Автор: Гриценко Элеонора Анатольевна
Постмодернистские мотивы
в творчестве Андрея Вознесенского
Преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж» г. Астрахани
Гриценко Элеонора Анатольевна
Одно из самых заметных явлений в современной русской литературе –постмодернизм, оказавшийся в последние годы в центре читательского внимания, многочисленных литературных дискуссий и обсуждений.
Появление постмодернизма в русской литературе связывают с андеграундом 1960-1970-х годов ХХ века, когда в недрах «подпольного искусства формируется особое мировоззрение и стиль художественного мышления, имеющие в своей основе критическую переоценку всей системы этических и эстетических ценностей предшествующего этапа развития.
В основе постмодернизма лежат настроение и философия разочарования в основных общественно-политических, нравственных ценностях, которыми совсем недавно жило общество.
Творчество Андрея Вознесенского нельзя целостно назвать постмодернистским. Однако определенно в нем присутствуют постмодернистские мотивы.
Помимо сложно-ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лексических уровней.
В данном исследовании мы попытаемся в общих чертах обозначить развитие образного мышления и философских основ поэзии Вознесенского, движущейся от официальной тематики марксистского понимания философии жизни и истории к углублению аспекта языка и смысла бесконечной и постоянно обновляющейся жизни. Иногда бывает эта жизнь представлена как бы переливающаяся из одного субъекта в другой. Намеки на такое буквально постмодернистское изображение жизни находим у Вознесенского уже в 60-е гг., хотя тогда оно еще не является абсолютным. Цель моей работы — показать путь поэта от оптимистического мифа научно-технической революции (которому он благодарен за масштабное развитие своего образного языка) до тематики распада системы ценностей и хаоса современного мира.
Современностью мировосприятия привлекает творчество Вознесенского. Его поэзия органично связана с глобальной проблемой существования человека в современном мире. В его стихах нет пейзажей, идиллий, сельских видов, а есть обобщенный, нередко гротесково-символический образ. Звуковые подобия или ассоциации слов в «Бобровом плаче» порождают новый звукоряд, несущий новую образно-понятийную нагрузку стиха.
А. Вознесенского не раз упрекали в чрезвычайной усложненности образов, в интенсивной метафоризации явлений действительности, в неуёмной жажде поэтического эксперимента. Эксперимент в поэзии, как считал Вознесенский, необходим.
Концепция человека в постмодернизме в корне отличается от соцреалистической. У постмодернистов человек – жертва абсурдной социальной действительности. Размышления на эту тему, как мотив постмодернизма, обнаруживается в стихотворении «Монолог актера», прославляющее провал, неудачу. Человеческая незащищенность, смутная тревога – все это в образе поэта. Мотивы безысходности и духовной деградации общества в поэме «Ров». Насыщенная образность (от библейских мотивов до сегодняшнего дня), интеллектуальная поэзия нужны Вознесенскому для того, чтобы излечить общество «шоковой информацией». Лирика А. Вознесенского, богатая пространственными и временными сдвигами, стремительными перемещениями, историческими узлами, направлена против «оголённого» представления о человеческом «Я», против обезличенной человеческой «особи».
Анализируя постмодернистские мотивы в творчестве А. Вознесенского, хочется отметить такую особенность русского постмодернизма, как верность традициям отечественного авангарда начала ХХ века, продолжение традиций творчества В. Маяковского – отражение темы «поэта и толпы» («Разговор с эпиграфом»). Трудно с ним не согласится, когда он настраивает себя и свою аудиторию на такую ноту: «Российская муза всегда была общественна, исповедальна – её не зря отождествляли с совестью».
Анализ мотивов поэзии Вознесенского дает ощущение того, что русский постмодернизм – это кристально чистое явление, не имеющий аналогов. Он представляет собой сложнейшее переплетение импульсов, идущих от модернизма, постмодернизма, русской классической литературы, мощное воздействие которой он все-таки испытывает. В поэзии Андрея Вознесенского ярко выражена любовь к своей Родине, проявляемая в борьбе за человека, за его талант, за истину и красоту. Постмодернистская направленность поэзии А. Вознесенского – это оригинальная модификация одного из влиятельных направлений мирового искусства.