ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор: Келлер Ригина Миндибековна

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Келлер Ригина Миндибековна

Учитель МАОУ «ОЦ №5 города Челябинска»

E-mail: rigina.keller93@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Преемственность в обучении является ключевым аспектом обеспечения успеха образовательного процесса на различных этапах школьного образования. Основным вызовом является создание интегрированной системы образования, где знания и навыки, приобретенные на предыдущих уровнях, способствуют успешному усвоению новых. Рассматриваются основные проблемы и предлагаются решения, направленные на укрепление связей между различными учебными ступенями.

ABSTRACT

Continuity in education is a key aspect of ensuring the success of the educational process at various stages of schooling. The main challenge is to create an integrated education system where the knowledge and skills acquired at previous levels contribute to the successful assimilation of new ones. The key issues are discussed and solutions aimed at strengthening the connections between different educational stages are proposed.

Ключевые слова: преемственность, образовательная система, школьное образование, универсальные учебные действия (УУД), стандарты.

Key words: continuity, education system, school education, universal learning actions, standards.

Образование ребенка, проходящее через несколько этапов, требует тщательной координации и планирования, чтобы знания и навыки, приобретенные на одном уровне, были основой для последующего обучения.

Идеи преемственности занимали многих философов, включая М.К. Мамардашвили, который строил свои размышления на основе слов Дж. Оруэлла из романа «1984». Суть их заключалась в сохранении духа истины и непрерывности духовного наследия, даже если в данный момент никто не откликается на истину, высказанную в одиночестве. Мамардашвили вводит понятие «предшествующей связности», которая позволяет нам говорить об историческом и логическом продолжении идей и культурных традиций [6].

Понятие «преемственности» можно рассматривать как философскую категорию, обозначающую закономерную связь между разными этапами развития. Это не просто повторение прошлого, но и его преобразование и развитие на новом качественном уровне. Преемственность обладает рядом функций: онтологической, гносеологической и методологической, которые позволяют рассматривать действительность не как совокупность случайных явлений, а как взаимосвязанный процесс [6].

Онтологическая функция преемственности выражает объективную закономерность бытия, позволяя осмыслить связь и развитие явлений. Гносеологическая функция поддерживает последовательное применение принципов развития как в области знания, так и в практическом использовании наработок прошлого. Эти функции помогают выявить общие черты эволюции наук, прогнозировать их будущее и обеспечивать упрощение перехода к новым знаниям и технологиям [7].

Методологическая функция преемственности важна для разработки и внедрения диалектических методов познания мира, что делает категорию необходимым инструментом философского анализа. Это значит, что преемственность, как философская категория, позволяет более глубоко понять процесс курсирования знаний и технологий в образовании, оптимизируя образовательные программы и их адаптацию под современные задачи [8].

Идеи Л.С. Выготского о непрерывности развития подчеркивают важность этой темы. Вопросы преемственности становятся особенно актуальными с введением новых образовательных стандартов и акцента на системно-деятельностный подход в российском образовании [1].

Переходы между ключевыми этапами, такими как из детского сада в начальную школу и далее в среднее звено, представляют собой стрессовые ситуации как для учеников, так и для педагогов. Необходима координированная работа учителей и воспитателей для обеспечения плавного перехода и адаптации, учащихся в новой среде обучения.

Важнейшим требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности всех уровней образовательных программ. Это требует разработки цельного содержания учебного материала и методических подходов, согласованных между разными этапами обучения.

Задачи и компоненты процесса преемственности

1.   Содержательная согласованность: построение единой линии развития, охватывающей основные предметные области и обеспечивающей последовательное и развивающее обучение.

2.   Методическая поддержка: использование методов, соответствующих возрастным и психологическим особенностям учащихся, обеспечивает плавный переход между уровнями.

3.   Организационные условия: обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между школами, учителями и родителями крайне важно для создания обучающей среды, благоприятной для развития ученика.

Развивая универсальные учебные действия в рамках внеурочной деятельности, можно эффективно стимулировать познавательные и общеучебные навыки учащихся, создавая устойчивую основу для будущего академического и личностного успеха [2].

Проблемы и барьеры преемственности, с которыми сталкиваются российские школы, могут быть преодолены за счет внедрения комплексной системы координации образовательных стандартов и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Только благодаря последовательной и взаимосвязанной системе можно обеспечить успешное развитие учащихся на всех этапах образования.

Список использованных источников

1.   Астауров, Б.Л. Социальные и биологические факторы развития человека. Круглый стол // Вопросы философии. – 1972. -№9. – С. 109-125.

2.   Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. – Москва : Наука, 1969. – 294 с.

3.   Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. – Москва : Наука, 1987. – 225 с.

4.   Бергсон, А. Творческая эволюция. – СПб. : Издание М.И. Семенова, 1913. – Т. 1. – 332 с.

5.   Бердяев, Н.А. Философия неравенства. – Москва : ИМА-Пресс, 1990. – 285 с.

6.   Бобров, Б.М. Логическое и историческое и преемственность идей // Ленинская теория отражения и современность. – Свердловск : СГУ, 1967. – С. 156-162.

7.   Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. – Москва : Наука, 1977. – 703 с.

8.   Дубинин, Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. – 1972. – № 10. – С. 50-58.

9.   Завьялова, М.П. Единство и преемственность сознания. – Томск : ТГУ, 1988. – 208 с.

10.            Зеленков, А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Минск, 1986. – 40 с.

11.            Кант, И. Преемственная связь поколений // Философия. – С. 10-12.

12.            Мамардашвили, М.К. Идея преемственности и философская традиция // Как я понимаю философию. – Москва : Группа Прогресс, Культура, 1992. – 415 с.

13.            Мамардашвили, М.К. Понятие предшествующей связности // Исторические и философские размышления. – С. 93-94.

14.            Рубанов, В.Г. Преемственность в научной деятельности. – Томск : Дельтаплан, 2005. – 284 с.

15.            Рубанов, В.Г. Преемственность научных идей в контексте экологического сознания. – Томск : ТМЛ-Пресс, 2008. – 249 с.

16.            Ясперс, К. Исторические концепты и преемственность // Философия культуры. – С. 56-72.

×
×