Повышение эффективности образовательного процесса по русскому языку и литературе у студентов колледжа через внедрение инновационных технологий

Автор: Бушуева Людмила Юрьевна

Повышение эффективности образовательного процесса по русскому языку и литературе у студентов колледжа через внедрение инновационных технологий

 

 

Бушуева Людмила Юрьевна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ МО Красногорский колледж.

 

 

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема организация учебного процесса, на доступном каждому студенту уровне, с одновременным созданием условий для развития и продвижения учащегося в предметном учебном пространстве.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, общая грамотность, диагностическое тестирование, уровни продвижения в учебном материале, модули – единицы учебного процесса, учебный контроль, групповые формы работы.

 

 

Не является секретом тот факт, что большинство студентов, поступивших в колледж, имеют низкий уровень функциональной и общей грамотности по русскому языку. Можно выделить целый спектр проблем: крайне низкий уровень скорости и техники чтения, осмысленного усвоения прочитанного, умения находить в тексте значимую информацию, представленную в явном или неявном порядке, выделять ключевые положения, интерпретировать текст. Низкий уровень данных компетенция сказывается на умении писать сочинения, изложения, рефераты, доклады.

Уровень общей грамотности по русскому языку, как показывает практика, для многих студентов колледжа труднодостижим и имеет тенденции к снижению. Это связано с целым рядом обстоятельств:

— повсеместное использование молодежью современных гаджетов отрицательно влияет на грамотное письмо. При наборе текстов в сообщениях и мессенджерах никто не задумывается о грамотности, использование голосовых помощников введет к атрофии функций как письменной, так и устной связной речи. Анализ речи студентов показывает примитивность используемых конструкций, характеризуется бедным синтаксисом, слабым запасом слов, отсутствием образности.

— на уровень подготовки по русскому языку в школе повлияло дистанционное обучение, которое было введено во время эпидемии коронавируса, как следствие в колледж пришли обучающиеся с крайне низкими знаниями по русскому языку.

С другой стороны, уровень языковой компетентности является важнейшим профессиональным требованием к выпускникам колледжа. На профессиональном рынке труда коммуникационные компетенции являются ключевыми практически во всех специальностях.

Перед преподавателем русского языка в колледже встает сложнейшая задача:

— ликвидировать пробелы в данной предметной области, которые сформировались у студентов в процессе школьного обучения

— повысить уровень функциональной грамотности до приемлемого уровня, позволяющего усвоить программу по русскому языку в средне-специальном учебном заведении

— организовать учебный процесс по усвоению содержания программного материала, предусмотренного программой для средне-специального образования.

На наш взгляд, эти проблемы возможно решить только технологизацией учебного процесса. В данной статье описывается частный опыт решения этих проблем.

Автор ставил перед собой следующие задачи:

 

— Найти технологии обучения студентов колледжа с разным базовым уровнем подготовки по русскому языку и литературе. В процессе обучения подвести всех студентов к базовому уровню и способствовать продвижению от базового уровня к продвинутому.

— Гибко использовать в учебном процессе групповые, самостоятельные, индивидуальные и проблемно-поисковые формы работы с целью выравнивания и продвижения студентов в данной предметной области.

 — Контролировать и своевременно ликвидировать пробелы в знаниях.

 — Мотивировать на изучение русского языка и литературы как области знаний обеспечивающей успешную личностную и профессиональную самореализацию на современном рынке труда.

В результате поиска, апробации разных методик и технологий была выработана следующая модель учебного процесса по русскому языку, которая состоит из системы взаимосвязанных модулей.

1 модуль: вводное повторение. Актуализация опорных знаний. Только учитель знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он должен в этом модуле играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в мышлении студентов, поэтому именно они должны активно действовать, мыслить. Значит, требующаяся в этом модуле форма урока имеет интерактивный, информационный режим. На этом этапе использую следующую схему: Диагностическое тестирование → анализ результатов → выделение типичных пробелов в знаниях → анализ → объяснение – коррекция.

2 модуль: изучение нового материала. (Основной объем). Для этого модуля предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно предать студентам укрупненную дидактическую единицу. Однако заметим, что материал не всегда таковую содержит, Смысл укрупнённой единицы не количественный, а качественный: наличие комплекса взаимно обратимых мыслительных операций, единство содержания по способу деятельности или фабуле. Кроме того, не всегда группа подготовлен к восприятию лекций (не умеют выделить главное, не понимают логических ударении и интонаций, не умеют грамотно конспектировать и прочее). Поэтому использую интерактивную лекцию, а также проверенные формы – диалогическую беседу, рассказ, семинар.

3 модуль: тренинг – минимум. Предназначен для тренировки до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, но сначала должны быть заданы эти шаблоны. Это обычно делается через интерактивные формы уроков. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу студентов. Промежуточным шагом может быть использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп, не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто нет. Наши уровневые достижения являются ситуативными характеристиками, а не знаками различия, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все обучающиеся находятся в совместном поиске.

В этом модуле необходимо обеспечить каждому студенту возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения. Наиболее эффективной формой здесь является групповая работа.

Групповая работа наиболее эффективна и оптимальна для достижения цели обучения. В какие-то периоды учебного процесса могут присутствовать ученики четырех типологических групп:

Н – некомпетентные , т.е. не достигшие еще минимального уровня, не умеющие решать даже шаблонные задачи;

М – минимальный уровень достигнут;

О – общий уровень достигнут;

П – ученики вышедшие на продвинутый уровень.

Схема развития ученика относительно изучаемого предмета:

Группы создаются по результатам контроля обученности, с применением технологии тестов. Перед началом изучения нового блока, проводится диагностическое тестирование с целью выявления уровня готовности учащихся к изучению материала, выявляются пробелы в знаниях, определяются способы их устранения (самостоятельная работа, консультирование ученик-ученик, ученик – учитель).

Практикуется проведение групповой работы двух видов: единой и дифференцированной. При единой форме работы группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной — разные группы выполняют задания различной степени сложности. Групповые задания учащихся являются промежуточными между коллективным (фронтальным) и индивидуальным видами организации изучения нового материала.

Эти типологические группы разбиваются в учебные группы из четыре- пяти человек, состоящих из различных типологических групп учащихся класса (разноуровневые группы) или одной типологической группы (группы одного уровня). Существуют также разноуровневые группы постоянного состава.

При малом количестве учебных часов ориентация на максимум усвоения всеми учебного материала практически невозможна и приводит к перегрузке учащихся, снижению интереса к предмету и уверенности в себе, возникает нежелание трудиться вообще. Решению этой проблемы в какой — то мере помогает уровневая дифференциация знаний и умений обеспечивающая каждому базовую подготовку, создание благоприятных условий тем, кто проявляет интерес к обучению и тем, кому русский язык как учебный предмет дается с трудом, а интересы ученика находятся в других областях знаний.

Индивидуальные задания осуществляются с учетом подготовленности каждого ученика для каждого этапа учебного процесса.

На первом этапе организации учебного процесса осуществляется систематизация знаний и умений учащихся, предполагающая сведение всего изученного в единое целое, выделение в нем главного и вспомогательного, определение их взаимосвязи. Проведенная на первом этапе систематизация должна стать основой уточнения и упрочнения знаний и расширения области их применения.

На втором этапе процесса обучения происходит расширение области применения знаний учащихся, и работа дифференцируется по основным типологическим группам.

На третьем этапе проводится углубление знаний учащихся, достигнувших уровней ОП и П.  Непосредственное руководство преподавателя обеспечивает быстрое продвижение учащихся и более качественное выполнение ими заданий, а для учащихся уровней Н-НМ создает ситуацию успеха, только при таком условии они смогут продолжительное время работать самостоятельно.

На четвертом этапе хорошо и отлично успевающие ученики приступают к самостоятельной работе по закреплению вновь приобретенных знаний. Остальные школьники продолжают начатую ранее работу. Особенность этого этапа работы заключается в том, что учащиеся всех типологических групп работают самостоятельно и индивидуально, без непосредственного участия преподавателя. Роль педагога сводится к тому, главным образом, чтобы оценивать деятельность учащихся, оказывать им своевременную и эффективную помощь, помогать самостоятельно мыслить и применять полученные знания в практической деятельности.

4 модуль: закрепление, обобщение, систематизация знаний. Особенность этого материала состоит в том, что он по — разному нужен разным студентам: одни должны разобраться во всем и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться Почти идеальной формой для такого изучения нового материала является семинар. Обычно составляется программа семинара, подбирается литература и по каждому вопросу назначаются докладчик, содокладчик, оппонент.

 

Функции участников семинара

Персонаж

Функционал персонажа

   

Докладчик

Изложение в тезисной форме учебного материала: основные положения, факты

Содокладчик

Подкрепление аргументами, обоснование, иллюстрирование позиции докладчика. Решение типичных задач.

Оппонент

Демонстрация контрпримеров и контраргументов. Исключения из правил. Особые случаи. Проблемные вопросы

Эксперт

Сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определение областей их истинности

Провокатор

«Каверзные» вопросы, неожиданные примеры, инициирующие общую дискуссию

Ассистент

Материально-техническое обеспечение и поддержка работы остальных участников.

Подготовка семинара трудоёмка и требует много времени. Поэтому проводиться один семинар в крупном блоке уроков, и подготовительная работа   ведется заранее.

Контроль. Для успешного управления деятельностью студентов в переменной части блока и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Следовательно, на каждом семинаре-пракгикуме, кроме последнего,  проводится  срезовый контроль на предмет достижения учениками тех или иных уровней планируемых результатов обучения. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет, достиг — не достиг, 1 — 0.

Такая система работы позволяет вывести всех студентов на базовый уровень и примерно 30% на общий уровень,23% на продвинутый уровень.

  

×
×