«Построение и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации»

Автор: Шияпова Елена Александровна

«Построение и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации»

Шияпова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево

м.р.Похвистневский Самарской области

31 августа 2023 года в ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево принято Положение о внутренней системе оценки качества образования. Данный локальный акт устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления; регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям; определяет состав мониторингов; устанавливает взаимосвязь ВСОКО и ВШК; учитывает федеральные требования к процедуре самообследования образовательной организации.

В Положении учтена действующая в Российской Федерации система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования, национальные исследования качества образования и международные сопоставительные исследования качества образования.

Данная тема для работы в режиме стажировочной площадки была выбрана не случайно. Более чем десятилетний период реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования показал несостоятельность традиционных педагогических практик оценки образовательных результатов обучающихся: начиная с выставления отметок «за четверть», а не за результат, заканчивая недостаточным вниманием к индивидуальной динамике ученика в ходе текущего контроля успеваемости.  Учитель, чья оценочная деятельность не усилена развивающими стратегиями административного контроля, не видит в оценке ресурса влияния на образовательные результаты обучающихся. Выставляя отметки, но не оценивая, педагог редуцирует учет индивидуальной динамики ученика, не создает должных условий для оценки результатов его проектной и внеурочной деятельности. Кроме того, традиционный контроль плохо встраивается в наблюдение за личностным развитием обучающихся, не позволяет он объективно судить и о сформированности функциональной грамотности наших учеников.

Издержки организации ВСОКО снижают, таким образом, развивающий и воспитывающий потенциал оценки, необходимый в условиях новой предметности образования. Оценка, вынесенная за скобки самого процесса взаимодействия с учеником, препятствует его способности к саморазвитию. А фрагментарность и непоследовательность управленческих решений в вопросах оценочной деятельности педагогов выступает барьером к развитию их оценочной грамотности.

Сознавая обозначенные дефициты внутришкольной оценки качества образования, мы изучили исследования отечественных ученых по данному вопросу. Так, мы отметили, что ученые все активнее транслируют идею «тройственного вектора» развития образования – «преподавание – обучение – оценивание», в логике которого оценка встраивается в педагогическое взаимодействие с обучающимися, а не остается только его финальной проверочной процедурой. Педагогические функции оценки осмысляются уже не как дополнение к административному контролю качества образования, а как его инструмент, как технологическая единица развития ученика в образовательном процессе.

Вместе с тем, такой подход к проблематике ВСОКО только усиливает разрыв между новым пониманием оценки и тем, как и по поводу чего продолжает проводиться оценка внутри общеобразовательных организаций. Становится очевидным, что отождествление оценочной процедуры только с контролем знаний противоречит интересам участников образовательных отношений и ослабляет роль оценочной деятельности педагога в поддержке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Если же смотреть на ситуацию в комплексе, то внимание следует обращать на те дефициты ВСОКО, которые касаются локального регулирования оценки, ее программно-методического и информационно-аналитического обеспечения, оценочной грамотности самих педагогов как субъектов ВСОКО.

Положение о ВСОКО ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево включает:

ü  локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программно-методические документы;

ü  должностных лиц, субъектов оценки;

ü  направления оценки;

ü  критерии и показатели по каждому направлению;

ü  оценочные процедуры, формы и методы оценки;

ü  информационно-аналитические продукты;

ü  компьютерные программы и сервисы.

В рамках ВСОКО в ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево оцениваются направления:

ü качество образовательных результатов обучающихся;

ü качество реализации образовательной деятельности;

ü качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность.

Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года в соответствии с планом функционирования ВСОКО, который составляется ежегодно. Результаты функционирования ВСОКО обобщаются и фиксируются в ежегодном отчете о самообследовании.

В качестве объекта оценки образовательных результатов реализации ООП ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево по уровням общего образования, разработанных на основе ФГОС, выступают:

ü предметные результаты обучения;

ü метапредметные результаты обучения;

ü личностные результаты;

ü достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;

ü удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных программ включает:

ü текущий поурочный контроль;

ü текущий диагностический контроль;

ü промежуточную аттестацию;

ü анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ;

ü итоговую аттестацию по предметам, не выносимым на ГИА;

ü анализ результатов ГИА.

Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся регулируются Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Оценка образовательных результатов позволяет выявить обучающихся, осваивающих учебный материал на базовом, повышенном и высоком уровнях. Уровневый подход обязателен при разработке оценочных средств по каждому тематическому разделу каждой рабочей программы предмета, курса или дисциплины учебного плана.

Отметки по результатам оценки зависят прежде всего от уровня выполненного задания. Задание базового уровня даже при условии его правильного выполнения отмечается баллом «3». Задание повышенного уровня даже при условии его правильного выполнения отмечается баллом «4». Баллом «5» отмечаются правильно выполненные задания высокого уровня сложности.

Оценочные средства  с уровневым подходом разрабатываются профессиональными объединениями педагогов одновременно с составлением рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана и проходят внутреннюю экспертизу ШМО. Обновление оценочных средств осуществляется по мере необходимости.

Информация о достижении каждым обучающимся планируемых результатов освоения рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана фиксируется в сводной ведомости успеваемости.

Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП, реализуемых в ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево, проводится в соответствии с планом мониторинга метапредметных результатов по критериям, указанным в программах формирования/развития УУД по уровням общего образования.

Личностные образовательные результаты не подлежат прямой оценке, но в обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития обучающихся. Предметом мониторинга выступает уровень сформированности образовательных результатов, зафиксированных в ООП, реализуемых в ОО.

Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования.

Освоение рабочих программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в формах, определенных Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Основными формами учета внеурочной деятельности обучающихся являются индивидуальная оценка на основании защиты проекта или творческой работы или коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на основании выполнения проекта или творческой работы.

Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Зачет результатов проводится в соответствии с приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Решение о зачете результатов оформляется приказом директора школы и вносится в личное дело обучающегося.

При оценке реализации образовательной деятельности оценке подлежат ООП, реализуемые в ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево. Оценка ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе разработки ООП на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе – на предмет актуальности ООП. Критерии оценки:

ü соответствие структуры ООП уровней общего образования требованиям ФГОС;

ü соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным требованиям к оценочным модулям рабочих программ;

ü соответствие формируемой части учебного плана запросам участников образовательных отношений.

Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам:

ü соответствие тематики программы запросу потребителей;

ü наличие документов, подтверждающих этот запрос;

ü соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования;

ü соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии);

ü наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимися.

Оценка ООП в процессе их реализации проводится одновременно с оценкой реализации дополнительных общеобразовательных программ, мониторингом качества преподавания и оценкой удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности.

Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. Критерии оценки:

ü степень удовлетворенности качеством преподавания предметов;

ü степень удовлетворенности внеурочной деятельностью;

ü степень удовлетворенности услугами дополнительного образования.

Структура оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность в ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево, разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям.

Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность в школе, проводится в течение учебного года согласно плану функционирования ВСОКО.

Помимо обязательной оценки качества условий, проводится оценка условий реализации текущих проектов региона, в которых участвует ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево.

Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) условиями, обеспечивающими образовательную деятельность, проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования по вопросам качества работы педагогического коллектива и взаимодействия семьи и ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево.

В рамках ВСОКО в  ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево с целью определения состояния объекта наблюдения, определения его направления развития в соответствии с ФОП и принятия объективных управленческих решений, направленных на повышение качества ВСОКО, проводятся мониторинги:

ü предметных результатов обучающихся;

ü метапредметных результатов обучающихся;

ü личностных результатов обучающихся;

ü адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

ü здоровья обучающихся;

ü качества преподавания учебных предметов.

 

По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках программы развития ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги.

Мероприятия, проводимые в рамках мониторингов, и сроки их проведения определяются в планах мониторингов, которые составляются на учебный год. Периодичность подведения промежуточных и итоговых результатов, а также формы отчетности по каждому мониторингу определяются в плане функционирования ВСОКО.

Внутришкольный контроль подчинен ВСОКО и осуществляется в пределах направлений ВСОКО. ВШК конкретизирует и поэтапно отслеживает реализацию содержания ВСОКО.

Внутришкольный контроль  проводится в течение всего учебного года в соответствии с планом ВШК, который составляется ежегодно; проводится в отношении эффективности педагогической системы школы и организации образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ.

Результаты внутришкольного контроля  используются при подведении итогов ВСОКО, в отчете о самообследовании, публичном докладе ГБОУ СОШ им.П.В.Кравцова с.Старопохвистнево.

Документы ВСОКО – это информационно-аналитические продукты контрольно-оценочной деятельности, предусмотренные приказом ОО об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО.

К документам ВСОКО относятся:

ü отчёт о самообследовании,

ü сводные ведомости успеваемости,

ü аналитические   справки     по      результатам          мониторингов, результатам опроса удовлетворенности родителей, результатам плановых административных проверок и др.,

ü аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и    ГИА,

ü анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.

Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно корректируется.

Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования предусматривает:

ü внутриорганизационные опросы и анкетирование;

ü учет показателей НОКО.

Внутриорганизационные опросы и анкетирование проводятся:

ü на этапе разработки ООП – с целью определения части ООП, формируемой участниками образовательных отношений;

ü ежегодно в конце учебного года – с целью выявления динамики спроса на те или иные программы;

ü по графику процедур оператора НОКО.

 

Администрация школы обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей (законных представителей) в опросах НОКО.

 

×
×