Автор: Шошорина Нина Геннадьевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад «Пчелка» Козловского района муниципального округа Чувашской республики
Познавательно-исследовательский проект
«Березка русская моя»
(средний дошкольный возраст 4-5 года)
Подготовили и провели воспитатели первой квалификационной категории
Шошорина Н.Г.,
Козловка 2023 г.
Проект «Березка русская моя»
Участники: дети младшей группы «Тюльпанчики», воспитатели группы, родители.
Вид проекта: долгосрочный (октябрь, ноябрь, декабрь)
Вид проекта в ДОУ:
Творческий: познавательно-исследовательский,
Структура проекта:
Пояснительная записка:
Введение:
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза
Берёза издревле считается символом России. Фактически это единственное дерево с белой корой, поэтому в загадках, песнях про березу очень часто упоминают этот факт. Береза — основной житель российских лесов. Ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека.
Проблема:
Недостаточно знаний об образе берёзы, о значении березы в жизни человека
Цель проекта: Формировать представления детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, эмоциональные восприятие образа русской березки, воспитывать чувство уважения и любви к родной природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить представления детей об образе берёзы, о значении березы в жизни человека:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания. узнавать новое
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
.1. Наблюдение: «Рассматривание березки»: целевая прогулка по территории д/ сада
2. Чтение стихотворения Александр Прокофьев Люблю берёзку русскую
3. Пальчиковая гимнастика «Берёза-краса»
4. Настольная игра «Сложи картинку»
5. Игровое упражнение.
«Кто быстрее найдет березку, ель, рябинку»
6. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы
7.Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
8. Конспект занятия «Люблю березку русскую»
9. Поговорка- Березой обогреешься, а не оденешься.
10. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
11. Дидактическая игра «С какого дерева листок»
12. Самостоятельная деятельность детей и родителей Фотосессия «Белая берёза под моим окном».
13.Конспект занятия по аппликации «Во поле березка стояла. »
14.. Слушание: «Ах ты, береза» Раухвергера, «От чего так в России березки шумят», «Березовый сок».
15. Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза».
16. Подвижная игра «Раз, два, три к березе беги».
17. «Целебные свойства березы». Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей.
19.. Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»
20. Развлечение «Праздник русской березки»
19.Оформление альбома — рисунки детей «Русская березка»
Ожидаемый результат:
Должны иметь представление об образе берёзы, иметь представления о значении березы в жизни человека.
проявлять любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
эмоционально откликаться на средства музыкально-художественной деятельности.
План – график мероприятий
Дата |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
2.10.23г. |
. Наблюдение: «Рассматривание березки»: целевая прогулка по территории д/ сада |
Разработка проблемных и учебных вопросов для родителей |
|
09.10.23 г. |
Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы |
Предложить родителям подготовить информацию о полезных свойствах березы и выложить в группу. |
Подготовить буклеты «Лечебные свойства березы» |
17.10.23 |
Чтение стихотворения Александр Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
|
Предложить родителям выучить стихотворение дома вместе с детьми. |
Подготовить иллюстрации с картинками о русской березке. |
25.10.23г. |
Пальчиковая гимнастика «Берёза-краса» |
Выложить пальчиковую гимнастику в чат для родителей. |
|
31.10.23 |
. Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
|
Предложить Челдриковой Л.Р. провести экскурсию в библиотеку. |
Подготовить альбом «Деревья».
. |
01.11.23 г. |
. Загадки о березе. |
|
Буклеты «Загадки детям» «Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит».
«Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане».
«Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки.» |
10.11.23г. |
. Конспект занятия «Люблю березку русскую» |
Пригласить родителей на занятие. |
Подготовить конспект занятия. |
15.11.23 г. |
. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
|
|
Подготовить атрибуты для игры |
22.11.23 г. |
Дидактическая игра «С какого дерева листок» Народные приметы если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.
|
Предложить родителям сделать альбом «Народные приметы» |
Подготовить атрибуты для игры |
30.11.23 г. |
Составление описательных рассказов о березе. Цель: Закреплять знания о березе, развивать связную речь детей, воспитывать бережное отношение. |
|
Подготовил наглядный материал о березе. |
04.12.23г. |
Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева |
|
Показать детям аудиозапись с песней «Во поле березонька стояла» |
11.12.23г |
Оформление альбома «Рисунки детей о березке»
|
Предложить родителям участвовать в оформлении альбома. |
|
19.12.23г. |
Конспект занятия по аппликации «Во поле березка стояла. »
|
|
Подготовить материал для аппликации |
.28.12.23г. |
«Праздник русской березки» |
Пригласит родителей на праздник |
Приготовить веточки березки. |
Оценка результатов и отчетность:
Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом воспитанники рассматривали березу, узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке, потому что она красива и целебна.
Список литературы:
Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы занятий). Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006
Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144 с., ил. – (Детский сад: день за днем)
Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. Кристалл Санкт-Петербург 1997
Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, — 192с.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.