ПОНЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Булатова Реана Рузильевна

Проблема формирования познавательной активности достаточно актуальна в наше время, так как смена приоритетов в системе образования, переориентация с авторитарной на личностно-ориентированную модель привели к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению.

По мнению С. М. Вишнякова «познавательная активность» — это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты [9, с. 256].

Также нормативные документы подтверждают мысль о значимости формирования ПА в современном образовательном процессе.

Согласно  ФГОС НОО современный выпускник начальной школы должен не только обладать определенным запасом знаний, умений и навыков, но и быть любознательным, интересующимся, активно познавать мир, уметь учиться и организовывать собственную деятельность [10].

Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.С. Выготский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.А. Красновский, Т.Б. Кропочева, Е.С. Орлова, Л.С. Рубинштейн, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Поэтому следует отметить, что формирование ПА очень важный элемент в формировании личности ребенка и следует уделять ему особое внимание.

Контекст исследовательской проблемы развития трудолюбия младших школьников заключается в изучении теоретических аспектов проблемы для практической реализации педагогического замысла – необходимо привлечь внимание учащихся к своей работе, пробудить в них тягу к знаниям, познавательный интерес, трудолюбие. Данный контекст так же предполагает в организации деятельности опору на личностные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Истоки теоретического осмысления и практической реализации указанной проблемы можно обнаружить в работах известных ученых, педагогов – Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.

Понятие ПА упоминали в своих исследованиях такие отечественные педагоги, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.

По мнению Е. Н. Лекомцевой, А. С. Пикина, «познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [1]. Неслучайно Ян Амос Коменский говорил: «…всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению» [2].

Согласно О.О. Дениной познавательная активность является и целью деятельности, и средством ее достижения, и ее результатом [3]. Чернышев И.А. рассматривает познавательную активность как свойство личности школьника, раскрывает ее содержание в учебной деятельности через отношение ученика к учению, стремление овладеть способами познания и мобилизацию волевых усилий на достижение цели обучения [4]. Т. И. Шамова утверждает, что «познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности» [5].

Таким образом, можно заметить, что большое количество определений познавательной активности удивляют своей разнообразностью. Все же можно выделить, что основой познавательной активности является деятельность, направленная на получение знаний.

Рассмотрим подходы к исследованию ПА.

По мнению А.В. Хуторского наиболее общими показателями познавательной активности школьника являются:

— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (если класс заинтересован той или иной темой, учитель не будет тратить время на восстановление дисциплины);

— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии (учитель не пытается вытянуть из ребенка слова, а ребенок самостоятельно задает вопросы или же отвечает на них);

— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности (ребенок проявляет адекватную реакцию на неудачу или же успех в той или иной деятельности);

 — эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты) [6].

В частности, в структуре рассматриваемого феномена К.М. Егоров выделяет три следующих компонента:

 — мотивационный (реализующийся через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию);

— эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности);

— поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения) [7].

С.И. Мелехина в структуре познавательной активности выделяет следующие компоненты:

Мотивационный – развитие познавательных интересов.

Когнитивный – усвоение и осознанность знаний.

Эмоционально-волевой – способность преодоления познавательных трудностей, удовлетворенность деятельностью.

Деятельностный – полнота разнообразия заданий, оригинальность разработки [8].

Рассмотрев разные подходы к исследованию, мы можем сделать вывод                   о том, что почти все исследователи включают в структуру ПА одни и те же компоненты: мотивация, практика, знания.  Ведь ПА является неотъемлемой стороной личности, которая представляется отношение ребенка к предмету, а также к процессу этой деятельности. На следующих этапах нашей работы мы будем использовать определение ПА именно Т.И. Шамовой, так как на наш взгляд оно больше всех соответствует нашему пониманию данного определения. За основной подход исследования мы возьмем структуру познавательной активности по С.И. Мелехина, а именно, «мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты», так как она позволяет более детально проанализировать каждый компонент для дальнейшего изучения данной темы по формированию познавательной активности младших школьников.

×
×