Практические приёмы работы с обучающимися при подготовке к ВПР по математике

Автор: Титова Валентина Анатольевна

Слайды 1 -2

С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, необходимо изучить все имеющиеся поданному вопросу материалы (методические материалы по подготовке и проведению ВПР, порядок проведения ВПР, описание работы по предмету, демоверсии работ, методические рекомендации по подготовке к проведению ВПР и др.).

Слайд 3

Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года, с учетом результатов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим ввожу в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР.

Заранее знакомлю ребят со структурой ВПР, с её заданиями. И конечно с оценочной системой.

 

Типы заданий и методы подготовки коротко

Показать примеры тематических презентаций

 

На одном из уроков даю тренировочный вариант, потом провожу работу над ошибками. Если есть возможность приглашаю ребят, деля на более сильных и слабых для проработки тем, с которыми возникли проблемы. Карточки для подготовки к ВПР могу дать как в распечатанном виде, так и отправить по вацап, сложным деткам, дублируя через классного руководителя, родителям.

 

Для оказания помощи обучающимся в подготовке к ВПР

1. Составляю план подготовки по предмету и рассказываю о нем обучающимся. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Даю обучающимся возможность оценить их достижения в учебе. Обсуждая с учениками пройденный материал, делаю акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо, а что не очень. Ставлю перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показываю, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Регулярно провожу короткие проверочные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ. Обсуждаю основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Не говорю с обучающимися о ВПР слишком часто. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряю на этом внимание.  

4. Применяю разнообразный учебный материал: раздаточный материал, презентации, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.

5. Учу ребят работать с критериями оценки заданий. Показываю простой пример демонстрационного задания и разбираю подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показываю страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

8. По мере возможности общаюсь с родителями и привлекаю их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Родители могут помочь научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

 

Я активно приучаю учеников работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами. Опираясь на свой опыт хочу отметить важность выработки у учащихся умения внимательно читать предложенное задание. Очень часто ребята, не дочитав задание, пытаются догадаться, что нужно сделать и упускают детали, которые при проверке влияют на оценку работы. Учителю необходимо самому в начале ознакомиться с критериями оценивания заданий и обращать внимание детей на выполнение задания в полном объёме. Например, простое задание по математике 35 – 56 : 4 + 17 Ребёнок устно считает и записывает правильный ответ. Проверяющий проверяет согласно критериям, а в них: «Записано верно решение и ответ – 2 балла. Записано верно решение, но ответ отсутствует ИЛИ решение отсутствует, а ответ записан верно – 1 балл». И ребёнок, который владеет хорошими вычислительными навыками, теряет балл.

При решении задач, часто дети не указывают ход решения или записывают неполный ход решения, пропуская, как им кажется, «простые» действия. Верно определён ход решения задачи, выполнены вычисления и получен верный ответ – 2 балла». Что-то упущено – минус один балл. Забывают записывать ответ в графу «Ответ». Почему-то при решении задач не пишут пояснения к промежуточным действиям. Волнуются, запутываются, зачёркивают правильное решение, пишут неправильное.

Слайд 4

 Работа по подготовке к ВПР ведётся постоянно, но я стараюсь часто не акцентировать внимание на этом, чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. В то же время при случае напоминаю им о том, ЧТО ВАЖНО ПОМНИТЬ при выполнении работы.

На кануне ВПР проговорить с ребятами вот такую памятку! Особое внимание следует обратить на пункт: «ЧИТАЙ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА!». Нужно внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл. Характерная ошибка во время проверочных работ – не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписывать в бланк.

 

Слайд 5  Для подготовки к ВПР я использую Интернет-ресурсы:

1.                 Официальный сайт ВПР (СтатГрад) – https://vpr.statgrad.org  осуществляет информационное сопровождение ВПР под руководством Рособрнадзора. Здесь размещены демонстрационные задания с ответами и критериями оценивания, различная информация о ВПР.

2.                 Готовые варианты ВПР по математике для самостоятельного прорешивания выложены, например, на сайте «ВПР тесты. Подготовка к ВПР»: https://vprtest.ru/obraztsy-vpr-2022-8-klass/

3.                 Для подготовки к ВПР по математике можно также рекомендовать ученикам и их родителям использовать ресурсы образовательного портала «РешуВПР»: https://math8-vpr.sdamgia.ru

4.                 Еще один сайт с очень развернутой подготовкой МАТ100

5.                 В Рабочей тетради Skysmart есть хорошая подборка тематических заданий (даю детям в качестве домашних заданий)

6.                 На сайте Uchi.ru даны варианты ВПР (даю детям в качестве домашних заданий)

 

 

 

 

Типы заданий ВПР по математике, сценарии выполнения заданий 

В задании 1 проверяется владение понятиями «отрицательное число», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь», вычислительными навыками. • Периодически применяю при актуализации знаний в начале урока. Для более слабых учащихся даю задания с уже решенными примерами, для наглядности.

В задании 2 проверяется умение решать линейные, квадратные уравнения, а также системы уравнений. Использую тренажеры для решения данных уравнений, используя на допзанятиях.

В задании 3 проверяется умение решать задачи на части. Практикую решения 2-3 раза в месяц для закрепления данной темы

В задании 4 проверяется знание свойств целых чисел и правил арифметических действий.

Задание 5 проверяет владение понятиями «функция», «график функции», «способы задания функции». Некоторые задания вызывают затруднения у ребят, поэтому следует более углубленно подойти  к повторению за неделю две до ВПР

Задание 6 направлено на проверку умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.

В задании 7 проверяются умения читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и определять статистические характеристики данных. 6 и 7 задание периодически раздаю в виде домашнего задания.

В задании 8 проверяется умение сравнивать действительные числа. Задание не вызывает затруднение у ребят в большинстве случаев, использую как устный счет в начале урока

В задании 9 проверяется умение выполнять преобразования буквенных дробно-рациональных выражений. Слабым учащимся преобразовывать такие выражения сложно, поэтому упор делаю на сильных и средних учащихся.

Задание 10 направлено на проверку умения в простейших случаях оценивать вероятность события. Не вызывает затруднения, простейшую формулу вероятности воспринимают быстро, решаем такие задания на уроках ВиСтатистики.

Задания 12–15 и 17 проверяют умение оперировать свойствами геометрических фигур, а также знание геометрических фактов и умение применять их при решении практических задач. Разбирать данные задания по мере изучения тем, периодически повторяем в начале урока.

Задание 18 направлено на проверку умения решать текстовые задачи на производительность, движение.

Задание 19 является заданием высокого уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения. Разбираем задания 18 и 19 с сильными учащимися на доп занятиях.

 

 

 

Скачать статью

×
×