Автор: Гриценко Элеонора Анатольевна
Одно из самых заметных явлений в современной русской литературе –постмодернизм, оказавшийся в последние годы в центре читательского внимания, многочисленных литературных дискуссий и обсуждений.
Появление постмодернизма в русской литературе связывают с андеграундом 1960-1970-х годов ХХ века, когда в недрах «подпольного искусства формируется особое мировоззрение и стиль художественного мышления, имеющие в своей основе критическую переоценку всей системы этических и эстетических ценностей предшествующего этапа развития.
В основе постмодернизма лежат настроение и философия разочарования в основных общественно-политических, нравственных ценностях, которыми совсем недавно жило общество.
Творчество Андрея Вознесенского нельзя целостно назвать постмодернистским. Однако определенно в нем присутствуют постмодернистские мотивы.
Помимо сложно-ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лексических уровней.
В данном исследовании мы попытаемся в общих чертах обозначить развитие образного мышления и философских основ поэзии Вознесенского, движущейся от официальной тематики марксистского понимания философии жизни и истории к углублению аспекта языка и смысла бесконечной и постоянно обновляющейся жизни. Иногда бывает эта жизнь представлена как бы переливающаяся из одного субъекта в другой. Намеки на такое буквально постмодернистское изображение жизни находим у Вознесенского уже в 60-е гг., хотя тогда оно еще не является абсолютным. Цель моей работы — показать путь поэта от оптимистического мифа научно-технической революции (которому он благодарен за масштабное развитие своего образного языка) до тематики распада системы ценностей и хаоса современного мира.