Автор: Валентина Александровна Мадзаева
дмет – коррекционно-развивающие занятия (альтернативное чтение)
Тема: Русская народная сказка «Репка»
Цель: Познакомить детей со сказкой, формировать умение читать самостоятельно и вместе с учителем.
Задачи:
· обогащать читательский опыт за счет простых народных сказок, способствовать восприятию и пониманию текста детьми;
· развивать умение использовать жесты и отличительные движения для передачи характерных особенностей героев, согласно возрасту;
· воспитывать эмоциональный отклик на произведение.
Оборудование: компьютерная презентация, видеофильм «Репка», индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия:
I. Орг. момент (5 минут)
1) Приветствие учащихся.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе,
Книги, ручки – все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать,
И учиться лучше всех!
2) Рапорт дежурного.
II. Основная часть (30 мин.)
1) Актуализация опорных знаний (10 минут).
— Ребята, вы любите сказки?
— Какие сказки вы знаете?
— Дети, вы хотите отправиться в сказочное путешествие?
— Есть у меня волшебный «ковер — самолет», на нем и полетим.
(разворачиваю «ковер-самолет», а там дырки, в виде геометрических фигур)
— Ребята смотрите, а ковер то наш дырявый. Кто же это мог сделать? А мне кажется, это сделал тот, про кого я сейчас прочту загадку: «Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки» (Мышка)
— Правильно ребята, это мышка прогрызла наш «ковер — самолет». А чтобы нам отправиться в путешествие нам нужно отремонтировать его.
Коррекционное упражнение «Найди заплатку»
(групповое задание — лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
— Молодцы! Справились с этим заданием, ковер починили, теперь мы можем отравляться в наше путешествие на «ковре — самолете».
— Повторяем вместе со мной такие волшебные слова.
Наш ковер по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке.
(Включается фонограмма, и дети попадают в сказку)
2) Изучение нового материала
— В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте:
Что за сказка: внучка, Жучка, кошка, мышка
Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали? (Репка)
— Молодцы, правильно отгадали загадку. Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке репка. Сказка Репка, ребята, написана русским народом. Это русская народная сказка (презентация « Репка»).
— Посмотрите, какая у нас красивая репка! (На доску вывешивается картинка репки).
— Дети, давайте вспомним эту сказку.
Посадил Дед репку (На доску вывешивается картинка деда). Выросла репка большая — пребольшая.
— Давайте поможем деду вырастить репу.
Задание 1
— Опишите репа какая? (Круглая, жёлтая, большая, сладкая….)
— Молодцы! Продолжаем путешествие.
— Что же произошло дальше?
Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать.
— Как дед звал бабку? (На доску вывешивается картинка бабки)
Задание 2
— А бабка ему и говорит: «Я собралась варить компот, да в холодильнике у меня фрукты с овощами перепутались»
— Ребята, поможем бабке сварить компот?
— Из чего варят компот?
— Давайте все фрукты сложим в корзинку, а овощи в миску (Дети достают из мешочка на ощупь предмет, называют его, говорят, что это фрукт или овощ, называют ласково и кладут в нужное место).
— Молодцы! Ребята, давайте отдохнем и поиграем немножко.
Физкультминутка «Репка»
Репку мы сажали, (наклоняются вперед)
Репку поливали (наклоняются в стороны).
Выросла репка (подтягиваются вверх, вытянув руки)
Хороша и крепка! (руки сгибают «силачи»)
Вытянуть не можем! (разводят руки в сторону)
Кто же нам поможет! (ставят руки на пояс и пожимают плечами).
— Присаживайтесь на свои места. Что же произошло дальше
Помогла бабка деду. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала бабка внучку звать.
— Как бабка внучку звала? (На доску вывешивается картинка внучки)
Задание 3
— Внучка говорит: «Я, конечно, помогу, вот только вечером собралась я на вечеринку, а украшений нет».
— Ребята, поможем внучке? (Дети раскрашивают бусы).
Индивидуальная работа.
— Молодцы! Продолжаем путешествие.
— Что же произошло дальше?
Помогла внучка бабке. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала внучка Жучку звать на помощь.
— Как внучка звала Жучку? (На доску вывешивается картинка Жучки).
Задание 4
Жучка говорит: «Помогите мне добраться до косточки, тогда и я вам помогу».
— Ребята, поможем Жучке? (Лабиринт «Дойти до косточки»).
Индивидуальная работа.
— Молодцы, вы справились с этим заданием.
— Что же произошло дальше?
Помогла Жучка внучке. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала Жучка звать кошку.
— Как Жучка кошку звала? (На доску вывешивается картинка кошки).
Задание 5
— Кошка говорит: «Я смотрела фотографии друзей и нечаянно порвала их. Поможете мне восстановить фотографии?» Возьмите конверты. Соберите картинку.
Индивидуальная работа.
— Что получилось? Назовите животное и его детёныша. Какие это животные? (Домашние).
— Ребята, поможем кошке?
(Дети в паре собирают картинки. Называют животного и его детёныша. Делают обобщение, что это домашние животные).
— Молодцы! Продолжаем путешествие.
— Что же произошло дальше? (Ответы детей)
Помогла кошка репку тянуть. Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, не могут вытащить репку. Стала кошка мышку звать.
— Как кошка мышку звала? (На доску вывешивается картинка мышки).
Задание 6
— А мышка говорит: «Дорисуйте моим друзьям мышатам длинные хвосты и короткие усы, тогда помогу» (индивидуальная карточка-задание).
Индивидуальная работа.
— Молодцы! И с этим заданием справились.
— Что же произошло дальше? (Ответы детей).
Стала мышка помогать репку тянуть. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, тянут — потянут, вытащили репку!
— Вот и закончилась сказка. Помогли мы, ребята, репку вытянуть?
— Нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится!
— Нам пора возвращаться обратно домой.
— Садимся на «ковёр — самолёт» (Дети садятся на «ковер – самолет» и говорят такие слова):
Наш ковер по небу мчится,
Домой пора возвратиться.
III. Итог урока (5 мин.)
— Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказке?
— Как называется сказка?
— Кто её написал?
— Кто помогал деду?
— Почему им удалось вытащить репку?
— Спасибо, вы большие молодцы!
Домашнее задание индивидуальное.