Понятие и виды транснациональной преступности

Автор: Галина Михайловна Степанова

УДК 341.4

 Понятие и виды транснациональной преступности

                                                                Степанова Глаина Михайловна,

аспирант,

Ростовский государственный ЭКОНОМИЧЕСКИЙ университет (РИНХ)»

В исследовании рассматриваются проблемные вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью: ее сущность, виды транснациональных организованных преступлений, причины и условия международной и транснациональной преступности. Международно-правовое регулирование в борьбе с транснациональной организованной преступностью, проблемы эффективности и иных факторов, детерминирующих транснациональную организованную преступность, уделено внимание анализу российского законодательства в части выполнения Россией международных обязательств по вопросу борьбы с транснациональной преступностью.

Ключевые слова: международное сотрудничество, транснациональная организованная преступность,  преступность, конвенция, интерпол.

Список источников

1.       Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года).

2.       Федеральный закон Российской Федерации О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее

(Принят Государственной Думой 24 марта 2004 года, Одобрен Советом Федерации  14 апреля 2004).

3.        Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года // Собрание законодательства Российской Федерации 2006. № 26 Ст. 2780.

4.       Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988Г. // Сборник международных документов СССР и РФ0 Вып. XL VII.М, 1994г.

5.       Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. // Сборник дипломатических документов СССР Вып. IX. M., 1929 с.100-105.

6.       Андриченко Л.В., Хабриева Т.Я. Правовое регулирование межнациональных отношений по законодательству зарубежных государств//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 3. 2013. С. 393-416.

7.       Безбородов Ю.С. Международные модельные нормы // Ю.С.Безбородов. М.: Волтерс Клувер,. 2008 Г.

8.       Долгова А.И. Организованная преступность М, 1988;

9.       Епифанова Е.В0 Понятие преступления и современная уголовно-правовая политика России. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008.

10.    Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века//Журнал российского права. – 2014. – № 7.

11.    Михайлов В. Палермская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Российская юстиция. 2001

12.    Терроризм. Правовые аспекты противодействия : нормативные и международные правовые акты с комментариями : научные статьи / введ. Н. П. Патрушева ; науч. ред., рук. авт. коллектива И. Л. Трунов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : EKSMO education : Эксмо, 2007. — 766 с.

13.    Уголовное право. Особенная часть.  Учебник для вузов / Отв. Ред- проф. И.Я Козаченко, З.А Незнамова, Г.П. Новоселов- 3-е изд., изм. и доп.- М. Издательство НОРМА- ИНФРА М.2021 г.

 

Понятие транснациональной преступности.

Транснациональная организованная преступность (ТОС) — это организованная преступность, координируемая через национальные границы, вовлекающая группы или рынки отдельных лиц, работающих в более чем одной стране, в планирование и осуществление незаконных коммерческих предприятий. Для достижения своих целей эти преступные группировки используют систематическое насилие и коррупцию. Понятие «организованная преступная группа» подразумевает под собой структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду;

Интерпол – крупнейшая в мире международная полицейская организация, в состав которой в настоящее время входят 196 государств. Основной задачей Организации является развитие и координация сотрудничества национальных правоохранительных органов в борьбе с общеуголовной преступностью. Россия вступила в Интерпол в 1990 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» установлено, что в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России. Деятельность НЦБ Интерпола регламентирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971. НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с общеуголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный и расовый характер. Обмен информацией с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на основных официальных языках Организации (английском, французском, испанском, арабском). На настоящий момент Интерпол объединяет 194 государства. Интерпол — вторая в мире международная межправительственная организация по количеству стран-членов после ООН.  Семьдесят восьмая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций текущая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая открылась 5 сентября 2023 года. Председатель Генеральной Ассамблеи от Группы стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Виды транснациональных организованных преступлений.

Распространенные транснациональные организованные преступления включают транспортировку наркотиков, транспортировку оружия, торговлю людьми для секса, удаление токсичных отходов, кражу материалов и браконьерство. Незаконная торговля наркотиками или незаконный оборот наркотиков — это глобальный черный рынок, посвященный выращиванию, производству, распространению и продаже запрещенных наркотиков. УНП ООН постоянно контролирует и изучает мировые рынки запрещенных наркотиков с целью получения более полного представления об их динамике. Подробную информацию по этой проблеме можно найти в ежегодном Всемирном докладе о наркотиках. Согласно Всемирному докладу о наркотиках за 2023 год, продолжающиеся рекордные поставки незаконных наркотиков и становящиеся все более гибкими сети незаконного оборота усугубляют пересекающиеся глобальные кризисы и затрудняют реагирование служб здравоохранения и правоохранительных органов. Согласно новым данным, глобальная оценка числа людей, употребляющих инъекционные наркотики, в 2021 году составит 13,2 миллиона, что на 18 процентов выше, чем предполагалось ранее. В 2021 году во всем мире более 296 миллионов человек употребляли наркотики, что на 23 процента больше, чем за предыдущее десятилетие. Тем временем число людей, страдающих расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, резко возросло до 39,5 миллионов, что на 45 процентов больше, чем за 10 лет.

Незаконный оборот оружия или оборот оружия — это незаконная торговля контрабандным стрелковым оружием, взрывчатыми веществами и боеприпасами, которая является частью широкого спектра незаконной деятельности, часто связанной с транснациональными преступными организациями. По оценкам ученых, незаконные сделки с оружием составляют более 1 миллиарда долларов США ежегодно. Чтобы отслеживать импорт и экспорт нескольких наиболее опасных категорий вооружений, Организация Объединенных Наций в 1991 году создала Реестр обычных вооружений. Участие, однако, не является обязательным, и в регионах за пределами Европы отсутствуют исчерпывающие данные. Африка из-за преобладания коррумпированных чиновников и слабо соблюдаемых правил торговли является регионом с обширной незаконной деятельностью с оружием. В резолюции, дополняющей Реестр юридически обязательными обязательствами, в Конвенцию ООН о транснациональной организованной преступности был включен Протокол об огнестрельном оружии, который требует от государств совершенствовать системы контроля за незаконным оборотом боеприпасов и огнестрельного оружия.

Легализация денег, добытых преступным путем — отмывание доходов. Осознавая опасность данного преступления, Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года. Суть преступного действия, обусловившего столь высокий уровень правового регулирования, состоит в том, что отмывание является методом, посредством которого все доходы от преступлений интегрируются преступным путем. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции с отдельными заявлениями. В частности, наше государство объявило о своей юрисдикции в отношении ряда деяний, признанных Конвенцией преступными. Данный факт следует расценивать как проявление суверенитета России в вопросах правового регулирования антикоррупционных мер. Указом Президента утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции.

Информационные технологии — являются мощным фактором  для эксплуатации киберпространства, в условиях динамики и роста телекоммуникационных технологий, отсутствует анонимность действий в Сети и существенно осложнена идентификация пользовательского оборудования. Современные ИТКС характеризуются, прежде всего, значительным числом пользователей и предоставлением сервиса без закрепления за пользователем абонентского терминала чаще всего мобильного) и соответствующего набора услуг. В связи с чем криминалитет умело использует эти возможности для многократного усиления динамики и скрытности своей деятельности. Самым распространенным сектором российской экономики для преступников транснациональных преступных группировок является кредитно-банковская сфера. По данным международной компании Group-IB, которая занимается расследованием и предотвращением киберпреступлений, в среднем в России каждый месяц успешно взламывают 1-2 банка: средний ущерб такого киберограбления составляет 132 млн рублей (примерно, 2 млн долларов).

Объем хищений денежных средств у юридических лиц, а также у банковских организаций с помощью вредоносных программ для ПК, ежегодно продолжит снижаться на российском рынке, так как большинство профессиональных хакерских групп переориентировались на страны с более слабой информационной безопасностью, да и в целом основной целью киберпреступников станут физические лица, как наиболее слабое звено финансовой системы.

Секс-траффикинг — это торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации. Это было названо формой современного рабства из-за того, что жертв принуждают к половым актам без согласия, в форме сексуального рабства. Исполнителей преступления называют секс-торговцами или сутенерами — людьми, которые манипулируют жертвами, заставляя их заниматься различными формами коммерческого секса с платными клиентами. Секс-торговцы используют силу, мошенничество и принуждение, когда они вербуют, перевозят и предоставляют своих жертв в качестве проституток. Иногда жертвы оказываются в ситуации зависимости от своего торговца людьми, финансовой или эмоциональной. Однако из-за скрытности секс-траффикинга получение точной и достоверной статистики представляет проблему для исследователей. Торговля людьми для сексуальных целей обычно происходит в ситуациях, из которых сбежать трудно и опасно. Сети торговцев людьми существуют в каждой стране. Таким образом, жертвы часто переправляются через границы штатов и стран, что вызывает проблемы с юрисдикцией и затрудняет судебное преследование. Под различными вымышленными предлогами и прикрытиями в виде найма на работу, туристических круизов, официальной миграции и прочее, происходит вербовка мужчин, женщин и, нередко, детей. Торговля людьми – прибыльный криминальный бизнес.

Объективная сторона данного преступления предполагает активную деятельность членов транснациональных преступных группировок по выполнению и реализации преступного замысла, что связано, в свою очередь, с пересечением границ ряда стран, и последующим использованием граждан как рабов. Так в июле 2023 году издательский дом «Беларусь сегодня»  опубликовало информацию о том, что Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД совместно с коллегами из Минской области и полицией Израиля пресекло деятельность международной организованной преступной группы. Об этом сообщило в Министерстве внутренних дел. Участники группы были причастны к торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации в Израиле. Среди потерпевших были и граждане Беларуси. При проведении международной операции в Тель-Авиве задержали организаторов – четверых израильтян и россиянина. В подпольных офисах и по месту жительства фигурантов изъяли около $ 600 тысяч, два дорогих автомобиля, смартфоны, стационарные и планшетные компьютеры.  Полиция округа Негев возбудила уголовное дело по статье «торговля людьми». Санкции предусматривают до 16 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Суд Тель-Авива в отношении фигурантов избрал меру пресечения в виде ареста до судебного рассмотрения уголовного дела. Как отметили в белорусском милицейском ведомстве, с коллегами из Израиля удалось наладить профессиональные контакты и плодотворное сотрудничество. Кроме того, создана основа для совместной борьбы с преступностью и защиты белорусов от сексуальной эксплуатации.

         Сегодня выделяют основные направления противодействия торговле людьми — целенаправленная работа по снижению спроса на дешевую рабочую силу и сексуальные услуги, преследование организаторов этого преступного бизнеса и защита их жертв. Такой вектор карательных, превентивных и восстановительных мер заложен в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющем ее Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, которые были ратифицированы Российской Федерацией в марте 2004 г. Практика показывает, что значительную часть взятых на себя обязательств Россия выполняет. Так, например, в мае 2007 г. в Москве по уголовному делу о торговле женщинами в страны Европы и Ближнего Востока задержаны гражданин Израиля (Ави Янай) и двое граждан одной из стран ближнего зарубежья. Данным лицам предъявлено обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества) и ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми).

          Египет стал крупнейшим центром пересадки органов в Северной Африке и одним из главных в мире. Это произошло благодаря низким ценам на органы для трансплантации, в результате чего во многом благодаря расплывчатому законодательству в стране появился большой черный рынок для этого специфического бизнеса. В своей книге «Торговая жизнь» преподаватель права Ливерпульского университета Шон Колумб пишет, что в личном разговоре один из египетских участников этого рынка рассказал, что проводит от тридцати до сорока операций по пересадке органов в неделю и мог бы делать еще столько же, поскольку органов для трансплантации хватает, но ему это не нужно, ибо «денег и так с избытком». Как отмечает Колумб, подпольные операции, как правило, проходят в полулегальных медицинских центрах и не в лучших условиях. Основной источник донорских органов— это выходцы из бедных соседних стран вроде Судана, Эфиопии и Эритреи, которых хватает в Египте. Многие беженцы понимают, что их шансы благополучно добраться до Европы невелики, поэтому для начала стараются попасть хотя бы в Египет, чтобы оттуда попытаться официально получить убежище в западных странах. Однако в Египте их уже поджидают. Например, мигрантов захватывают некие бандиты, требующие большой выкуп. Если же денег нет, то предлагается альтернатива — лечь на операционный стол, после чего пленника отпускают. Иногда мигранты сами продают свои органы, чтобы получить деньги на жизнь. Ведь чтобы легально находиться даже на территории Египта в ожидании возможности перебраться в Европу, а также устроиться на работу на законных основаниях, им надо зарегистрироваться в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Процесс этот небыстрый и может занимать до нескольких лет. Учитывая, что мигранты большую часть своих скудных средств уже потратили на дорогу, им, чтобы выжить, приходится отдавать последнее — часть себя. Торговцы органами всегда присматривают за такими уязвимыми группами и держат рядом с ними своих агентов. Потенциальных доноров уверяют, что они делают благое дело — спасают чью-то жизнь, ну и, конечно, соблазняют деньгами, но часто недоплачивают, а могут и вообще отказаться платить.

 Причины и условия международной и транснациональной преступности.

Причины и условия международной и транснациональной преступности нельзя рассматривать в пределах оной страны, как преступное поведение микросреды населяющих ее субъектов, а намного шире, транснациональная преступность имеет международный масштаб. К субъектам стоит отнести: нации, преступные организации, конфессии, страны, транснациональные организации и др.

Внутренними условиями международной и транснациональной преступности являются качества, свойства, образ мыслей, менталитет. Их объединяет как правило: внутреннее духовное единство; сплоченность преступной организации, целого государства, цель наживы за чужой счет, за счет здоровья массы людей, в том числе и граждан, членов той же преступной организации.

           Внешней причиной международной и транснациональной преступности является:

1) конфликтная международная ситуация между различными народами;

2) криминогенная ситуация между государством, народом, с одной стороны, а с другой — террористической организацией, захватившей заложников, являющихся их

3) недостатки в деятельности международных межгосударственных организаций, например, ООН, «голубых касок» в поддержку или осуждение той или другой стороны;

4) «проколы» в работе международных неправительственных организаций, в частности, общественных ассоциаций;

5) функции средств массовой информации, помогающих или, наоборот, затрудняющих разрешение возникших международных ситуаций;

6) ошибки, пробелы в правовом регулировании этого типа отношений в виде международных конвенций, двусторонних или многосторонних договоров, международных правовых обычаев и др.;

7) вмешательство отдельных стран во внутренние отношения других стран.

Международно-правовое регулирование в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, проблемы эффективности.

Цель настоящей Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней.

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Цели настоящего Протокола заключаются в предупреждении торговли людьми и борьбе с ней при уделении особого внимания женщинам и детям; защите и помощи жертвам такой торговли при полном уважении их прав человека; поощрении сотрудничества между Государствами участниками в достижении этих целей.

 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху  цель настоящего Протокола заключается в предупреждении незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ним, а также в поощрении сотрудничества между Государствами участниками в достижении этих целей при обеспечении защиты прав незаконно ввезенных мигрантов.

Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. Цель настоящего Протокола заключается в содействии развитию, облегчении и укреплении сотрудничества между Государствами участниками для предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В результате небольшого анализа проблем борьбы с международной транснациональной преступностью,  исследования международно-правовых нормативных актов, сопоставление теоретических выводов и практических предложений, можно сделать вывод, что транснациональная организованная преступность – это антиправовое явление, представляющее собой последовательную целенаправленную систему преступных деяний, одной или нескольких преступных группировок, организованных на основе национальных, родственных, религиозных, профессиональных или иных связей, действующих на территории нескольких государств в целях совершения правонарушений и извлечения прибыли или иного запрещенного дохода. К сожалению в наше время в борьбе с транснациональной преступностью образуются новые тенденции преступного мира связных с преодолением междунефных режимов по борьбе с ней,  сюда можно отнести использование современных технологий связи, использование благотворительных целей для осуществления преступной деятельности длительное время и вполне легально. Уникальность Конвенции ООН против транснациональной организованной преступностью в то., что Конвенция носит всеобъемлющий характер, в отличие от некоторых других универсальных конвенций, Конвенция регулирует широкий спектр правовых проблем: введение уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию, противодействие правосудию. В Конвенцию включены нормы конкретно-регулятивного характера, устанавливающие способы предупреждения транснациональной организованной преступности. Также в Конвенции установлен уникальный процессуально-охранный механизм сотрудничества правоохранительных органов государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью: предусмотрены новые методы раскрытия преступлений; оказание взаимной правовой помощи государствами – участниками; выдача лиц, подозреваемых в совершении преступлений транснационального характера; передача осуждённых лиц, передача уголовного производства; защита свидетелей, помощь потерпевшим, сбор и анализ информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией. В Конвенции охватывается перечень серьёзных преступлений, имеющий транснациональный характер, также в Конвенции устанавливается, что государства-участники рассматривают возможность расширения аналитических знаний относительно организованной преступной деятельности и обмена ими между собой и через посредством международных и региональных организаций. Таким образом, анализ Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и  протоколов к ней других, показывает, что в настоящее время в международном праве сформировалось обязательство по сотрудничеству государств и международных организаций по предупреждению и борьбе с транснациональной организованной преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×