Автор: Большакова наталья Владимировна
Практика наставничества в общеобразовательной организации.
Большакова Н.В., учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы»
«Не относись к наставнику как к Богу.
В образовании нет места чудесам.
Наставник лишь укажет вам дорогу,
А вот пройти по ней ты сможешь только сам».
Дмитрий Эйт.
Работа учителя в школе — сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Поэтому очень важно поддержать молодого специалиста в самом начале его педагогической карьеры и делать это на непрерывной основе. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, чтобы сократился отток молодых специалистов, необходимо реализовывать наставнические программы.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности.
Данная практика позволяет обогатить знания молодого специалиста, совершенствовать навыки преподавания и профессионального развития.
Местом реализации практики является МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы».В 2021-2022 учебном году я стала наставником Анастасии Александровны Тимофеевой. Опыта преподавания у нее не было.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя, я определила цели и задачи своей работы.
Цель практики наставничества: создание условий для адаптации молодого специалиста и преемственности традиций школы.
Основные задачи практики:
1.Создать условия для профессиональной адаптации молодого специалиста в коллективе.
2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
3. Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни.
4. Включить молодого специалиста в исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мышление.
5.Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста.
Для достижения поставленных задач я наметила план реализации мероприятий программы наставничества.
№п/п |
Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации |
Сроки проведения |
1 |
Беседа: традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы Инструктаж: нормативно — правовая база школы (Устав, программы, правила внутреннего распорядка, другие локальные акты, методические рекомендации). Требования к оформлению учебной документации.
|
По мере выхода на работу |
|
Практические занятия: планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление Изучение инструкций: как вести электронный журнал; выполнение требований к ведению тетрадей. Изучение инструктажа по охране труда |
|
2 |
Составление плана работы молодого специалиста. Выявление профессиональных затруднений в работе на начало года. Анализ учебно-воспитательной и методической работы наставляемого. |
ноябрь |
3 |
Методические разработки: требования к анализу уроков. Типы, виды, формы уроков. Занятие: работа с учебной документацией; Изучение положения о текущем и промежуточном контроле за знаниями учащихся. Занятие: организация и проведение современных форм занятий. Практикум: знакомство с методикой подготовки педагога и учащихся к конкурсам. |
декабрь |
4 |
Беседа: организация занятий с различными категориями обучающихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. Тренинг: учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Практикум: домашнее задание: как, сколько, когда. |
январь |
5 |
Занятие: формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к выступлениям, к конкурсным работам. Посещение занятий, мероприятий, праздников у опытных педагогов. Практикум: «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе» |
Февраль- март |
6 |
Анализ учебно-воспитательной и методической работы наставляемого. Практическое занятие: трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. Участие наставляемого в заседании методобъединения, педсовета, итоговых концертов и выставок. Беседа: содержание формы и методы работы педагога с родителями. |
апрель |
7 |
Подготовка методических рекомендаций в помощь наставляемому. Посещение и взаимопосещение уроков Индивидуальные беседы и консультации с наставляемыми |
В течение года |
8 |
Оказание психологической помощи наставляемым |
В течение года |
9 |
Знакомство с новинками методической литературы и ЭОР |
ежемесячно |
10 |
Оформление документации, составление отчетов, мониторинг результатов работы всех участников программы наставничества. |
май |
Считаю, что данная практика наставничества создает ситуацию успеха у молодого специалиста, помогает преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности.
Таким образом, Анастасия Александровна преодолела психологический барьер в работе с детьми, родителями, коллегами, что повысило самооценку молодого специалиста и облегчило его работу. Анастасия Александровна увидела все нюансы на практике и смогла задать все волнующие ее вопросы. Она узнала, куда и к кому обратиться по тем или иным вопросам, что облегчило коммуникации внутри образовательного учреждения. С помощью программы наставничества молодой специалист смогла влиться в коллектив, что дало ей ощущение принадлежности к работе школы.
Список используемой литературы:
1.Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценивании компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008.
2.Гарет, Л. Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний / Л. Гарет ; пер. с англ. А. С. Шагоян. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2002
3. Дудина, Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура /Е. А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017 – Т. 7, № 5 – С. 25–36.
4. Липатов, С. Е. Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников / С. Е. Липатов // Национальные приоритеты России. – 2014 – № 2 (12).