Автор: Шестопалова Светлана Викторовна
Шестопалова Светлана Викторовна, учитель химии МБОУ «СОШ №81»
В современной России значительно вырос интерес исследователей к проблеме гражданского воспитания. Современная школа даёт ребенку не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Решающее значение для формирования гражданских качеств личности имеет подростковый возраст. В возрасте 11-16 лет происходит осознанное принятие правил и норм жизни в обществе.
Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность. Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
Наиболее ценные гражданские качества личности:
· патриотизм-любовь к Родине, готовность встать на ее защиту
· социальная активность-потребность в выполнении социально-значимой деятельности
· уважение к государству- знание законов, уважение государственной символики
· гражданская ответственность- ответственность за судьбу страны, малой родины
· трудолюбие-самоотверженность в труде, стремление к производительному труду
· дисциплинированность- значимое гражданское качество личности, которое выражается в способности к соблюдению правил работы и норм поведения
Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются не всегда эффективно, по-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем, для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету, на этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы. Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Какие качества были приобретены учениками на моем уроке? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?
Нельзя не согласиться с мнением Н.Е. Щурковой, что «главное – самому педагогу необходимо разглядеть ценность там, где она скрыта предметной вуалью». Соотношение воспитания и обучения – фундаментальная педагогическая проблема. Главная задача педагога – обеспечить единство механизмов обучения и воспитания.
Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное. Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы великих ученых. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; проблемы экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество. Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. На уроке химии можно акцентировать внимание школьников на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов и опасности превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки.
Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир.
Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. Воспитательное воздействие должно идти параллельно с учебным материалом через содержание предмета, включая в контекст урока факты открытий, изобретений, биографий российских ученых, значимые даты Российского государства
Если говорить об истории химической науки, то нельзя не вспомнить величайших людей, определенно заслуживающих всеобщего внимания. Список известных личностей возглавляют великие русские химики:
Михаил Васильевич Ломоносов |
· сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения · создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, · основал науку о стекле. · разработал проект первого в России классического университета – Московского университета Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. |
Дмитрий Иванович Менделеев |
Создатель периодического закона. автор важных открытий в химии, метеорологии, метрологии, физике. занимался исследованиями изоморфизма. Открыл критическую температуру (кипения) для всех видов жидкостей. Издал книгу “Органическая химия”. Стал автором многих работ по метрологии. Занимался исследованиями угля, нефти, разработал системы для орошения землеугодий. |
Александр Михайлович Бутлеров |
Создал теорию строения органических веществ |
Сергей Васильевич Лебедев |
Разработал специальный химический состав каучука |
Владимир Васильевич Марковников |
Заложил принципы органической химии Защитил диссертацию о взаимном воздействии атомов в химических соединения Открыл новый класс органических соединений — нафтены Изучал Астраханские соляные озера с целью использования солей в промышленности, исследовал минеральные воды на Кавказе. Во время войны с Турцией (1877) занимался изготовлением и закупкой дезинфицирующих средств для русской армии. |
Николай Николаевич Семёнов |
Опубликовал монографию «Химическая кинетика и цепные реакции», в которой доказал, что многие химические реакции, включая реакцию полимеризации, осуществляются с помощью механизма цепной или разветвленной цепной реакции. |
Николай Николаевич Зинин |
Синтезировал анилин, заложив основы производства синтетических красителей, душистых веществ, лекарственных средств
|
Возьмем самую известную фамилию – Менделеев. Что расскажут о нем школьники?
Скорее всего, только то, что он создал Периодическую систему. А вот сам Менделеев считал равными для себя три службы Родине: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Он великолепно ориентировался в вопросах экономического развития. Издал труд «Основы фабрично-заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции. Знакомясь с его биографией, не перестаешь удивляться разносторонности этого человека.
Интересно обсудить с ребятами еще интересный факт из биографии ученого. Человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался.
При изучении темы «Подгруппа углерода» и рассмотрении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинско. Кстати, он отказался патентовать свое изобретение, считал, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях. Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь. В последующем конструкция русского угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций. Пожарные, горно-спасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением.
В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти необходимо акцентировать внимание учащихся на роли академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам по каталитическим превращениям циклических углеводородов нефти был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны.
Интересным для учеников является материал о вкладе учёных – химиков в Победу над фашизмом. Приведу несколько примеров
Тема Металлы. Раздел применение сплавов. Открытие месторождения бокситов, позволило увеличить производство алюминия в три раза. Был разработан сплав дюралюминия, который использовался в производстве управляемых ракетных снарядах в первых ракетных установках «Катюшах»
Во время Великой Отечественной войны потребовались стали со специальными свойствами: прочностью, вязкостью, ударной вязкостью (вязкость в процессе ударов снарядами, пулями). Зимой 1941 г. под руководством академика Евгения Оскаровича Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34.
Тема Соли. В осажденном Ленинграде не прекращалась научная работа в 18 лабораториях и мастерских Ленинградского технологического института имени Ленсовета. В январе 1943г. студентами института был разработан запал для дымовых шашек, и началось производство дымовых средств маскировки военных кораблей, стоявших на Неве
Тема Алкины. Алексей Евграфович Фаворский предложил оригинальные способы получения синтетического каучука на основе угля и воды.
Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности.
Тема Полимеры. Полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского».
Тема Биологически активные вещества. В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами, синтезированных Исааком Яковлевичем Постовским. И сегодня в медицине, до сих пор используется «паста Постовского». В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермоловой в 1942 г. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции.
Воспитатльный потенциал урока может быть реализован при включении в содержание урока национальных, региональных и этнокультурных особенности. Содержание регионального компонента может быть распределено либо фрагментарно, либо предложено в виде экскурсий или практических работ. Основными отраслями специализации Урала являются чёрная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность — отрасль рыночной специализации Урала — обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический район — один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др. Национально-региональный компонент создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям, позволяет рассматривать естественнонаучное, гуманитарное знание как часть общечеловеческой и национальной культуры. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности. Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку.
И таких примеров можно приводить очень много. Как использовать этот материал? Можно рассказать учителю, можно дать сообщение учащимся, можно дать текст и организовать работу на уроке. Наиболее эффективным является разбор теории на примере обсуждения открытий с параллельным обсуждением химизма процессов, подтверждение фактов на практике с помощью опытов. Можно вынести этот материал на внеурочные или факультативные занятия. Взять за основу при организации проектной деятельности. Учитель сам найдет те методические приемы, которые, по его мнению, окажутся наиболее эффективными. Главное здесь – содержание, которое внесет свой вклад в развитие личности ребенка. Следует отметить, что хотя химия по праву и считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. Поэтому российские учёные химики создают безопасные и эффективные технологии его уничтожения, системы промышленной и экологической безопасности и мониторинга окружающей среды, технические средства контроля содержания отравляющих веществ в природных средах
Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания? Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность; когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.
Если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета. Именно такой учитель сможет предъявлять детям свое поведение, свое отношение к окружающей действительности, свои жизненные принципы в качестве образцов для подражания. Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, можно воспользоваться несколькими нехитрыми приемами.
1. Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы. Интересный, умный, тактичный учитель важен ребенку: как человек, которому можно выговориться и который его с интересом выслушает, как советчик, как навигатор в непредсказуемом хаосе профессионального самоопределения. Общение со значимым взрослым – важная потребность растущего человека. Интерес к общению с учителем часто трансформируется и в интерес к урокам этого учителя.
2. Реализовывать на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат. Юмор позволяет ребенку добродушно и миролюбиво посмотреть на мир вокруг, на свои и чужие недостатки, позволяет легче переживать учебные страхи и невзгоды.
3. Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников.
4. Время от времени (и как бы между делом) стараться акцентировать внимание интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Не стоит забывать о более способных учениках – их потенциал можно использовать для помощи менее способным одноклассникам: попросить их помочь в отработке изученного материала, совместно подготовить задание, провести консультации перед контрольной.
5. Обращаться к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. Например, так: вообразите себя химиком-технологом, фармацевтом…
6. Не бояться просить прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), оговорки (о, как же дети это обожают!), несправедливо поставленные отметки (увы, и такое случается). Наверное, для кого-то это тяжело – просить прощения, искренне и при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?! А учитель к тому же приобретет в глазах детей реноме честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.
7. Включать в урок активные формы работы. Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок является использование учителем таких форм работы, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме. Такие формы способствуют налаживанию межличностных отношений в классе, дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат школьников командной работе и взаимодействию с другими. Приведем в качестве примеров некоторые из таких форм:
· Учебные дискуссии. Успех дискуссии во многом зависит от того, сумел ли педагог заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения: проблематизирующий вопрос или спорное утверждение, видеоролик или фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное – этот материал должен затрагивать общественные ценности, а также вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение.
· Учебные проекты. Это еще одна набирающая популярность форма работы, ставящая ученика в активную позицию. И сочетает она, как правило, и работу на уроке, и (в большей мере) работу дома. Что она дает школьнику? Какие важные социальные навыки ребенок может здесь приобрести? Во-первых, проектная деятельность воспитывает самостоятельность школьника, развивает его навык самостоятельного решения стоящей перед ним проблемы. Причем, речь идет не о пресловутой самостоятельной работе школьника на уроке, которая иногда напоминает несение им учебной повинности в одиночку. Нет, речь здесь идет о действительно самостоятельной деятельности, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы над ней; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении. Везде ребенок может получить от педагога необходимую помощь, но… но лишь тогда, когда самостоятельно решит, что она ему нужна. Во-вторых, проектная деятельность развивает навык генерирования и оформления собственных идей, то есть навык действительно творческого поиска. Придумать что-то полезное, да еще и облечь свою идею в удобную для распространения форму, – это умение необходимо современному человеку многих и многих творческих профессий. В-третьих, проектная деятельность воспитывает уважительное отношение к чужим идеям, оформленным в работах других людей. Ведь идеи – это чья-то собственность, и к этому нужно научиться соответственно относиться. Привычка ссылаться в своей работе на работы других авторов, привычка оформлять в кавычки те фрагменты текста, которые не принадлежат тебе самому, – полезная привычка. В-четвертых, проектная деятельность развивает коммуникативные навыки ребенка: публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»..