисто — чисто, чисто — чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!

(К. Чуковский)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
То вода нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук.

(по О. Тарнопольской)

 

Формирование культурно-гигиенических навыков

Чтобы потом вам не пришлось краснеть за вашего ребёнка, уже сейчас учите его правилам культурного поведения  

·        правильно держать и по назначению использовать столовые приборы;

·        накрывать на стол, правильно располагая посуду;

·        опрятно есть, пользоваться салфеткой;

·        замечать неопрятность в одежде и приводить себя в порядок с помощью взрослого;

·        пользоваться носовым платком;

·        вытирать ноги у входа в помещение;

Учите ребёнка в соответствующих ситуациях употреблять выражения: “Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте. До свидания. Будьте здоровы” и т.п.

«Встречаем гостей». Это занятие помогает закрепить некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды, воспитывает приветливость, заботливость, учит правильно называть некоторые предметы посуды, формировать представления об их функциях.
Расскажите своему ребёнку, что к нему в гости придёт кукла Катя, обсудите встречу куклы: что и как необходимо сделать, с чего начать, какие слова приветствия использовать при встрече. Предложите ребёнку накрыть праздничный стол для куклы Кати. Рассмотрите и расстановку предметов, обговорите их предназначение (побуждайте ребенка к проговариванию слов). Пусть теперь придёт долгожданная кукла Катя, “встретьте” её, угостите тем, что “приготовил” ребёнок, проговаривая ваши действия. Говорите побольше вежливых слов.
Возможно, готовясь к встрече настоящих гостей, вы тоже доверите часть работы ребёнку, он может раскладывать ложки, салфетки. Расскажите о том, как будет приятно гостям, когда они сядут вместе с вами за красиво накрытый стол.

Развитие навыков самообслуживания от 2,5 до 3 лет

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:

·        самостоятельно или с небольшой помощью мыть руки и вытирать их насухо полотенцем;

·        снимать и надевать одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;

·        расстёгивать и застёгивать большие пуговицы спереди;

·        развязывать шнурки ботинок;

·        аккуратно складывать снятую одежду;

Детей часто мучают вопросы, почему можно и нужно делать «это» и нельзя делать «то». Необходимо спокойно и доступно объяснить малышу причины того или иного запрета и последствия его невыполнения. При этом не нужно его запугивать, а достаточно взять с него слово не трогать эти предметы. Кроме того, вы не должны отступаться просто так от своих слов. Вряд ли малыш будет слушаться ваших запретов, если один раз вы запретите ему открыть окно в машине, а в другой раз разрешите.

Выполнение маленьких дел и поручений способствует приобретению определенной сноровки, а главное — развитию самостоятельности и ответственности. И чем больше у малыша возможностей, тем лучше. Конечно же, не обойдется без сложностей, но это научит ваше сокровище самостоятельно справляться с ними. Если малыш никак не может попасть пуговицей в петлю на рубашке, вы не должны бросаться помогать ему, а стараться поддержать, пусть малыш приложит определенные усилия, пока, наконец, не научится с легкостью застегивать эти пуговицы. Постепенно малыш привыкнет к тому, что, так же как мама и папа, он должен и может что-то делать сам, например: накрывать на стол, мыть фрукты и овощи, класть грязную одежду в стиральную машину и т.д.

Мудрые взрослые позволят ребенку экспериментировать в безопасных ситуациях, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство вокруг него. Они позволяют ему отбежать на несколько шагов, но не дают пропасть из виду, разрешают пробовать еду ложкой, но отодвинут нож, позволят проползти под столом, но помогут пригнуть голову и не ушибиться. такое отношение помогает ребёнку приобрести уверенность в себе и осознать, что «я сам — это хорошо».

Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.

Показывайте ребёнку пример, как надо следить за своим внешним видом, за порядком. Выполняя какую-то работу,  можно сопровождать свои действия стихами. Ребёнок воспримет это как игру и будет охотнее повторять аналогичные действия. Например, застилая кровать и умываясь, можно приговаривать:

Кто умеет?
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
(А. Кузнецова.)

 

Формирование культурно-гигиенических навыков

Чтобы потом вам не пришлось краснеть за вашего ребёнка, уже сейчас учите его правилам культурного поведения  

·        правильно держать и по назначению использовать столовые приборы;

·        накрывать на стол, правильно располагая посуду;

·        опрятно есть, пользоваться салфеткой;

·        замечать неопрятность в одежде и приводить себя в порядок с помощью взрослого;

·        пользоваться носовым платком;

·        вытирать ноги у входа в помещение;

Учите ребёнка в соответствующих ситуациях употреблять выражения: “Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте. До свидания. Будьте здоровы” и т.п.

Предложите ребёнку помочь вам накрыть стол к обеду (ужину). Если вы боитесь за то, что малыш может что-то пролить или разбить, то потренируйтесь сначала на кукольной посуде или одноразовой пластмассовой посуде. Перед сервировкой рассмотрите столовую посуду, расскажите малышу о её назначении. Когда ребёнок усвоит назначение приборов, поинтересуйтесь у него: «Ты помнишь, для чего нам нужна глубокая тарелка?»
Сервируя стол, проговаривайте вслух простые правила: «Чашка или стакан для сока ставится ЗА тарелочку, ложку положим ОКОЛО тарелки и т.д.»
Поблагодарите малыша за помощь, пожелайте друг другу приятного аппетита!

Работая над формированием навыков самообслуживания  у детей раннего возраста, родителям необходимо  проявлять терпение, внимание и доброжелательность, обучая ребёнка тому и иному навыку; оказывать помощь тогда, когда ребёнок не может справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я  помогу тебе сделать самому», замечать любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалили малыша, когда он достиг результата и не ругать, если  он выполнил что-то не так быстро и ловко, как хотелось; хвалить малыша за желание всё делать самому и не пытаться помешать этому естественному желанию. Весь процесс совместных действий по формированию навыков самообслуживания у детей  раннего возраста приводит к прогрессу в этой области у детей.

 

×
×