Автор: Щербакова Ирина Владимировна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
800×600
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
st1\:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Здоровье детей в любом обществе является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.
По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения в 1948 году, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Но наука не стоит на месте, и человек XXI-го века — уже не может считаться здоровым, по этому определению. Не так давно, в сентябре 2005 г. на научном Съезде СНГ «Физиология и здоровье человека» ведущие академики-материалисты впервые серьезно и доказательно заговорили о доброте и теплоте человеческой души, о нравственности, о том что, если всего этого человечеству по-прежнему будет столь остро не хватать, то ни о каком здоровье не может быть и речи! В связи с этим внесены некоторые поправки в определение.
Здоровье – это состояние относительно полного духовно-нравственного, физического, психического и социального благополучия.
Духовно-нравственное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру. Отличительными признаками нравственного здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Что касается духовного аспекта здоровья, то можно привести много примеров, когда духовные силы помогают преодолеть болезни даже со смертельной опасностью. Или наоборот, упадок их приводит к болезни и даже смерти. Например, балерина Екатерина Максимова получила травму позвоночника и оказалась в инвалидном кресле. Мысленно она ежедневно танцевала партию Жизели. Выздоровела, вернулась в Большой театр и исполнила ее. Известны случаи, когда человек оказывался закрытым в большом морозильнике и погибал в нем через несколько часов, хотя холодильник был выключен, и в нем была комнатная температура. Убивал его страх. Отсюда следует: обладая крепким духом и психикой, мы можем поддерживать крепость своего тела,
Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье — (мента́льное здоровье) — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Социальное благополучие — отражает степень удовлетворённости человека местом и ролью в обществе — работой, отношениями с коллегами, контактами с друзьями и знакомыми, уровнем и качеством жизни.
Мы часто недооцениваем то, как влияет на наше благополучие ближайшее окружение; наши родные, близкие и их круг общения. Кто‑то помогает нам добиваться своего, кто‑то создает стимул заботиться о своем здоровье, наслаждаться жизнью и оставаться здоровыми. Любой человек в состоянии укрепить свое здоровье, и когда здоров, и даже когда заболел. Для этого надо помнить следующее;
в первую очередь — укрепляйте дух, держите добро в душе, умейте любить и заботиться, ничего не требуя взамен, ни на кого не злитесь, не обижайтесь (в том числе и на себя), не унывайте, не сожалейте, не раздражайтесь, не торопитесь, не предъявляйте глубинных (в душе) претензий к происходящему и к окружающим людям, будьте готовы спокойно и с честью встретить любые неприятности, радуйтесь, относитесь ко многому с чувством юмора. Все это и есть приоритетный компонент здоровья – духовное благополучие. А дальше – спорт, физкультура, режим дня, гимнастика ума, интеллектуальное совершенствование, никаких вредных привычек и многое-многое другое, что в комплексе составляется понятие – здоровый образ жизни. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня первоочередной задачей. Ученые утверждают, что уровень здоровья человека зависит примерно на 50 % от образа жизни, на 20 % — от генетики, на 20 % — от условий внешней среды и на 10 % — от деятельности системы здравоохранения.
Из приведенных цифр видно, что важнейшим аспектом образа жизни человека должен быть здоровый образ жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. И конечно, большую помощь в этом может и должна оказывать семья.
Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье ребёнок приобретает навыки общения с близкими людьми, получает первые уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания. И если на ранних этапах становления личности семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания. Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом. В семье закладываются основы физического развития, здоровья ребёнка. Важно чтобы родители своим примером формировали у ребёнка привычку вести здоровый образ жизни. Никто не обижает детей так часто, как собственные родители. Своим невниманием, несправедливыми упрёками, раздражительностью. Ребёнок носит в себе обиду, акцентирует на ней своё внимание. Всё это отбирает силы и энергию в процессе личностного роста. Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история говорит о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку. Но можно дать некоторые рекомендации:
1. Поверьте в уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной вами жизненной программы, предоставьте ему право прожить жизнь самому.
2. Позвольте ребенку — быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.
3. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему понять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.
4. Постарайтесь, чтоб ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было немного, самые основные на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
5. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
6. Чаше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.
7. Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаше полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.
Большое влияние на психическое здоровье детей оказывают телевидение, Интернет, компьютерные игры. Количество доступных телевизионных каналов, радиостанций, журналов просто неописуемо. Интернет, это бездна, в которой можно найти буквально любую информацию, а можно впустую потратить уйму времени. Ненужная информация, это как хлам в квартире. Занимает много места и не приносит никакой пользы. От него лучше избавиться. Но ненужные вещи выбросить легко и просто, а вот избавиться от ненужной информации значительно сложнее. Гораздо проще заранее позаботится о том, чтобы оградить себя от нее. Смотреть и читать то, что для вас действительно актуально, интересно и полезно, а не то, что попадется на глаза или идет по телевизору. В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это заставляет телепродюсеров уделять огромное внимание телевизионной рекламе. Рекламу показывают часто, прерывая передачу на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость. Можно вспомнить, что сходный прием использовался в лабораториях И.П.Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак. Сегодня в каждый дом через телевидение, видео, интернет и другие средства массовой информации входят жестокость, порнография, насилие, скандалы. Негативная информация стала неотъемлемой частью человека. Героями становятся циничные, жестокие люди. Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом. Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха. Борьба за рейтинги выводит на экраны фильмы и программы, формирующие модели поведения, которые нельзя назвать образцовыми: если возникла проблема, то решить её можно только с применением силы (убей, ограбь, укради), если хочешь отдохнуть — купи пива. Образ успешного человека в современной России сильно деформирован (как минимум, это вор)
Таким образом, психика современного человека не может избежать влияния средств массовой информации, тем более несформировавшаяся психика детей. В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в 1999 г. было сказано: «Все более угрожающий национальной безопасности характер приобретает проблема психического здоровья россиян». За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации на психическое здоровье населения. Это, конечно же, вызывает тревогу и озабоченность. В Германии, например после того как 19-летний ученик гимназии убил 16 человек, развернулась острая дискуссия о влиянии на психику человека насилия, которое он видит по телевизору. Первый канал немецкого телевидения исключил из своих программ фильмы со сценами насилия. В кодексе принципов журналистской деятельности Бельгийской ассоциации издателей и Всеобщей ассоциации журналистов Бельгии, прописано, что не поощряется показ сцен преступлений, терроризма и иных жестоких и бесчеловечных проявлений. В российской журналистике подобных принципов не существует, несмотря на призывы со стороны общественности, деятелей культуры.
Что говорят специалисты о негативном влиянии СМИ на развитие детей. 1. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
2. Дети повторяют то, что видят на экранах. Сопоставляя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.
3. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.
4. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
5. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И сравнивая себя с такими персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести себя соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам».
6. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы мы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
7. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
8. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже делая домашние задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
19. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве. Далее, хочу вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей. • Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. • Здоровые дети 5-6лет проводить у телевизора могут 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю. • Хорошо было бы сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы. • До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет. На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. |