Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Нина Алексеевна Гончарова

«Познавательно-речевое развитие дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДОУ».

 

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития детей. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия ребенка. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. [2]

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС ДО пункт 1.4.7.)

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.[4]

В своей педагогической практике необходимо ориентироваться на несколько направлений. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации:

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

— формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);

— формирование представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.[3]

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано. Для этого поэтапно необходимо решить следующие задачи:

1.изучение современных подходов к проблемам познавательного развития дошкольников;

2.создание условий, способствующих, реализации познавательного развития воспитанников, их творческого потенциала;

3.использование современных технологий по познавательному развитию детей.

Организация образовательного процесса.

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на познавательное развитие, и строится она в трех направлениях:

— организованная деятельность (образовательная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, игры);

— совместная деятельность педагогов и детей;

— самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к познавательной деятельности и развитие творческих способностей (игры, продуктивная деятельность).[1]

А система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

—  образования (выбор программ и технологий);

— создание условий для познавательного развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);

— организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);

— координация работы с другими учреждениями и организациями.

В группе созданы познавательные игротеки, куда входят:

-картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток;

-дидактические игры;

— пособия, способствующие развитию речи детей:  материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

В группе имеются настольные театры ( пальчиковые, на цилиндрах,  разные виды кукольного театра), это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра. Мы используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д. В нашей логопедической группе созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений. В группе есть центры по познавательному развитию, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Они содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, линованная бумага в клетку, альбомы, раскраски, книги и альбомы (книги для самостоятельных занятий, календари — старший возраст; книги по математике о числах первого десятка, альбомы «Сравниваем», «Цвет»),  разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы «Подбери по форме», домино, лото, позволяющий детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем. Для наших воспитанников созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым. Каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.  

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Произношение слов при правильном воспитании совершенствуется  и «детский жаргон» (употребление ребенком слов, отличающихся от общепринятых) исчезает по мере улучшения фонематического слуха. Усваивается грамматический строй родного языка. Очень рано звуковая сторона языка, материальная оболочка становится предметом деятельности и практического познания ребенком. 
Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое звукопроизношение. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Соответственно и приемы оказания помощи разнообразны. [2]

Основная цель речевого развития — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

—  овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

— обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей -диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения) развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.  Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях,  дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи). При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении мы обязательно:

-во-первых, продумываем организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,

-во-вторых, продумываем ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей. И обязательно опираемся на традиционные методы речевого развития.

Наглядные: непосредственное наблюдение, его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии). Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры, игры — драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.[5]

Одним из эффективных методов развития речи, который мы успешно применяем в своей практике, является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.[4]

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей.  Мы их использую для:

— обогащения словарного запаса,

— при обучении составлению рассказов,

— при пересказах художественной литературы,

-при заучивании стихов.  

 

Опираясь на опыт педагогов, учитель – логопед, разработала мнемо таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Педагоги, совместно с детьми, составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Дети с интересом используют их на занятиях, при составлении рассказов.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

— строение рассказа,

— последовательность рассказа,

— лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы воспитанникам даются готовые схемы, то на следующем — коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

В результате разнообразных форм работы с детьми, происходит познавательно- речевое  развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием Значимого взрослого.

Литература.

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Academia, 1998.

2.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

 3.Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3

 4.Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

5.Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина //Детский сад: теория и практика. – 2012. 

×
×