Автор: Демиденко Наталья Ильинична
Демиденко Н.И.
Потенциал применения технологий ИИ при обучении Иностранному языку.
Аннотация. В данной статье рассматривается интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) в современное образовательное пространство. В работе раскрываются возможности применения нейросети для изучения разных аспектов иностранного языка. Особое внимание уделяется инструменту создания контента на базе ИИ Twee. В статье описываются преимущества применения сервиса, а также подчеркивается необходимость проверки генерируемых материалов с учетом ограничений сервиса.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, образование, обучение иностранному языку, обучающие платформы, инструменты генерации.
Сегодня мы живем в мире постоянно развивающихся высоких технологий. Цифровые решения находят применение во всех сферах человеческой жизни. Искусственный интеллект (ИИ) является одной из инновационных технологий, которая применяется не только в сфере развлечений, экономике и промышленности, но и в образовании. Внедрение ИИ в учебный процесс является неизбежным следствием цифровизации образования.
Искусственный интеллект в образовании играет важную роль, помогая улучшить качество обучения и эффективность учебного процесса. Он может быть использован для персонализации образования, адаптируя учебный материал под индивидуальные потребности каждого ученика. Также искусственный интеллект может помочь в создании интерактивных учебных материалов, обучающих приложений, онлайн-курсов.
С каждым днем форм искусственного интеллекта становится все больше. Инструменты искусственного интеллекта по запросу пользователя за несколько секунд генерируют планы уроков, презентации, изображения, тексты, вопросы, интеллект-карты и другие учебные материалы. Чат-боты способны поддержать беседу, ответить на вопрос, прокомментировать выполненную работу, а также дать рекомендации по тому, как ее можно улучшить. В связи с этим у многих преподавателей иностранного языка появляются вполне оправданные опасения: поскольку студенты с помощью ИИ могут написать эссе и выполнить другие задания, предназначенные для отработки языковых навыков, теряется смысл в том, чтобы задавать домашние задания. Вследствие этого возникает вопрос: может ли преподаватель иностранного языка не просто противостоять рискам и угрозам цифровизации, но и сделать искусственный интеллект помощником и другом, а учебный процесс благодаря достижениям науки и техники – более качественным, эффективным и интересным.
Способность взаимодействовать с ИИ и использовать его в целях обучения иностранному языку является составляющей цифровой компетентности преподавателя иностранного языка, под которой понимается уровень владения цифровыми компетенциями. Конечно, ИИ не может заменить живого преподавателя, но может стать его помощником в работе.
Существует широкое разнообразие приложений, такие как чат-боты, сервисы генерации контента, адаптивные системы и т.д., позволяющие облегчить изучение иностранных языков.
Появляющиеся новые приложения и сервисы ИИ требуют продолжения изучения, что может принести дополнительные преимущества:
— Персонализация: с помощью ИИ учителя могут создавать персонализированные учебные материалы, учитывающие индивидуальные потребности и предпочтения каждого ученика.
— Автоматизация: ИИ позволяет автоматизировать некоторые аспекты процесса создания контента, например тестов, упражнений или даже целых уроков, что позволяет экономить время и энергию.
— Интерактивность: применение таких сервисов, как интерактивные чат-боты или приложения для изучения языка, позволяют обучающимся получать мгновенную обратную связь, что делает процесс изучения языка более увлекательным.
— Единообразие: ИИ обеспечивает последовательность и единообразие в учебных материалах, предоставляя учащимся одинаковый уровень качества и точности в разработанных материалов.
— Гибкость: ИИ может помочь учителям создавать материалы, которые могут быть легко адаптированы к различным стилям преподавания или учебной среде.
Являясь преподавателем английского языка, на своих уроках я хотела бы создать благоприятную мотивационную среду, показать на сколько широко используется английский язык в жизни и какие перспективы открывает. С развитием технологий общение на иностранном языке для студентов становится доступнее, а процесс подготовки преподавателем к уроку имеет творческий подход и высокий потенциал.
Современное интернет пространство предоставляет широкий выбор сервисов работающих на базе искусственного интеллекта. Я хотела бы остановиться на платформе Twee. Данной платформой довольно просто пользоваться и она подходит тем, кто только начинает использовать нейросети при подготовке к урокам.
Данный сервис позволяет генерировать значительный объем языковых материалов, предоставляя учителям широкий спектр упражнений и заданий. Все варианты заданий распределены по шести разделам: «Чтение», «Лексика», «Грамматика», «Аудирование», «Говорение» и «Письмо». Рассмотрим их под-робнее.
Первый раздел «Чтение» (Reading) содержит семь инструментов для создания упражнений на анализ и обсуждение материалов для чтения. Например, создание текста на определенную тему — преподаватель задает тему и жанр текста, также есть возможность выбрать уровень сложности (A1–A2, B1–B2, C1–C2) и ввести до 20 слов, которые должны присутствовать в тексте. Далее к этому тексту можно создать несколько вопросов открытого типа, вопросов с множественным выбором или вопросов «Правда или Ложь». Затем можно создать диалог на основе исходного текста и попросить сервис придумать три заголовка, из которых студенты должны будут выбрать верный.
Раздел «Лексика» (Vocabulary) позволяет создавать упражнения на отработку новых слов и выражений: заполнить пропуски в тексте, соотнести слово и его значение, образовать однокоренные слова. Кроме того, данный раздел поможет преподавателю вывести список слов и выражений на заданную тему и составить из них предложения и небольшие диалоги для демонстрации речевых структур в языке.
В следующем разделе — «Грамматика» (Grammar) предлагается сделать упражнение на составление предложений из заданных слов и упражнение на раскрытие скобок — поставить глагол в подходящую грамматическую форму. Используя лексику, сгенерированную в предыдущих разделах, преподаватель может составить тренировочные упражнения на закрепление языкового материала посредством повторения и трансформирования отрабатываемых моделей.
Раздел «Аудирование» (Listening) предлагает уникальную возможность работы с видео. По ссылке с видеохостинга Youtube сервис выдает текст видеофрагмента, а также может составить вопросы открытого типа, с множественным выбором или вопросы «Правда или Ложь». Еще один инструмент в данном разделе составляет три кратких описания содержимого видео, два из которых заведомо неправильны.
В разделе «Говорение» (Speaking) представлены инструменты, позволяющие преподавателю легко создать задания для вводной части урока, для подведения студентов к теме занятия или для заключительной части и подведения итогов. Здесь можно создать вопросы для обсуждения, найти 10 фактов или цитаты известных людей на заданную тему, вывести преимущества и недостатки предмета обсуждения.
Последний раздел «Письмо» (Writing) создает список тем для эссе, которые могут быть выданы студентам как письменное задание для самостоятельного выполнения в качестве домашнего задания.
Таким образом, сервис Twee может существенно облегчить преподавателям иностранных языков подготовку к занятиям, так как предоставляет возможность генерировать текстовый материал и разнообразные задания на заданную тему. Кроме того, ИИ предлагает создание цепочек заданий по всем аспектам языка, объединенных в логическую последовательность для более глубокой проработки материала. Однако при использовании сервиса Twee преподавателям иностранных языков следует учитывать несколько важных моментов. Во-первых, сгенерированные материалы должны быть тщательно перепроверены на точность и уместность. Как и в случае с любым автоматизированным инструментом для создания языковых материалов, существует вероятность ошибок или неточностей в созданных текстах. Кроме того, в сервисе предустановлен объем вопросов, терминов, слов и при нехватке информации в обрабатываемом материале система создает вопросы, предложения, фразы, соответствующие заданной теме, но сохранив требуемый объем. Поэтому учителям необходимо перепроверить, соответствуют ли материалы поставленным целям обучения и подходят ли они для конкретного учебного контекста.
Во-вторых, сервис Twee имеет ограничения в плане типов деятельности, которые он может генерировать. Хотя он предлагает различные типы заданий, такие как упражнения «заполни пропуски», вопросы с несколькими вариантами ответов или задания на установление соответствия, могут потребоваться дополнительные усилия со стороны преподавателей, чтобы придумать или адаптировать упражнения в соответствии с потребностями учащихся.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что при создании увлекательного, современного и одновременно познавательного урока, учитель иностранного языка может применять искусственный интеллект, как эффективного помощника который делает качественную аналитику и персонификацию учебного процесса и к тому же, будет значительно экономить время подготовки.
Но не стоит забывать, что учителя английского языка являются не только учителями, но и наставниками, которые помогают ученикам развивать критическое мышление, логику и творческие способности. Они помогают студентам научиться не только правильно говорить на языке, но и использовать язык для решения различных задач и задач повседневной жизни. ИИ такого пока что не умеет.
Литература
1. Рольгайзер А.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в
практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022 – С. 243-248.
2. Абрамов А., Кондратьев Д., Матвеева В. Искусственный интеллект https://www.kp.ru/expert/elektronika/iskusstvennyjintellekt/?ysclid=m3eaceib9w456937280.
3. Богатова С.М., Фрезе О.В. Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2024. № 3.
4. Обзор платформ искусственного интеллекта (AI) для изучения английского языка. URL: https://vc.ru/u/1961240-legend-lingua/747111-obzor-platform-iskusstvennogo-intellekta-ai-dlya-izucheniya-angliiskogo-yazyka.
5. 8 Luckin R., Holmes W., Griffiths M., Forcier L.B. Intelligence unleashed: An ar- gument for AI in education. – London: Pearson, 2016 – 60 p.