Практика наставничества о образовании

Автор: Большакова наталья Владимировна

Практика наставничества в общеобразовательной организации.

Большакова Н.В., учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы»

«Не относись к наставнику как к Богу.

В образовании нет места чудесам.

Наставник  лишь укажет вам дорогу,

А вот пройти по ней ты сможешь только сам».

                                                       Дмитрий Эйт.

       Работа учителя в школе — сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Поэтому очень важно поддержать молодого специалиста в самом начале его педагогической карьеры и делать это на непрерывной основе. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, чтобы сократился отток молодых специалистов, необходимо реализовывать наставнические программы.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности.

      Данная практика позволяет обогатить знания молодого специалиста, совершенствовать навыки преподавания и профессионального развития.

      Местом реализации практики является МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы».В 2021-2022 учебном году я стала наставником Анастасии Александровны Тимофеевой. Опыта преподавания у нее не было.

      С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя, я определила цели и задачи своей работы.

      Цель практики наставничества: создание условий для адаптации молодого специалиста и преемственности традиций школы.

Основные задачи  практики:

1.Создать условия для профессиональной адаптации молодого специалиста в коллективе.

2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

3. Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни.

4. Включить молодого специалиста в исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мышление.

5.Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста.

      Для достижения поставленных задач я наметила план реализации мероприятий программы наставничества.

№п/п

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

Сроки проведения

1

Беседа: традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы

Инструктаж: нормативно — правовая база школы    (Устав,     программы,    правила внутреннего  распорядка,  другие локальные   акты,   методические рекомендации).

Требования    к    оформлению    учебной документации.

 

По  мере выхода       на работу

 

Практические занятия: планирование и организация работы по предмету (изучение основных    тем    программ,    составление
рабочих  программ,   знакомство   с  УМК, методической литературой, разработка тематического планирования);

Изучение       инструкций:       как      вести электронный        журнал;        выполнение требований    к    ведению    тетрадей.

Изучение инструктажа по охране труда

 

2

 Составление   плана   работы   молодого специалиста.

Выявление          профессиональных затруднений в работе на начало года.

 Анализ      учебно-воспитательной     и методической работы наставляемого.

ноябрь

3

Методические разработки: требования к анализу уроков. Типы, виды, формы уроков.

Занятие:       работа       с       учебной документацией;    Изучение     положения     о текущем  и  промежуточном контроле  за знаниями учащихся.

Занятие:     организация    и    проведение современных форм занятий.

Практикум:   знакомство   с   методикой подготовки    педагога    и    учащихся    к конкурсам.

декабрь

4

Беседа:      организация     занятий     с различными   категориями   обучающихся. Индивидуальный  подход  в  организации учебной деятельности.

Тренинг:    учусь    строить    отношения. Анализ педагогических ситуаций. Общая схема     анализа     причин     конфликтных ситуаций.

 Практикум:   домашнее   задание:   как, сколько, когда.

январь

5

Занятие:  формы контроля знаний, как помочь   обучающимся   подготовиться   к выступлениям, к конкурсным работам.

Посещение     занятий,     мероприятий, праздников у опытных педагогов.

Практикум: «Современные образовательные  технологии, их использование в учебном процессе»

Февраль- март

6

Анализ      учебно-воспитательной      и методической работы наставляемого.

Практическое занятие: трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё.

Участие     наставляемого     в     заседании методобъединения,   педсовета,   итоговых концертов   и выставок.

Беседа:   содержание   формы   и   методы работы педагога с родителями.

апрель

7

Подготовка методических рекомендаций в помощь наставляемому.

 Посещение и взаимопосещение уроков

Индивидуальные беседы и консультации с наставляемыми

В течение года

8

Оказание      психологической      помощи наставляемым

В течение года

9

Знакомство  с  новинками  методической литературы и ЭОР

ежемесячно

10

Оформление документации, составление отчетов, мониторинг результатов работы всех участников программы  наставничества.

май

 

       Считаю, что данная практика наставничества создает ситуацию успеха у молодого специалиста, помогает преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности.

        Таким образом, Анастасия Александровна преодолела психологический барьер в работе с детьми, родителями, коллегами, что повысило самооценку молодого специалиста и облегчило его работу. Анастасия Александровна увидела все нюансы на практике и смогла задать все волнующие ее вопросы. Она узнала, куда и к кому обратиться по тем или иным вопросам, что облегчило коммуникации внутри образовательного учреждения. С помощью программы наставничества молодой специалист смогла влиться в коллектив, что дало ей ощущение принадлежности к работе школы.

 

Список используемой литературы:

1.Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценивании компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008.

2.Гарет, Л. Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний / Л. Гарет ; пер. с англ. А. С. Шагоян. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2002

3. Дудина, Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура /Е. А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017 – Т. 7, № 5 – С. 25–36.

4. Липатов, С. Е. Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников / С. Е. Липатов // Национальные приоритеты России. – 2014 – № 2 (12).

×
×