Повышение результативности занятий по швейному делу с применением предметных, технологических и инструкционных карт

Автор: Шульга Анна Ивановна

Повышение результативности занятий по швейному делу с применением предметных, технологических и инструкционных карт

 Основная цель школы для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Трудовое обучение играет ключевую роль в коррекционно-образовательном процессе, способствуя социальной адаптации и реабилитации детей в реальных условиях. Оно не только развивает физические, интеллектуальные, эстетические и нравственные качества, но и обеспечивает начальную профессиональную подготовку, формируя у школьников базовые технические и технологические знания, а также практические навыки, необходимые для освоения профессии.

Уроки труда способствуют повышению общего уровня интеллекта учащихся и помогают развивать способность планировать, контролировать и корректировать свою деятельность. Однако в условиях усложнения социально-экономических факторов и форм патологий у детей с интеллектуальными нарушениями задачи трудового обучения становятся более сложными. Особое внимание уделяется формированию общетрудовых умений, позволяющих адаптироваться к изменяющимся условиям. Учащиеся с ОВЗ отличаются неоднородностью в развитии, сниженной работоспособностью и трудностями в эмоционально-волевой сфере, что замедляет процесс формирования навыков.

Современная дидактика выделяет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развивающее обучение, акцентирующее внимание на личностном росте учащихся, становится важным элементом образовательного процесса, отвечая потребностям общества.

1.Цель и задачи уроков профессионально – трудового обучения.

Программы профессионально-трудового обучения  в школе для обучающихся с умственной отсталостью построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления девочками полезных вещей.

Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В пояснительной записке к программе сказано, что дети должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить, как они выполняются.

Для самостоятельного выполнения трудового задания выпускницы школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

·         разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;

·         знать контурные срезы деталей кроя швейных изделий и их названия;

·         уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;

·         определять последовательность выполнения задания;

·         выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.

Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий развивающего обучения в процессе профессионально-трудового обучения.

В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:

·         коррекция и  развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения на уроках швейного дела;

·         обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных, скоростных показателей и выносливости в труде;

·         развитие самостоятельности в работе.

Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая  оснащенность мастерских.

2. Средства наглядности, используемые на уроках швейного дела.

По цели использования наглядные средства можно разделить на несколько групп:

·         Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки).

·         Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (предметные карты, предметно-технологические, инструкционные карты, планы в таблицах, предметно-операционные, графические планы).

На занятиях по швейному делу, при обучении учениц умственному действию планирования, я использую технологические, инструкционные, предметно технологические карты, представляющие собой видоизмененную производственную документацию.

В инструкционных картах по определенной схеме в порядке выполнения работы указываются названия операций, ее графическое изображение, приемы выполнения, технические условия выполнения операции, возможные дефекты и способы их устранения. Все элементы инструкционных карт используются в различных вариантах в индивидуальной и фронтальной работе с учащимися.

Предметные технологические карты отражают стандартные планы работы, выполнения трудовых операций,  т.е. изменение формы и размеров объекта. Используются для объяснения последовательности выполнения технЦели и задачи уроков профессионально-трудового обучения.

Программы профессионально-трудового обучения для школьников с умственной отсталостью основаны на операционно-предметной системе. Это означает, что освоение производственных навыков происходит через создание полезных изделий. Программа по швейному делу направлена на подготовку учащихся к производственной деятельности, формируя у них трудовые умения. Ученики должны понимать чертежи, планировать технологические процессы и осознанно выполнять задания. В пояснительной записке подчеркивается, что дети не только должны выполнять задачи, но и объяснять свои действия. 

Для самостоятельной работы выпускницы должны: 

разбираться в чертежах и рисунках; 

знать названия деталей кроя; 

определять лицевую и изнаночную сторону ткани; 

планировать последовательность работы; 

следовать инструкциям и образцам.

Программа способствует развитию самостоятельности, но успех зависит от методов учителя. В своей практике я уделяю внимание коррекции психофизических недостатков, обучению профессии и развитию самостоятельности. 

Средства наглядности на уроках швейного дела делятся на группы:

для объяснения цели (образцы, рисунки); 

для обучения планированию (карты, таблицы).

Использую технологические, инструкционные и предметно-технологические карты, которые помогают ученикам осваивать последовательность работы, подбирать материалы и контролировать процесс. Эти карты активизируют учащихся, делают уроки интереснее и помогают учителю организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей. Использование предметно-технологических карт на уроках швейного дела помогает учащимся выстраивать логическую последовательность создания изделия, выбирать нужные инструменты, материалы и приспособления, применять эффективные методы работы, соблюдать правила безопасности и контролировать процесс выполнения задания. Такие карты способствуют осознанию важности планирования и его реализации на практике. Работа с ними делает уроки более увлекательными и мотивирует учеников. Для учителя карты служат инструментом для четкой организации занятий, учета индивидуальных особенностей учащихся и рационального использования времени. 

Карты, включающие образцы изделий и таблицы с описанием технологических операций, помогают ученикам лучше понять предстоящую работу, усвоить детализированный план изготовления изделия и выполнять больше упражнений при составлении плана. Мной разработаны предметные, предметно-технологические и инструкционные карты для всех изделий, предусмотренных программой по швейному делу в 5–9 классах. 

Работа с картами развивает у школьниц навыки самостоятельного планирования, формирует оперативный образ объекта труда, улучшает ориентировочные и контролирующие умения, облегчает понимание информации, способствует усвоению технико-технологических знаний, активизирует мышление, повышает работоспособность и формирует основы трудовых приемов. 

Для эффективного обучения я применяю методы сравнения и создания проблемных ситуаций. Сравнение помогает ученикам выделять общие и отличительные признаки, а проблемные ситуации стимулируют познавательную активность. При этом важно четко формулировать вопросы, вовлекать всех учащихся и использовать разнообразные виды карт для конкретизации задач.

Совершенствование профессиональных умений происходит через выполнение тренировочных заданий, включая те, что имеют исключительно учебную направленность. Организация таких упражнений предполагает не только отработку практических действий учеников, но и анализ промежуточных и итоговых результатов при освоении техники. Хотя эти задания занимают немного времени, они важны, так как способствуют быстрому достижению соответствия продукции техническим стандартам. Основное внимание уделяется упражнениям по созданию полезных изделий.

Для повышения активности учащихся применяются игровые методы, например, игра «Найди пару». Каждый ученик получает конверт с карточками: на одних указаны термины и описания операций, на других — изображения швов или образцы тканей. Задача — за две минуты подобрать пары. Проверка осуществляется через взаимоконтроль.

Предметные и технологические карты играют ключевую роль в анализе образцов. Учитель опирается на чувственное восприятие учеников, задействуя зрение, слух и тактильные ощущения. Это помогает развивать точность восприятия, обогащает опыт и способствует самостоятельному выполнению заданий.

Перед началом работы проводится детальный анализ образца: оценивается внешний вид, способы соединения деталей, отделка, назначение и материалы. В старших классах ученицы составляют планы работы, используя элементы карт, и обсуждают их в группах. Карты также применяются для инструктажа, контроля и обучения словесному отчету, что помогает ученикам лучше усваивать материал и развивать навыки.

Заключение

Суть принципа наглядности заключается в обогащении чувственного опыта учащихся, что способствует формированию абстрактных понятий, обобщений, а также развитию общетрудовых навыков и умений. 

Применение предметной наглядности, такой как предметные, технологические и инструкционные карты, активизирует процесс обучения. У детей улучшается способность различать детали, формируются более полные представления о конкретных изделиях. Использование дидактических материалов и разнообразных форм работы с ними на уроках вызывает интерес у учеников, повышает учебную мотивацию, создает положительный эмоциональный фон, укрепляет связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью, а также способствует развитию устойчивого внимания и необходимых навыков. 

Работа с технологическими картами развивает у учащихся способность к ориентированию и планированию. Они учатся разбираться в базовых аспектах своей будущей профессии, осваивают чтение чертежей, понимают схемы готовых изделий и приобретают навыки самостоятельной работы.

Скачать статью

×
×