практическое применение цифровых образовательных ресурсов в работе учителя-предметника

Автор: Акимов Дмитрий Витальевич

Применение ресурсов цифрового образовательного контента в деятельности учителя-предметника не только повышает эффективность обучения, но и способствует развитию современных навыков у учащихся, делая образовательный процесс более гибким и доступным. Использование интерактивных материалов позволяет обучающимся лучше усваивать сложные понятия, термины и логические связи. Ресурсы цифрового образовательного контента позволяют ориентировать учебный материал под индивидуальные потребности и возможности каждого ученика. Это важно и для поддержки тех, кто нуждается в дополнительной помощи, и для стимулирования интереса у слабо мотивированных учащихся.

Автоматизированные тесты и задания помогают учителю быстро и точно проверять знания учащихся. Это позволяет своевременно выявлять пробелы в знаниях и корректировать учебный процесс. Кроме того, цифровые ресурсы доступны онлайн, что делает их удобными для использования как в классе, так и дома. Это особенно важно в условиях дистанционного обучения или при необходимости гибкого графика занятий. В условиях карантина, организации дистанционного обучения по независящим от участников образовательных отношений причин, цифровые ресурсы становятся незаменимым инструментом для обеспечения обучения, так как позволяют поддерживать непрерывный образовательный процесс.

Использование цифровых ресурсов способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, анализа данных и решения проблем. Это важно для подготовки учеников к жизни и работе в условиях современного информационного общества.

Одним из лучших ресурсов цифрового образовательного контента является ФГИС «Моя школа». ФГИС «Моя школа» — это федеральная государственная информационная система Министерства просвещения России. Она предназначена для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования, а также для предоставления доступа к учебным материалам учащимся, педагогам и родителям. Данный выбор обусловлен рядом причин:

1.       ФГИС «Моя школа» предоставляет доступ к большому количеству ресурсов, что позволяет учителям и ученикам находить необходимые материалы для обучения.

2.       Платформа интегрирована с информационно-коммуникационной платформой «Сферум», что позволяет проводить онлайн-собрания, уроки и консультации с использованием безопасных и проверенных ресурсов, предоставляет возможность создания и использования чатов и видео звонков для общения между педагогами и учениками, а также для организации групповых обсуждений.

3.       Все материалы, доступные в системе, проходят проверку на достоверность и безопасность, что гарантирует их качество и надежность.

Применения любых цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в деятельности учителя должно быть целесообразным и согласовываться с принципами педагогики и методикой преподавания учебного предмета. Для анализа возможности применения ЦОР на данному уроке или его этапе, необходимо соотнести со следующим планом:

1.       Определить цели и задачи использования цифровых ресурсов на данном этапе урока;

2.       Выбрать подходящие ресурсы, соответствующие содержанию темы данного учебного занятия и возрастным особенностям учащихся.

3.       Проанализировать их содержания, структуру и особенности, а также согласовать их применение с традиционными средствами обучения.

4.       Интегрировать ЦОР в учебный процесс на данном уроке, используя разнообразные типы (мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и пр.).

5.       Организовать обучение  с использованием цифровых ресурсов, уроков и факультативов с применением компьютеров и интернет-технологий, с учётом методических, дидактических и психолого-педагогических особенностей применения

Применение ЦОР на различных этапах урока физики позволяет значительно повысить эффективность обучения и сделать процесс более интерактивным и интересным для учащихся. Рассмотрим, как можно использовать эти ресурсы на некоторых этапах урока.

Мотивация на школьном уроке имеет большое значение, поскольку мотивированный ученик будет проявлять активность, энтузиазм и настойчивость в учебе, что приведет к интеллектуальным, спортивным и творческим успехам. Мотивация может быть отрицательной или положительной, связанной с социальными стремлениями или личными мотивами в узком смысле. Учитель должен создавать условия для развития познавательного интереса учащихся, используя различные методы и подходы. Использование ресурсов цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа» на этапе мотивации позволяет учителю-предметнику эффективно вовлекать учащихся в процесс обучения, вызывать у них интерес к предмету. Учитель может начать урок с показа интерактивной статьи, наглядно и увлекательно объясняющей основные понятия и концепции изучаемой темы, что вызывает у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Этап актуализации знаний может осуществляться путем просмотра интерактивного видеоурока, включающего в себя примеры из реальной жизни, что делает материал более понятным и интересным.

Цифровые образовательные контент-ресурсы ФГИС «Моя школа» на этапе закрепления изученного материала и работы в группах позволяют учителю-предметнику эффективно организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учащиеся активно взаимодействовали и поддерживали их самостоятельность. Учитель выбирает подходящие ресурсы и инструментарий платформы (тесты, контрольные работы, задания, интерактивные упражнения, соответствующие целям урока); создает или адаптирует задания и упражнения из доступных ресурсов платформы с учетом возрастных особенностей и уровня знаний учащихся. Задания могут быть индивидуальными или групповыми с той или иной формой(ами) проверки (письменной, устной, мультимедийной). Учащиеся могут решать задачи и выполнять задания, используя интерактивные элементы платформы, что делает процесс обучения более увлекательным и наглядным. Учитель может предоставить учащимся доступ к электронным книгам и учебным материалам, которые содержат подробные объяснения и примеры. Учащиеся могут обмениваться идеями, обсуждать задачи и совместно работать над проектами, что способствует развитию навыков сотрудничества и критического мышления. Применение данной методики позволяет учащимся активно взаимодействовать, самостоятельно и эффективно закреплять материал и развивать навыки сотрудничества и критического мышления, самостоятельного поиска информации и работы с цифровыми ресурсами

Применение ресурсов цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа» в деятельности учителя-предметника показало высокую эффективность и значительный потенциал для улучшения образовательного процесса. Использование современных технологий и интерактивных материалов способствует активизации учебной деятельности, повышению качества образования и профессиональному росту педагогов. Кроме того, использование цифровых образовательных ресурсов способствует более глубокому пониманию материала учащимися за счет различных способов подачи информации, таких как аудио, видео и интерактивные модели. Это позволяет учащимся лучше усваивать материал и развивать навыки самостоятельной работы и работы в команде. Важным аспектом является также профессиональный рост педагогов, которые вынуждены постоянно повышать свою квалификацию и осваивать новые методики преподавания. Это способствует улучшению качества преподавания и повышению профессионального уровня учителей.

Таким образом, применение ресурсов цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа» в деятельности учителя-предметника является важным шагом на пути к модернизации образовательного процесса и повышению его эффективности.

×
×