Правовое регулирование искусственного интеллекта в России

Автор: Колтунов Артем Николаевич

Правовое регулирование искусственного интеллекта в России

Колтунов Артем Николаевич

Студент, Белгородский Государственный Университет

Россия, г. Белгород

Аннотация: В современном мире, который многие ученые называют веком новых технологий, большое значение имеет информатизация и компьютеризация. Именно второй термин подразумевает развитие искусственного интеллекта (далее ИИ), который несмотря на свои полезные возможности имеет и ряд недостатков, одним из которых является информационная безопасность страны, а также и безопасность людей.  В связи с данными опасениями поступает всё больше законодательных инициатив, посвященных регулированию ИИ.

Ключевые слова: Искусственный интеллект, правовое регулирование, гражданское право

Для понимания данной темы, нужно узнать, что такое ИИ. ИИ- это раздел информатики, в котором  разрабатываются методы и средства компьютерного решения ин­теллектуальных задач, традиционно решаемых человеком.[1] То есть, такие технологии, которые должны помочь человеку в какой-либо работе. Также правовое регулирование ИИ можно рассматривать и как форму упорядочения общественных отношений, нацеленную на создание безопасных для человека, общества и государства условий жизнедеятельности и на сохранение человека как биологического вида.[2]

В настоящий момент, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 “ О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы” ИИ является основным направлением российских информационных и коммуникационных технологий.

Но несмотря на бурный рост и развитие, у данной сферы до 2020 года не было никакого определения, способов регулирования или каких-либо законодательных актов, ограничивающих и определяющих их работу. В связи с чем и не было возможность воздействовать на авторов, деятельность или на распространение ИИ. Таковые появились как раз в год указанный выше, вместе с введением Федерального закона № 123-ФЗ от 24.04.2020 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».  В данном документе были заложены основы правового регулирования правоотношений с ИИ. В концепции так же подчеркивается важность этической стороны регулирования, и, в связи с этим, предусматривается приоритет благополучия и безопасности человека, защиты его основополагающих прав; запрет на причинение вреда человеку по инициативе системы искусственного интеллекта; подконтрольность человеку (в той мере, в которой это возможно с учетом требуемой степени автономности системы)[3]  

В подобных условиях внесение поправок в гражданский, административный или в любой другой кодекс будет недостаточно из-за обширной области деятельности ИИ. Создание отдельного унифицированного кодекса является так же затруднительной из-за деятельности экспериментального закона, на основании которого и планируется вводить дальнейшие регулирующие законы. Так же одной из главных проблем является наделение ИИ деликтоспособностью, так как он может быть много статусным: предмет товарооборота (вещь), объект авторских прав (программа), источник повышенной опасности (потенциально опасная вещь)[4] 

В целом, сейчас можно сказать, что в сфере правового регулирования искусственного интеллекта имеется один законодательный акт общего характера – Федеральный закон от 31.07.2020 № 258  об экспериментальных цифровых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который устанавливает возможность экспериментов в данной сфере, и один законодательный акт- № 123-ФЗ от 24.04.2020 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», регулирующий его применение в одном субъекте Российской Федерации.[5]

Стоит признать, что в РФ были предприняты попытки создать отдельный закон. Например законопроект, предложенный Д.С. Гришиным «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники», но из-за расхождений и несоответствия как с гражданским кодексом, так и внутри самого законопроекта, данное предложение было “забраковано”.[6]

Не стоит забывать и о возможном увеличении криминализации страны, которая будет выполнятся с помощью как самого ИИ, так и с помощью информации, которые он может получить. Наибольшая опасность в том, что чаще всего из-за неимения «узаконенных» авторов у определенной, конкретной разработки, правоохранительным органам будет очень тяжело найти человека, совершившего преступное деяние. Так, по статистики МВД за 2019 год с помощью информационных технологий и с использованием искусственного интеллекта было совершенно 294 409 преступлений[7], относящихся к различным отраслям права и имеющих различную степень тяжести. Так же МВД России отчитались о подобных преступлениях за 6 месяцев 2022 года, и их количество составило 249 000. Опираясь на подобные статистические данные, которые с каждым новым годом будут расти из-за увеличения количества применяемых информационных технологий, требуется в кратчайшие сроки разработать и ввести в работу, сферу правового регулирования, которая будет связанна с разработкой, применением, распространением как самого ИИ, так и данных, которые он может находить, передавать и использовать. Но в связи с отсутствием каких-либо наработок в данной сфере правового регулирования этот процесс замедлен и не проходит с той же быстрой скоростью, с какой развиваются возможности искусственный интеллект.

Список литературы:

1.     Осипов Г. С., Величковский Б. М. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ // Большая российская энциклопедия. Том 11. Москва, 2008, стр. 733

2.     Степанов О.А. Правовое регулирование отношений в сфере безопасного функционирования и развития систем искусственного интеллекта: доктринальные аспекты // Правовая информатика. – 2019. – Вып. 1. – С. 56-63.

3.     Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта // учебное пособие 2-е издание, обновленное и дополненное // Нижний Новгород.  2022г. С. 89.

4.     Хисамова З.И., Бегишев И.Р., ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // электронный научный журнал Байкальского государственного университета Baikal Research Journal // 2019. Т. 10, № 2

5.     Андреева Г.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ // Россия: тенденции и перспективы развития Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук» // 2021г. №16-1. С. 501-504.

6.     Левашов А.В.  ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВОПРОСЫ ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА. Материалы IV всероссийского научно-практического форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2022.

7.     Архипцев И.Н., Паршин Н.М. и др. Общественная нравственность и IT-технологии // Пробелы в российском законодательстве. Том XIII №3. 2020г. С. 137.

 


[1] Осипов Г. С., Величковский Б. М. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ // Большая российская энциклопедия. Том 11. Москва, 2008, стр. 733

[2] Степанов О.А. Правовое регулирование отношений в сфере безопасного функционирования и развития систем искусственного интеллекта: доктринальные аспекты // Правовая информатика. – 2019. – Вып. 1. – С. 56-63. 

[3] Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта // учебное пособие 2-е издание, обновленное и дополненное // Нижний Новгород.  2022г. С. 89.

[4] Хисамова З.И., Бегишев И.Р., ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // электронный научный журнал Байкальского государственного университета Baikal Research Journal // 2019. Т. 10, № 2

[5] Андреева Г.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ // Россия: тенденции и перспективы развития Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук» // 2021г. №16-1. С. 501-504.

[6]Левашов А.В.  ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВОПРОСЫ ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА. Материалы IV всероссийского научно-практического форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2022.

[7] Архипцев И.Н., Паршин Н.М. и др. Общественная нравственность и IT-технологии // Пробелы в российском законодательстве. Том XIII №3. 2020г. С. 137.

×
×