ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО

Автор: Гриценко Элеонора Анатольевна

Постмодернистские мотивы

в творчестве Андрея Вознесенского

Преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»                                                             г. Астрахани

Гриценко Элеонора Анатольевна

 

Одно из самых заметных явлений в современной русской литературе –постмодернизм, оказавшийся в последние годы в центре читательского внимания, многочисленных литературных дискуссий и обсуждений.

      Появление постмодернизма в русской литературе связывают с андеграундом 1960-1970-х годов ХХ века, когда в недрах «подпольного искусства формируется особое мировоззрение и стиль художественного мышления, имеющие в своей основе критическую переоценку всей системы этических и эстетических  ценностей предшествующего этапа развития.

       В основе постмодернизма лежат настроение и философия разочарования в основных общественно-политических, нравственных ценностях, которыми совсем недавно жило общество.

     Творчество Андрея Вознесенского нельзя целостно назвать постмодернистским. Однако определенно в нем присутствуют постмодернистские мотивы.

      Помимо сложно-ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лексических уровней.

            В данном исследовании мы попытаемся в общих чертах обозначить развитие образного мышления и философских основ поэзии Вознесенского, движущейся от официальной тематики марксистского понимания философии жизни и истории к углублению аспекта языка и смысла бесконечной и постоянно обновляющейся жизни. Иногда бывает эта жизнь представлена как бы переливающаяся из одного субъекта в другой. Намеки на такое буквально постмодернистское изображение жизни находим у Вознесенского уже в 60-е гг., хотя тогда оно еще не является абсолютным.                                                  Цель моей работы — показать путь поэта от оптимистического мифа научно-технической революции (которому он благодарен за масштабное развитие своего образного языка) до тематики распада системы ценностей и хаоса современного мира.

    Современностью мировосприятия привлекает творчество Вознесенского. Его поэзия органично связана с глобальной проблемой существования человека в современном мире. В его стихах нет пейзажей, идиллий, сельских видов, а есть обобщенный, нередко гротесково-символический образ. Звуковые  подобия или ассоциации слов в «Бобровом плаче» порождают новый звукоряд, несущий новую образно-понятийную нагрузку стиха.

        А. Вознесенского не раз упрекали в чрезвычайной усложненности образов, в интенсивной метафоризации явлений действительности, в неуёмной жажде поэтического эксперимента. Эксперимент в поэзии, как считал Вознесенский, необходим.

        Концепция человека в постмодернизме в корне отличается от соцреалистической. У постмодернистов  человек – жертва абсурдной социальной действительности. Размышления на эту тему, как мотив постмодернизма, обнаруживается в стихотворении «Монолог актера», прославляющее провал, неудачу. Человеческая незащищенность, смутная тревога – все это в образе поэта. Мотивы безысходности и духовной деградации общества в поэме «Ров». Насыщенная образность (от библейских мотивов до сегодняшнего дня), интеллектуальная поэзия нужны Вознесенскому для того, чтобы излечить общество «шоковой информацией».                                                                    Лирика А. Вознесенского, богатая пространственными и временными сдвигами, стремительными перемещениями, историческими узлами, направлена против «оголённого» представления о человеческом «Я», против обезличенной человеческой «особи».

         Анализируя постмодернистские мотивы в творчестве А. Вознесенского, хочется отметить такую особенность русского постмодернизма, как верность традициям отечественного авангарда начала ХХ века, продолжение традиций творчества  В. Маяковского – отражение темы «поэта и толпы» («Разговор с эпиграфом»). Трудно с ним не согласится, когда он настраивает себя и свою аудиторию на такую ноту: «Российская муза всегда была общественна, исповедальна – её не зря отождествляли с совестью».

         Анализ мотивов поэзии Вознесенского дает ощущение того, что русский постмодернизм – это кристально чистое явление, не имеющий аналогов. Он представляет собой сложнейшее переплетение импульсов, идущих от модернизма, постмодернизма, русской классической литературы, мощное воздействие которой он все-таки испытывает.                                                                  В поэзии Андрея Вознесенского ярко выражена любовь к своей Родине, проявляемая в борьбе за человека, за его талант, за истину и красоту.                        Постмодернистская направленность поэзии А. Вознесенского – это оригинальная модификация одного из влиятельных направлений мирового искусства.

Скачать статью

×
×