Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ и ее влияние на развитие старших дошкольников

Автор: Хайретдинова Минсылу Закировна

 «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие старших дошкольников»

Подготовила: воспитатель высшей категории Хайретдинова М.З.

 

Актуальность

Современный воспитатель: не просто источник знаний. Роль современного педагога выходит за рамки простой передачи информации детям.  Его задача – содействовать самостоятельной добыче знаний воспитанниками, стимулировать их творческое мышление и воображение. Познавательно-исследовательская деятельность является для дошкольника наиболее эффективным способом удовлетворения его естественной любознательности и систематизации представлений о мире.

 

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.

«О высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников свидетельствует способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить на этот вопрос ответ».

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.  В вкладывать информацию в детей в чистом виде неэффективно.  Намного предпочтительнее создать условия для самостоятельного познания мира. Благодаря визуальному, акустическому и сенсорному восприятию, дошкольники изучают свойства предметов. Развивая аналитические навыки, они учатся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать полученные знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

В рамках программы познавательного развития в дошкольном учреждении ставятся следующие задачи:

        Формирование у детей устойчивого интереса к окружающему миру, его предметам и явлениям.

        Введение в мир свойств предметов и явлений, таких как форма, цвет, размер, структура, звучание и другие характеристики.

        Развитие мыслительных способностей детей посредством анализа, сравнения, обобщения, классификации, ориентации во времени и пространстве, а также установления причинно-следственных связей.

        Вовлечение детей в самостоятельный поиск информации, формирование положительной мотивации к познанию.

        Стимулирование и поощрение любознательности и наблюдательности у детей.

        Формирование и совершенствование навыков работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики рук.

 

        Содействие развитию самостоятельности у ребенка, начиная от постановки проблемы, поиска методов ее исследования и заканчивая разработкой решения.

 

Познавательно-исследовательская деятельность ведется по следующим направлениям:

— живая природа (растения, животные, человек),

— неживая природа,

— предметы рукотворного мира.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

А. И. Савенков определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Методы и приёмы, применяемые в нашей группе

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности мы выделяем следующие:

Эвристический метод. 

Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.

Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».

Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

Наблюдение.

Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные (слуховые) способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты.

Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и прочее), малыши приобретают сведения об их свойствах.

Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.

Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования.

Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проектная деятельность.

Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Для развития познавательной активности детей мне особо хотелось бы отметить           использование проектной деятельности. Для более успешного усвоения материала нами были разработаны и реализованы исследовательские проекты:

— «Почва – живая земля»

— «Тайны песка»

— «Исследование воздуха»

— «Чудо-магнит»

— «Волшебница вода»

— «Круговорот воды в природе»

— «Загадки бумаги»

— «Чудо-огород» или «Экспериментальные грядки»

— «Русская березка»

— «Осенины»

— «Кока-кола и ее влияние на здоровье человека»

— «История развития электрической лампочки» и др.

Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников       образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

 

 

ТРИЗ-технология.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками.

Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности».

В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Метод модель «Трех вопросов», например, «Хочу все знать об электричестве».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можем это узнать?

Нельзя трогать электроприборы, провода

Что работает на электрическом  токе?

В энциклопедии

Нельзя совать пальцы в розетку

Как подключают провода?

В музее

За свет нужно платить

Как работает свет?

Спросить у электрика

Нельзя обрывать провода

Откуда берется электричество?

В художественной литературе

От электричества работают телевизор, электроплита

Как электричество действует в розетке?

Посмотреть видеоролик в интернете

Нельзя ломать розетки

Как работают батарейки?

Рассмотреть игрушки с батарейками

 

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в нашей группе ведется по следующим типам исследований:

— Опыты и эксперименты (с живой и неживой природой, с предметами рукотворного мира)

— Путешествие по карте (например, квест-игра «По дорогам удивительной Арктики»)

— Путешествие во времени (например, «Что было до электрической лампочки» или «История развития книги»)

Вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи:

1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

— знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

— знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

— развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

3. Формировать у детей элементарные географические представления.

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Так как, познавательно-исследовательская деятельность занимает одно из главных мест в работе с детьми, конечно, необходимо создание в группе «мини-лаборатории», где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, исследования, рассчитанные на детей старшего возраста.

Данное направление требует постоянно повышать уровень педагогической   компетентности, а также необходимо создание и регулярное пополнение материально-технической базы. Эта работа, практически, невозможна без мини лаборатории. Конечно же, такую лабораторию мы создали в своей группе.

Примерное оборудование для экспериментально-исследовательской деятельности:

— Прозрачные и непрозрачные емкости.

— Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

— Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

— Резиновые груши разного размера.

— Пластиковые, резиновые трубочки.

— Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

— Пластиковые контейнеры.

— Рулетка, линейка.

— Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

— Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

— Цветные прозрачные стеклышки.

— Лупы, зеркала, магниты.

— Лопатки, грабли, лейки.

— Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Лаборатория должна постоянно пополняться новыми материалами для экспериментирования. Важно обратить внимание детей на то, что многие материалы и инструменты можно не покупать, а изготовить самим из бросового материала, защищая планету от засорения бытовым мусором. Таким образом, возник долгосрочный проект «Почва – живая земля». К реализации проекта подключили родителей. Консультативно познакомили родителей с предстоящей работой. Подготовили предметно-развивающую среду по данному проекту (контейнеры для рассады, для опытов, изготовление макетов, приобретение дождевых червей). Также создали картотеку опытов с почвой, провели беседы, просмотрели презентации о составе почвы и ее обитателях. Опытным путем провели долгосрочный эксперимент-наблюдение за жизнью дождевых червей, выявили их пользу для окружающей среды, научились в домашних условиях перерабатывать органические бытовые отходы и превращать их в питательный субстракт – гумус.

По просьбе детей в нашей группе организовали живой мини уголок. Завели гигантскую сухопутную африканскую улитку. Это хороший опыт для развития детской познавательной деятельности, наблюдательности, заботливости. Вместе с детьми провели в группе экспериментальное исследование рождения и развитие жизни гигантской сухопутной улитки. Дети с большим интересом наблюдали за жизнедеятельностью моллюска, предлагали поэкспериментировать с различными условиями среды обитания улитки. Например, помещали контейнер с улиткой в различные места группы: ближе к солнцу (на подоконник), в темное место (под стол), в теплое (к батарее), далеко от батареи, в более прохладную комнату группы. Экспериментировали с различными видами пищи – «что больше предпочитает употреблять в пищу питомец?» Также зафиксировали процесс кладки яиц — количество яиц, их размер, цвет, прочность, глубина откладывания яиц, процесс развития. Все наблюдения зарисовывали в дневнике.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарная деятельность помогает ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются надолго.

Также провели серию экспериментов по выращиванию культурных растений на подоконнике. Это и фитильный полив растений, и выращивание растений воздушно-капельным методом, проращивание семян в теплой почве, обработанной кипятком, а также проращивание семян при помощи парникового эффекта. Был проведен творческий вечер с участием родителей. Родители помогли эстетично оформить огород на подоконнике и изготовить сказочных персонажей – хозяев огорода (бабу Ягу, внучку Яги – Луковку, сороконожку, куриную семью, ежика, свинку Нюшу, огородное пугало). Сказочный сюжет по опытной деятельности «огород на подоконнике» дети придумали самостоятельно.

В режимных моментах и на занятиях познакомили детей с понятием воздух, некоторыми его свойствами, ролью воздуха в природе. Провели опыты и эксперименты с воздухом. Вместе с родителями в «Клубе взаимопомощи» провели сюжетно-ролевую игру: «В научной лаборатории профессора Умникуса». Некоторые опыты рекомендовали родителям вместе с детьми провести в домашних условиях, так как они требуют особенной осторожности при их проведении. Это опыты и с кипячением, и с огнем.

Разработали и реализовали проект «Вода и ее свойства». Вместе с детьми опытным путем исследовали свойства воды, ее взаимодействие с воздухом. Вместе с родителями провели игровое занятие «В гостях у морского царя», на котором закрепили знания детей о круговороте воды в природе, в лабораторных условиях экспериментальным путем доказали ее природное движение.

Более детально, как составляющую часть почвы, исследовали песок. Также разработали проект «Волшебный песок» и успешно его реализовали. Итогом был показ открытого мероприятия в форме сюжетно-ролевой игры, где дети выступили младшими научными сотрудниками и, в мини лаборатории под руководством старшего научного сотрудника, провели серию опытов и экспериментов по изучению и выявлению свойств песка, определили его роль и значение в жизни человека и природы.

В процессе исследований каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

В ходе познавательно-исследовательской деятельности важно правильно выстроить работу с детьми.

Этапы исследовательской деятельности дошкольников:

— постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

— целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

— выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

— проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

— анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось);

— формулирование выводов.

Использование наглядного материала

при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

Во время работы важно учить детей фиксировать свою деятельность, различные изменения, происходящие в процессе исследований, делать выводы. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов. Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

1. Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.

2. Дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.

3. Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.

4. Книги или лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать ребятам в оформлении лэпбуков, будут их родители.

Конечно, важно научить ребят соблюдать правила безопасного поведения во время исследований.

 

 

Правила безопасности жизнедеятельности детей при проведении опытно-экспериментальной деятельности:

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогает мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.  Исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

В ходе работы по данной теме мы поняли, чтобы добиться высоких результатов, нужна тщательная подготовка, детальное глубокое изучение предметов, явлений. Детям очень интересны исследования, опыты, эксперименты, наблюдения, мир природы, ее явлений. В итоге дети стали более изобретательными, наблюдательными, научились сравнивать, анализировать, обобщать; вырос познавательный интерес детей в процессе экспериментирования; значительно повысилось умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы. Дети стараются сами добывать информацию об изучаемых объектах и явлениях. Очень важно пробудить у детей желание к самостоятельной поисковой деятельности. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова В. А. Сухомлинского: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». 

×
×