Автор: Еремеева Светлана Игоревна
МАДОУ «ЦРР — детский сад № 13»
Познавательно-творческий проект
«Где живет сказка».
Авторы проекта: Лоскутова Елена Алексеевна –
музыкальный руководитель,
Базык Алевтина Николаевна,
Еремеева Светлана Игоревна — воспитатели
Кунгурский МО 2023г.
Информационная карта проекта
Тема проекта: познавательно-творческий проект «В гостях у сказки «Теремок»».
Авторыпроекта: Базык Алевтина Николаевна, Еремеева Светлана Игоревна – воспитатель старшей подготовительной группы, Лоскутова Елена Алексеевна – музыкальный руководитель
Вид проекта:краткосрочный с 10.04.23г по 28.04.2023г.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей – подготовительной группы, музыкальный руководитель..
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. А ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. Именно развитие речи влияет на формирование личности и характера ребенка. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Актуальность проекта:
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмических повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, так же учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, так как каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность (смелость, доброта).
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Цель проекта: Развитие у детей артистических способностей путем постановки и показа театрального спектакля «Теремок»
Задачи проекта:
1.Развивать у детей выразительность речи.
2. Создавать условия для передачи детьми своих эмоций, чувств, желаний и взглядов, как в обычном разговоре, так и публично. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
3. Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку.
4. Развивать артистические способности детей через театрализованную игру.
Для воспитателей:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Для родителей:
1. Дать представление родителям о значимости театрализованной деятельности для детей.
2 .Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной театрализованной деятельности.
Методическое объединение проектной деятельности.
1. Подбор тематических иллюстраций по теме «Теремок».
2. Составление картотеки с речевыми материалами (стихи, загадки, песни о сказках и сказочных героях).
3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
4. Оформление выставки творческих работ «Теремок».
Гипотеза проекта: Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Ожидаемые результаты по проекту:
— умеют использовать выразительную речь, мимику, жесты;
— умеют быстро запоминать текст;
— повысилась самооценка, артистические способности;
— получают удовлетворение от достижения поставленной цели.
Этапы проекта.
1. Подготовительный.
— определение темы (проблемы проекта);
— вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
— составление плана-схемы проекта;
— обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.
— Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
2 этап. Основной.
Выполнение проекта.
Перспективный план проекта «В гостях у сказки «Теремок».
Сроки |
Мероприятия |
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Ответственные |
1 неделя
|
Просмотр мультфильма по р.н.с. «Теремок» Использование мнемотаблиц к сказкам: «Теремок», «Рукавичка», «Маша и медведь», рассказывание сказок Физкультминутки: «Три медведя», «Зайчик». П\И «Медведь и дети», «Ходит, бродит серый волк», «Хитрая лиса». НОД «Веселое оригами» (изготовление героев сказки способом оригами) Раскраска сказки «Теремок» |
Познавательное развитие
Физическое развитие |
Познавательно-исследовательская
Двигательная, игровая
|
Музыкальный руководитель,
Воспитатели |
2 неделя |
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»; «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя». НОД «Веселое оригами» (изготовление героев сказки способом оригами) Игра «Превращение»; Тренинг «Тренируем эмоции» |
Социально-коммуникативное развитие |
Коммуникативная, социально-игровая |
Воспитатели
Музыкальный руководитель |
3 неделя
|
Разучивание МРД: медведь, волк, лиса, заяц, лягушка Музыкальные произведения: Драматизация сказки «Кто, кто в теремочке живёт?» Выставка поделок из бумаги «Теремок» |
Художественно- Эстетическое развитие
|
Музыкальная
|
Музыкальный руководитель, воспитатели
|
Взаимодействие с семьей.
№ |
Форма работы |
Тема |
Сроки |
1 |
Оформление папки – передвижки |
«Роль сказки в развитии речи детей» |
1 неделя |
2 |
Оформление папки-передвижки |
«Как воспитать в ребенке артиста?» |
2 неделя |
3 |
Оформление творческой выставки рисунков. |
«Герои сказки Теремок» |
3 неделя |
3 этап. Заключительный.
Драматизация сказки «Кто, кто в теремочке живёт?»
Выставка рисунков сделанных своими руками вместе с родителями по теме: «Герои сказки Теремок».
Вывод:Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса и художественного эстетического вкуса, но и обогатил эмоциональную сферу ребёнка, позволил углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Как воспитать в ребенке артиста?»
Если это еще и не случилось, то скоро обязательно случится – ваш ребенок должен будет выйти на сцену под свет софитов. Не важно, будет ли он читать стихотворение в детском саду или в школе, участвовать в новогоднем представлении или петь патриотические песни. А может, это будет традиционное залезание на табуретку для развлечения родственников на семейном празднике. Представления с участием детей любят все, ведь малыши такие милашки! Но любят ли выступать сами дети? Может, ваша новоиспеченная «звезда» вовсе не хочет – или просто не умеет — сиять на сцене?
Непредсказуемость.
Помимо того, что выступающие малыши очень милы, они также крайне непредсказуемы. Вряд ли вы сможете предсказать, как поведет себя ваше чадо на сцене в ту или иную минуту.
Аниному сыну было 3 года, когда он впервые принял участие в детсадовском утреннике. Разумеется, по этому поводу Аня вооружилась кинокамерой. Но впечатляющей съемки не вышло: Максимка еле открывал рот на хоровой песне, засовывал руки в карманы и даже время от времени ковырял в носу. Аня от стыда готова была провалиться сквозь землю, хотя и понимала, что ребенок так ведет себя скорее всего от страха.
Дочка еще одной моей знакомой в похожей ситуации просто отказалась принимать участие в представлении и все время концерта простояла с упрямым видом, сложив руки на груди.
В подобных ситуациях детям вполне свойственно подобное непредсказуемое поведение. Дело в том, что насколько бы ни были просты выступления и концерты, дети до них еще просто не доросли. Малышам слишком тяжело стоять и ждать своей очереди выступать, а также следовать сложным для них указаниям. Они просто не понимают, что происходит вокруг них и чего от них ожидают. Еще более усложняет ситуацию присущий детям эгоцентризм. Вы всегда называли дочку маленькой принцессой, а в сказке она получает роль лягушки или кикиморы! И это, естественно, огорчает ее, потому что не укладывается в ее мировоззрение.
Страх
Страх перед сценой, боязнь публики или просто «нервы» — можно называть это состояние как угодно. Даже взрослым оно знакомо, так чего же ожидать от детей?
Если вы один из счастливчиков, не знакомых со страхом сцены, то вот лишь несколько симптомов этого неприятного беспокойства: потение ладоней, дрожание колен и рук, пересыхание рта и губ, учащенное сердцебиение, расстройство желудка, бессонница. Впрочем, эти симптомы хоть раз в жизни, но испытывал практически каждый. А многие люди, даже профессиональные артисты, испытывают каждый раз перед публичным выступлением.
Как понять, испытывает ли ваш ребенок страх перед сценой? Если ребенок старшего возраста может об этом просто сказать, то малыш может испытывать трудности с точным определением своего состояния, и тогда у него может «внезапно» разболеться живот или подняться температура. Но не стоит без нужды поднимать перед ребенком этот вопрос. Некоторые дети могут просто не понимать, что они должны бояться перед выступлением. И если вы им об этом скажете, то они начнут волноваться, только потому что «так нужно». Но вот если ребенок действительно проявляет симптомы беспокойства, обсудите с ним его страхи как естественную человеческую реакцию на событие. И если вы сами когда-либо испытывали страх перед сценой, то сейчас как раз самое время поделиться своими воспоминаниями с ребенком, а потом рассказать ему, что ничего страшного не случилось, что вам хлопали и т.д.
Как помочь юной звезде.
Наверное, один из самых лучших способов помочь ребенку преодолеть страх перед сценой — это убедить его в развлекательности всего происходящего. Малыш должен получать удовольствие от своего выступления, воспринимать его как праздник, как игру, что бы он ни делал на сцене.
Постарайтесь также, чтобы малыш как следует знал, что ему предстоит сделать. Не откладывайте на последние два дня разучивание стихотворения или песни, начните заранее, хотя бы за неделю до выступления. Но в тоже время перебарщивать с этим нельзя. Забудьте о бесконечных тренировках. Если вы создаете настоящую суматоху вокруг выступления, то ребенок начинает беспокоиться. Так что не забывайте сами расслабляться и получать удовольствие от выступления вашего ребенка.
Не заставляйте малыша думать в разных направлениях. Если вы одновременно учите дочку, что она должна стоять на сцене спокойно, улыбаться, держать руки по швам, да при этом еще и помнить стихи, то из-за страха и растерянности что-нибудь из этого она непременно забудет сделать. И как правило, это бывают именно слова. Так что сосредоточьтесь на тексте выступления, а остальное у творческого ребенка проявится само.
В день выступления и за несколько дней до него постарайтесь не отходить от привычной рутины: вовремя обедать, вовремя спать и т.д. Бесконечные репетиции в ущерб нормального для малыша распорядка могут значительно усугубить стресс.
Но те же профессиональные артисты утверждают, что лучший способ бороться с боязнью сцены – это как можно более часто выступать. И не обязательно сразу на сцене. Для начала разыгрывайте мини-представления перед родственниками и друзьями малыша. Постепенно старайтесь вводить в «аудиторию» малознакомых малышу людей. Только не торопите события – у вас впереди много лет, чтобы увидеть свою «звезду» на сцене, и большинство детей по мере взросления просто перерастает свой страх.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии речи детей».
Уважаемые родители! Хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию воспитателю в развитии речи ваших детей.
Любое художественное произведение при правильном подходе помогает развивать речь ребенка, но более эффективно это делают сказки.
Ведь сказка одно из первых художественных произведений в жизни ребенка. Из сказок дети черпают самые первые представления об окружающем мире, об отношениях между людьми и животными, о понятии добра и зла; учатся понимать горе сказочных героев, сопереживать им, извлекают первые жизненные уроки.
Сказка, в отличие от рассказов и повестей, легче воспринимается ребенком. Ее содержание более доступно для понимания детским умом, потому что сказка рассчитана на детей и испокон веков сказки сочинялись для детей. В любой сказке есть волшебство, превращения, что очень увлекает и заинтересовывает детей, поэтому дети очень любят сказки: они их смотрят, рассказывают, слушают, рассматривают сказочных героев, картины, а также дают характеристики поступкам героев, повторяют реплики — всё это способствует развитию речи детей. Сказка учит их правильно строить предложения, составлять связные рассказы и выражать свои мысли, вести диалог, говорить за разных героев, меняя интонацию голоса.
И вот, рассказав немного о сказке, я хочу дать вам несколько советов, чтобы вы могли дома способствовать развитию речи вашего ребенка.
Больше читайте ребенку, обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать, но в ходе пересказа внимательно слушайте и исправляйте речевые ошибки.
После просмотра мультфильма-сказки попросите ребенка высказать свое мнение об увиденном, дать характеристику героям.
Выбирайте для чтения с ребенком правильное время. Желательно, чтобы во время чтения ребенок был в хорошем настроении и позитивно настроен на чтение и разговор;
При выборе произведения для чтения или мультфильма для просмотра учитывайте желания ребенка. Лучше читать ему ту сказку, которую он сам выберет, и просмотреть тот мультфильм, который ребенок хочет увидеть;
Читайте сказки с хорошей дикцией и правильной интонацией. Важно дать ребенку понять, что вам тоже нравится эта сказка, что она для вас интересна и вы ее с удовольствием читаете;
Одна и та же сказка должна быть прочитана ребенку несколько раз. Это поможет ему лучше понять смысл сказки. Если эта сказка стала неинтересна ребенку, то следует выбрать другую, но эту можно перечитать через какое-то время. Вполне вероятно, что слегка повзрослевший ребенок воспримет ее по-другому и увидит в ней что-то новое для себя;
Будьте для ребенка авторитетом, на собственном примере покажите, что читать всегда модно и полезно.
Приложение 3
Сказка «Теремок»
Рассказчик:Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю Мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит.
Мышка (стучит):
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Вот так чудо теремок,
Он не низок, не высок.
Буду жить в нем и работать,
В гости звать к себе кого-то.
Рассказчик:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю Лягушка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:Мышка здесь живет норушка!
А ты кто?
Лягушка:А я – лягушка-квакушка.
Пусти меня к себе жить.
Мышка:
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Рассказчик:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю Зайчик бежит,
У дверей остановился и стучит.
Заяц:Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:Я Мышка-норушка.
Лягушка:Я Лягушка-квакушка.
А ты кто?
Зайчик:Я — Зайка-побегайка.
Мышка и лягушка (хором):
Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее жить втроем.
Рассказчик:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю Лисонька бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Лиса:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:Я Мышка-норушка.
Лягушка:Я Лягушка-квакушка.
Заяц:Я Зайка-побегайка.
А ты кто?
Лиса:Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик:Место ей найдется!
Мышка:Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Вместе будет веселее!
Лиса:Лучше дома в мире нет!
Рассказчик :
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю Волчок бежит,
У дверей остановился и стучит.
Волк:Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:Я Мышка-норушка.
Лягушка:Я Лягушка-квакушка.
Заяц:Я Зайчик-побегайчик.
Лиса:Я Лиса – всему лесу краса.
А ты кто?
Волк:Я Волчок-серый бочок.
Зайчик:Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка:Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Рассказчик:
Тесновато вшестером.
Так случилось: в теремочке
Нет пустого уголочка.
В тесноте, да не в обиде
Все живут, беды не видя.
Рассказчик:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю Мишка бежит,
У дверей остановился и стучит.
Медведь:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:Я Мышка-норушка.
Лягушка:Я Лягушка-квакушка.
Заяц:Я Зайчик-побегайчик.
Лиса:Я Лиса – всему лесу краса.
Волк:Я Волчок-серый бочок.
А ты кто?
Медведь:
А я – из лесу медведь,
Буду с вами песни петь.
Меду дам я вам, друзья,
Если впустите меня.
Все (хором):
Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно):
Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка:Больно ты огромен.
Медведь:
Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен (лезет в теремок)
Медведь (с чувством вины):
Что я братцы натворил?
Теремочек развалил!
Мышка:
Ладно, ты не плачь, дружок,
Построим новый теремок!
Рассказчик:
Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!