Практические аспекты изучения поэмы А. Блока «Двенадцать» в школьном курсе литературы

Автор: Барташ Екатерина Александровна

Барташ Екатерина Александровна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь

Bartash E.A.

Stavropol State Pedagogical Institute,

Stavropol

E-mail: katya.corobova2016@yandex.ru

Научный руководитель: Трембикова А.А.

доцент кафедры русской и мировой литературы и технологий обучения,
 кандидат педагогических наук

 

Практические аспекты изучения поэмы А. Блока «Двенадцать» в школьном курсе литературы

Аннотация в статье рассматриваются особенности изучения поэмы как лиро-эпического жанра на примере поэмы А.А. Блока «Двенадцать» в рамках школьной программы для 11 класса.

Abstract: The article discusses the features of studying the poem as a lyric-epic genre using the example of the poem by A.A. Block “Twelve” as part of the school curriculum for grade 11.

Ключевые слова: поэма, поэма как лиро-эпический жанр, творчество А.А. Блока, поэма А.А. Блока «Двенадцать».

Key words: poem, poem as a lyric-epic genre, creativity of A.A. Blok, poem by A.A. Block «Twelve».

 

В современной школьной методике преподавания литературы перед преподавателем возникает задача – обеспечить понимание художественного текста и специфику его литературного рода и жанра. Особую сложность для изучения представляют межродовые формы. Одним из таких синкретичных жанров является поэма.

На уроках литературы учителю необходимо донести до обучающихся мысль о том, что поэмы занимают важное место в развитии культурного наследия любого народа. Поэмы позволяют авторам более глубоко и полно раскрыть свои идеи, мысли и чувства, передать сложные эмоции и создать масштабные образы. В методике преподавания литературы следует выделить следующие аспекты, которые должны усвоить обучающиеся при изучении жанра поэмы:

·       поэмы выступают в качестве важного источника исторической информации, иначе говоря, могут раскрывать факты об исторических событиях, персонажах и эпохах. Через поэмы мы можем узнать о культуре, обычаях и ценностях разных времен и народов. Например, поэма «Слово о полку Игореве» является одним из самых ранних памятников русской литературы и представляет собой важный исторический и культурный документ;

·       поэмы способствуют развитию литературного искусства. Они позволяют авторам экспериментировать с формой и содержанием, создавать новые жанры и стили. Поэмы часто содержат сложные структуры, множество персонажей и параллельные сюжетные линии;

·       поэмы имеют значительное влияние на культуру и общество. Они могут вдохновлять и влиять на мысли и чувства читателей, вызывать обсуждение и рефлексию. Поэмы могут стать символами определенных эпох и народов, олицетворять их дух и идеалы. Например, поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова стала символом романтизма и бунтарства [3, с. 108-110].

Отдельное место отводится изучению поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Рекомендуется отвести на её изучение минимум два урока. Для начала обучающимся стоит усвоить, что из себя представляет тема «поэт и революция», вспомнить лирические произведения, в которых поэты поднимали ту же тему [4, с. 171]. Что касается самой поэмы А.А. Блока «Двенадцать», то необходимо осветить историю создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Особого внимания обучающихся заслуживают герои поэмы «Двенадцать», сюжет, композиция, многозначность финала.

Начать изучение поэмы А.А. Блока стоит с непосредственного разбора названия. В связи с этим главным вопрос урока будет звучать подобным образом: «Каково значение названия поэмы А.А. Блока?». Обучающимся необходимо усвоить, что в произведении двенадцать – это отряд красноармейцев, которые патрулируют улицы. Красноармейцы и являются главными героями поэмы. Участники отряда – это бывшие солдаты, представители беднейших семей, где родители, как и дети, с утра до вечера пропадали на мануфактурах в качестве дешевой рабочей силы. А.А. Блок демонстративно обезличивает их, дабы придать их совокупности символический подтекст. Они выступают в качестве революционной силы, стихии, охватившей всю Россию.

На следующем этапе рассматриваются образы двенадцати красноармейцев. Обучающиеся должны отметить, что красноармейцы – выразители стихии народа. Анализ и составление характеристики главных героев поэмы проводится при знакомстве с каждой последующей главой. Так, во второй главе школьники могут найти описание красноармейцев – «В зубах – цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» [1, с. 245]. Дальше школьники рассуждают о том, какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении. При прочтении этого фрагмента поэмы можно отметить, что красноармейцы не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу.

Помимо образов красноармейцев, в поэме фигурирует женский образ в лице Катьки. Анализ женского образа в поэме А.А. Блока «Двенадцать» может быть построен на основе таких вопросов:

1.    Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность?

2.    Как вы думаете, как очутилась Катька «на краю»?

3.    В чём заключается роль любовной интриги в раскрытии темы поэмы?

4.    Есть взаимосвязь любовного и социального конфликта?

5.    Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

После того, как обучающиеся справились с трактовкой образов красноармейцев и Катьки, на следующем этапе анализа необходимо обратить внимание школьников на образ Иисуса Христоса. Ключом к пониманию этого образа служит фраза: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!» [1, с. 251]. Для Блока разрушение одряхлевшего, прогнившего мира – благостное действо. В свое время Иисус тоже был революционером, тоже шел против старого мира, поэтому он – предводитель мучеников за судьбу человечества, борцов за переход к лучшей жизни, борцов против «кесарей» и их алчной свиты. Люди восстали для того, чтобы стало лучше, как и Христос пришел в мир, чтобы его изменить. Анализ образа Иисуса Христоса может быть построен на основе таких вопросов:

1.    Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы?

2.    Встречался ли образ Христа в других произведениях А.А. Блока?

3.    Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу?

4.    Каково отношение к Богу у красноармейцев?

5.    Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома?

6.    Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами?

7.    Почему Блок изобразил Христа, идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

8.    Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока?

9.    Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

На заключительном этапе анализа поэмы, обратив внимание на все ключевые образы поэмы, обучающиеся приходят к выводу о том, что поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего. Только так может быть достигнута мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем отметить, что в федеральной программе по литературе для обучающихся 11-х классов на изучение творчества А.А. Блока отводится 4 урока. Отдельное место отводится изучению поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Рекомендуется отвести на её изучение минимум два урока. Для начала обучающимся стоит усвоить, что из себя представляет тема «поэт и революция», вспомнить лирические произведения, в которых поэты поднимали ту же тему. Что касается самой поэмы А.А. Блока «Двенадцать», то необходимо осветить историю создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Особого внимания обучающихся заслуживают герои поэмы «Двенадцать». Начать изучение поэмы А.А. Блока стоит с непосредственного разбора названия. На следующем этапе рассматриваются образы двенадцати красноармейцев. Обучающиеся должны отметить, что красноармейцы – выразители стихии народа. Помимо образов красноармейцев, в поэме фигурирует женский образ в лице Катьки. После того, как обучающиеся справились с трактовкой образов красноармейцев и Катьки, на следующем этапе анализа необходимо обратить внимание школьников на образ Иисуса Христоса. Ключом к пониманию этого образа служит фраза: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». На заключительном этапе анализа поэмы, обратив внимание на все ключевые образы поэмы, обучающиеся приходят к выводу о том, что поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение.

 

Список литературы:

 

1.     Блок А.А. Незнакомка. Сборник стихотворений / А.А. Блок // Москва: Издательство «Азбука-Аттикус». – 2023. – 378 с.

2.     Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С. В мире литературы. 11 кл.: учеб. для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романовичева // 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. – 2006. – 463 с.

3.     Никкарева Е. В. Проблема изучения лиро-эпических жанров в средней школе / Е.В. Никкарева // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: Художественный текст как предмет изучения в школе и вузе материалы III всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Ярославля и Году учителя. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Науч. ред.: И. Ю. Лученецкая-Бурдина. – 2010. – С. 107-117.

4.     Узденова Ф.Т. Формирование концепции поэмы в отечественном литературоведении (теоретический аспект) / Ф.Т. Узденова // Вестник №1. – С. 169-176.

 

 

×
×