Автор: Юсуф Юсуф Абдул-Азиз
Понятие психологического благополучия
К основополагающим концепциям, рассматриваемым в области психологического анализа, относится понятие психоэмоционального состояния индивида. Это понятие связано с рядом показателей, таких как степень самовосприятия, взаимодействие с социальной средой и стремление к самосовершенствованию. Ключевыми элементами данной концепции считаются гармония внутреннего мира, осознание и принятие чувства, самовосприятие и восприятие окружающего мира, течение жизни и методы общественного участия. Психоэмоциональное состояние определяется через личные переживания удовлетворенности бытием, согласованность переживаний, стремлений и реальных условий жизни.
На протяжении всей своей истории, психология стремилась четко определить, что такое благополучие и как его достичь. Зигмунд Фрейд акцентировал внимание на том, что внутренние конфликты и стрессовые состояния препятствуют человеку достичь состояния благополучия. Он предполагал, что в человеческом поведении превалирует так называемый «принцип удовольствия», который направлен на облегчение психологических страданий и восстановление душевной устойчивости. Эта идея развивалась и со временем привела к новым пониманиям благополучия, включая важность сознательной жизни, свободы выбора и личностного роста[1].
К. Роджерс в своей теории психологического комфорта выделяет самоактуализацию как главную составляющую, подчеркивая, что «психическое здоровье» представляет собой не лишь избегание негативных эмоций в пользу положительных, но также осознание себя и принятие собственного «я» путем постоянной работы над собой. Он также акцентировал внимание на том, что личностное развитие требует активных усилий и непрерывного участия, утверждая, что «человек, стремящийся к самоактуализации, всегда находится в процессе саморазвития, что делает эту задачу пожизненной»[2].
Изучая переменные психоэмоционального состояния, можно глубже понять механизмы, влияющие на психическое здоровье.
Известный психолог Гарри Маслоу значительно повлиял на понимание психического комфорта посредством своей иерархической модели потребностей. В самой нижней части этой иерархии находятся физиологические нужды, которые невозможно игнорировать. После их удовлетворения индивид устремляется к более высоким потребностям — социальным связям и развитию увлечений и навыков. Этот путь в конце концов ведет к самореализации и нахождению своего места в жизни[3]. Таким образом, познание себя, установка жизненных ориентиров и создание внутренней гармонии становятся важнейшими элементами формулирования психического благополучия.
Психическое здоровье человека связано с его когнитивными характеристиками. А. Бек, автор когнитивной терапии, утверждает, что индивидуальное восприятие мира формирует эмоциональное состояние. В его концепции искаженные убеждения и неправильные выводы о действительности приводят к тревожным и депрессивным состояниям, внутреннему дискомфорту, а также мешают испытывать счастье и эмоциональную стабильность. Бек подчеркивает, что важно заменить негативные мысли на конструктивные, способствующие психоэмоциональному улучшению. Внимание в этой теории уделяется анализу и изменению когнитивных процессов как ключевого элемента, обеспечивающего психическое благополучие[4].
К. Рифф, уважаемый специалист в областях психоэмоционального благополучия, провела обширные исследования и предложила концептуальную модель, в которой выделила шесть ключевых элементов, способствующих психологическому здоровью: самодостаточность, стремление к личностному росту, эффективное взаимодействие в обществе, присутствие значимых целей в жизни, взаимодействие с окружающими и принятие себя. По мнению Рифф, психическое здоровье не исчерпывается лишь хорошим самочувствием; оно подразумевает способность к самосовершенствованию и конструктивному сосуществованию в социуме. «В ее концепции исследуются как личные, так и общественные показатели психического здоровья, охватывающие многообразие факторов, таких как эмоциональное состояние и успешность горизонтального взаимодействия, касающихся общего понимания психоэмоционального здоровья».
Важность субъективного восприятия счастья для психологического благополучия очевидна. Несмотря на наличие объективных критериев, таких как достижения в карьере или удовлетворительные социальные связи, настоящее счастье и спокойствие зависит от того, как мы воспринимаем свою жизнь. Исследования Эда Динера, фокусирующегося на субъективном благосостоянии, показывают, что нередко успешные и состоятельные люди испытывают несчастье, так как их внутренние чувства не соответствует уровню их внешнего успеха. Это подчеркивает значимость личной оценки состояния здоровья и счастья.
Культурные факторы играют значительную роль в формировании психического здоровья, учитывая, что в условиях глобализации представления о счастье и удовлетворении жизнью подвержены влиянию культурных норм конкретной нации. В ходе исследования культурных влияний следует рассмотреть их воздействие как на уровень больших сообществ, так и на индивидуальном уровне, что создает возможность выделения уникальных особенностей, сразу же универсальных аспектов в восприятии концепции благополучия.
Изучение особенностей повседневной жизни разных культур выявило, что разнообразие в подходах приводит к различному пониманию счастья и комфорта. Индивидуализм, свойственный Западу, акцентирует внимание на личных целях и независимости. Напротив, в культурах Востока, обладающих коллективистским менталитетом, на первый план выходит значимость групповой гармонии и поддержки.
Культуры с индивидуалистическим подходом преобладают в государствах, таких как США, Канада, Австралия, а также в странах Западной Европы. В этих регионах на первое место ставится ценность самодостаточности, что, в свою очередь, считается основой для успеха и счастья. Люди ценят индивидуальные заслуги и их удовлетворение личных потребностей. Это подразумевает, что необходимо искать свой собственный путь к расслаблению, самостоятельному пониманию и принятию собственной ответственности за свою жизнь.
Понять счастье с точки зрения психологии можно через призму самореализации. Это понятие подробно освещается в трудах известных психологов, таких как Маслоу и Роджерс. Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал самоактуализацию ключевым этапом в самовыражении человека – это состояние, когда индивиду удается в полной мере раскрыть свои природные способности и в той мере реализовать себя, что реализует счастье. На Западе, например, в США, эта идея очень распространена и сильно влияет на стремление к саморазвитию, достижениям и свободе выбора. Исследования показывают, что самоактуализация положительно сказывается на общем качестве жизни и благополучии человека.
В культурах, выдвигающих на первый план индивидуализм, выделяется насыщенное стремление к ярко выраженным достижениям – успехам в карьере, материальным благосостояниям и личным триумфам. Здесь процветание воспринимается как результат индивидуального старания и наследия. В рамках таких культур счастье чаще определяется индивидуальными компонентами, связанными с успехами и важностью в обществе, чем через призму социальных взаимодействий и поддержки.
Тем не менее существует несколько универсальных отличительных черт, которые способствуют пониманию счастья на всех континентах. С другой стороны, индивидуализм, охватывающий современные западные нации, делает упор на показные достижения и самовосприятие как критерий счастья. Э. Динер отмечает, что индивиды с индивидуалистичными установками оценивают субъективное счастье по установленным внутренним стандартам и критериям[5]. Согласно таким представлениям, факторы субъективной удовлетворенности могут играть более значимую роль, нежели внешние исполнения факторов, предоставляя индивидуумам ощущение смысла жизни.
В контексте коллективистских сообществ, таких как в японском и корейском обществах, значение языка и стандартов общения подчеркивают преобладание общинных интересов и прямой связи между людьми. Приоритет отдается целостному восприятию дружеских и товарищеских отношений, а также преданности культурным традициям, где взаимопомощь, взаимное признание достоинств и совместные усилия считаются основами устройства жизни общества.
Как отмечает Д. Гоулман, в культуре, ориентированной на совместные усилия, психическое здоровье человека невозможно отделить от взаимодействия и поддержки людей, функционирующих как единство. «Психическое здоровье человека невозможно отделить от взаимодействия и поддержки людей, функционирующих как единство»[6].
Результаты психологических изысканий подчеркивают, что в странах с коллективными традициями основное внимание уделяется социальному согласию и гармонии. люди, живущие в таких обществах, ощущают удовольствие, придерживаясь установленных сообществом норм и воздействуя на общее благо. Ярким примером является японская концепция «ва» (和), олицетворяющая соборность и взаимное применение в общении. ее истоки уходят в конфуцианские принципы, в которых выделяются элементы согласия, респекта к окружающим и поддержки других, что в совокупности определяет благосостояние общества в целом[7].
Разные культурные контексты формируют уникальные представления о сущности счастья и жизненном предназначении. В обществах, где доминируют индивидуализм и либерализм, понятие счастья с личными достижениями, свободой выбора и самореализацией. Здесь удовлетворение жизнью отражает активное участие человека в формировании своей судьбы и признание плодов усилий.
Экспериментальные исследования показывают, что индивиды из коллективистских культур сосредоточены на социальной жизни и взаимоотношениях с окружающими, что приносит им максимальное счастье. Социальные объединения, основанные на коллективистских принципах, нацелены на активное участие в общественной жизни и взаимодействие с ее участниками. При этом, такие культурные установки формируют у этих людей склонность к общению для повышения эмоционального благополучия, а отсутствие положительных социальных контактов вызывает у них тревогу[8].
Эмоции значительно влияют на понимание счастья и благополучия в разных культурах. Например, в индивидуалистических обществах, таких как США, главными факторами восприятия счастья выступают позитивные эмоции, в то время как негативные и неуместные воспринимаются как препятствие к счастью. В отличие от этого, в традиционном обществе, таком как Япония и Китай, предпочтительнее сохранять эмоциональную стойкость.
В ходе исследования, посвященного психическому благополучию, учеными отмечены различные аспекты, учитывающие его многофункциональную природу. Общее понятие психического благополучия включает в себя эмоции, когнитивные процессы, мотивационная активность и выявление социальных связей. Исходя из этого формируется индивидуальная оценка – личные установки, эмоциональные качества и когнитивные конструкции. Для результативного развития и поддерживания благополучия особое внимание уделяется источникам смысла, межличностным отношениям, построению логики смыслов жизни и учета социокультурного фона, что обеспечивает то, что каждая из этих составляющих системы оказывает весомое воздействие на рост уровня благополучия.
В результате данного исследования прослеживается интерес к рассмотрению психологического благополучия, воспринимаемого как многомерное явление. Психологическое благополучие – это состояние, которое включает в себя как чувственные аспекты счастья и удовлетворенности, так и его объективные проявления через личностный рост и поддерживающие социальные связи, что в свою очередь сопровождается внутренним ощущением гармонии. В этом аспекте познавательные процессы, мотивационные системы и культурные обстоятельства играют значительную роль в формировании этого благополучия[9].
1.2 Обзор литературы по теме психологического благополучия студентов
В рамках деятельности психологической службы Международного медицинского факультета Института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» было проведено анонимное онлайн анкетирование для у 1700 русскоязычных и англоязычных студентов иностранных студентов.
Адаптированность к инокультурной среде исследовалась О.Б. Михайловой и А.И. Косталес с помощью методики
«Культурно-ценностный дифференциал» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова). В итоге были определены три группы, различающиеся по преобладающей стратегии адаптации: «Приспособление» – 40% из общей выборки более чем 200 обучающихся в РУДН, «Слияние» (32%), «Отчуждение» (28%).
В группе с преобладающей стратегией «Приспособление», оказались студенты из стран СНГ (40%), Латинской Америки (20%), Ближнего Востока (18%), Азии (13%) и по 5% из Африки и Европы. В группе «Слияние» преобладали студенты из Азии (30%), далее студенты из стран СНГ (19%), из Латинской Америки (16%), Европы (16%), стран Ближнего Востока (13%) и 6% из Африки.
В группе «Отчуждение» большинство респондентов были студентами из Африки (22%) и Европы (21%), из стран СНГ (18%), из стран Ближнего Востока и Азии по (14%), и всего 11% из Латинской Америки. Авторы делают вывод о том, что индивидуальные различия превалируют над культурными и поэтому специфика культурной дистанции студентов из разных регионов мира не слишком влияет на особенности и сложности адаптации.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Набор схожих адаптационных трудностей и проблем у иностранных студентов, принадлежащих к разным культурам. Жителей разных регионов мира меньше, чем этнокультурных, конфессиональных и региональных различий в целом. Однако тяжесть, формы проявления, интенсивность и характер переживаний определяются скорее личной оригинальностью, чем принадлежностью к одной и той же культуре.
2. Маргинализация как временное состояние культурного перехода является препятствием для быстрой и успешной социокультурной адаптации, но в некоторых случаях неизбежным периодом, продолжительность и характер которого определяются уникальным соотношением этнокультурных и личностных характеристик.
3. Если маргинальность переживается человеком как достижение и декларируется или проявляется таким образом, то необходимо отнестись к этому с особым вниманием и считать, что такой студент подвергается риску как для собственного благополучия, так и для безопасности окружающих.
4. Студенты, для которых характерно состояние «конструктивной маргинальности», являются естественными помощниками психолога в работе с неадаптированными и «деструктивно» маргинальными личностями.
5. Психологическое сопровождение процесса адаптации должно эффективно осуществляться в различных формах, в том числе с учетом этнокультурных, конфессиональных и региональных особенностей иностранных студентов[10].
Как считает Л. Лазарус, психическое здоровье занимает центральное место в научных исследованиях, особенно в свете высшего образования, «что требует самоанализ и формирование собственной индивидуальности».
В современных научных работах акцентируют внимание на исследовании факторов, влияющих на психологическое состояние студентов. Это объясняется значимостью эмоционального состояния для учебного процесса и личностного развития. Согласно взглядам Роджерса, психологическое здоровье включает в себя не только эмоциональное благополучие, но и важную часть в полной реализации личности. Необходимо рассмотреть различные негативные и позитивные стрессоры, влияющие на жизнь студентов, что подчеркивает актуальность данного исследования.
Для некоторых нигерийских студентов характерны эмоциональная нестабильность и чрезмерная самоуверенность. Они находятся в состоянии внутреннего конфликта и часто предъявляют высокие требования к соблюдению своих прав. Когда нигерийские студенты вступают в диалог с преподавателем в ситуациях, когда они воспринимаются как индивидуальность, проявление их эмоциональной нестабильности не раздражает преподавателя. Студенты из Нигерии очень заботятся о своей репутации и заботятся о ее сохранении. Нигерийские студенты, как правило, болезненно реагируют на «занижение» (по их мнению) их работы. Действия преподавателя, который не оценил их по достоинству, могут быть восприняты как дискриминация. Нередки случаи возникновения межличностных конфликтов среди нигерийских студентов[11].
Анализ подтверждает, что обучающиеся сталкиваются с высокий уровнем стресса как в учебном процессе, так и в межличностных взаимодействиях. По классификации Л. Лазаруса стресс бывает позитивным и негативным, при этом ключевым аспектом считается индивидуальная интерпретация и оценка происходящего. Если ученик рассматривает ситуации обучения и общения как возможности для роста, это приводит к продуктивному стрессу, который содействует их развитию и самосовершенствованию. С другой стороны, если они воспринимают эти вызовы как угроза, это может вызвать неблагоприятные психоэмоциональные расстройства.
Адаптация студентов к изменениям в жизни и нарастающему стрессу оказывается ключевой для их психоэмоционального состояния. Основополагающие идеи А. Бека акцентируют внимание на значении процесса мышления для эмоциональной устойчивости. Его теория утверждает, что негативные убеждения и автоматические мысли способствуют развитию депрессивных и тревожных расстройств. Учитывая возросшие требования в учебной и социальной среде, эта проблема обостряется у студентов, приводя к большему стрессу и снижению самооценки. В то же время формирование положительных установок и уверенности в собственных силах коррелирует с улучшением эмоционального фона и повышением успеваемости[12].
Успешная адаптация к новым условиям социальной среды – ключ к нормализации эмоционального фона студенческой жизни. Исследованиям К. Рифф подтверждают, что смена обстановки способствует развитию коммуникативных навыков, а взаимодействие с окружающими, педагогами и студентами, способствует формированию позитивной атмосферы. Прочные дружеские связи и поддержка со стороны сверстников способствуют укреплению психического здоровья, так как поддержка товарищей, а также укрепление дружбы существенно помогают справляться со стрессами учебной жизни.
Уровень успешности в достижении жизненных целей у студентов является показателем их общего счастья и ощущения удовлетворенности жизнью. Однако важно учитывать, что жизнь в вузе не определяется лишь успеваемостью, но включает в себя элементы социальной активности, хобби и участие в общественной жизни.
Значение ценностей как важного фактора для повышения психоэмоционального благополучия и стабильности у молодежи, что определяется различиями в культурных традициях. Важно рассматривать различные подходы к понятию стабильного состояния и процветания, которые характеризуются многообразием культурных акцентов. В то время как некоторые культуры, как например, американская, подчеркивают личные достижения и высокие результаты, японская же культура ориентирована на совместное участие и установление прочных социальных связей.
Психологический комфорт среди молодежи в значительной степени зависит от способности контролировать свои эмоции и качества саморегуляции. Образовательная среда создает немало стрессовых ситуаций: от сложных заданий до конфликтов с однокурсниками и личных проблем. Студенты, испытывающие эмоциональные колебания, подчеркивают важность развития эмоциональной компетенции. Как подчеркивает Д. Гоулман, это существенно влияет на общее самочувствие человека. Данные исследований показывают, что способность эффективно справляться с эмоциями у людей облегчает преодоление стрессов, повышает их стойкость к неприятностям и формирует более глубинную мотивацию даже в условиях значительного стресса[13].
Студенты, активно занимающиеся спортом, показывают высокие результаты в физическом состоянии и имеют лучшую эмоциональную стабильность. Физическая активность студентов колледжей важна в контексте растущих учебных нагрузок, чрезмерного времени, проведенного за компьютером, недостатка сна и низкой физической активности.
По мнению П. Фроста, эти факторы могут негативно сказываться на психическом климате в учебном заведении, снижая уровень выполненных заданий как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Психологическое состояние учащихся охватывает множество аспектов, таких как эмоциональная сфера, взаимодействие с окружающими, поддержание физической активности и умственное развитие. На него оказывают влияние факторы, среди которых стрессовые ситуации, восприятие мира, социально-культурные условия и физическое здоровье. Необходимость исследования данных аспектов становится особенно актуальной в научных публикациях, обеспечивая тем самым успех молодежи в образовательной и профессиональной сферах. К. Рифф подчеркивает, что глубокое понимание психического комфорта студентов способствует их успешной интеграции в учебный процесс и легкой адаптации в обществе[14].
Итак, проведенные исследования показали, психическое здоровье – это ключевой компонент образования и самосовершенствования студента. Так, среди учащихся с неуверенным состоянием наблюдается наличие трудностей в обучении, а также более низкие результаты.
[1] Фрейд З. Введение в психоанализ. С комментариями и иллюстрациями (переводчик: Боковиков А.) – Издательство: АСТ, 2024 г. 224 с.
[2] К. Роджерс Новейшие подходы в психологической практике. Серия: Современная психология: теория и практика. – М: Институт общегуманитарных исследований. 2016. 201 с.
[3] Маслоу Абрахам Харольд Мотивация и личность. Серия: Мастера психологии (переводчик: Гутман Т., Мухина Н., редактор: Ильин Евгений). – Издательство: Питер, 2019 г. 400 с.
[4] Бек А. Когнитивная терапия, ориентированная на восстановление / Бек А., Грант П, Инверсо Э., Бринен А., Периволиотис Д. / Издательство: Прогресс. 2024. 416 с.
[5] Diener E., Diener M., Diener C. Factors Predicting the Subjective Weil-Being of Nations. Journal of Personality and Social Psychology 1995, Vol.69, No. 5,851 -864
[6] Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: ACT МОСКВА, 2009. 478 с.
[7] Асадуллин М. Р. Теоретический анализ понятия «психологическое благополучие» человека / М. Р. Асадуллин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11, № 6-1. – С. 228-240. – DOI 10.34670/AR.2023.78.44.025. – EDN ZCCTWB. Электронный ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?id=52791129
[8] Заварзина О. В. Психология общения. ВО. Учебник. – М.: КУРС. 2024. 184 с.
[9] Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: Учебник для вузов. – С-Пб.: Питер. 2024. 896 с.
[10] Черная, С. Е. Возможности психологической службы вуза в профилактике дезадаптации и маргинализации иностранных студентов / С. Е. Черная // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – С. 309-312. – EDN DDPUWM.
[11] Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. Психологические механизмы командообразования. – М.: Юрайт. 2024. 663 с.
[12] Маслоу Абрахам Харольд Мотивация и личность. Серия: Мастера психологии (переводчик: Гутман Т., Мухина Н., редактор: Ильин Евгений). – Издательство: Питер, 2019 г. 400 с.
[13] Шварц, Н. Культурные различия в оценке благополучия. Social Indicators Research, 1999. – 46(1), 121-136.
Diener E., Diener M., Diener C. Factors Predicting the Subjective Weil-Being of Nations. Journal of Personality and Social Psychology 1995, Vol.69, No. 5,851 -864.
[14] Рифф, К. Психологическое благополучие: Многомерное измерение благополучия. Journal of Personality and Social Psychology, 1989 – 57(6), 1069-1081.