«Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников: профилактика и коррекция поведения»

Автор: Зудилова Светлана Владимировна

Повышенная агрессивность детей дошкольного возраста является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Эта проблема волнует педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе, поэтому коррекция и профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста является актуальной и требующей особого внимания.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске действенных средств направленной на профилактику и коррекцию агрессивного поведения дошкольников, так как детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. От полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Одной из действенных средств данной коррекции является игра т.к. ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровой.

Цель моей работы: изучить содержание профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в воспитательном процессе ДОУ.

 На основе данной цели поставила следующие задачи:

1.     Выявить особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте.

2.     Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

3.     Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонным к агрессивному поведению.

4.     Ознакомиться с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

5.     Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения.

Работа, по профилактике и коррекции, с данной категорией детей проводится в четырех направлениях:

·        Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

·        Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

·        Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

·        Формирование эмпатии, доверия к людям.

Для начала работы я  рассмотрела само понятие агрессивности. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма или само поведение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребенок швыряет игрушки в других детей и взрослых.  Такое поведение в любом случае мотивированно потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворительная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

После изучения методической литературы по данной теме, можно выделить несколько источников  знаний детей о моделях поведения. Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во – вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр. И в третьих дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что некоторые сцены с экранов телевизоров, транслируют насилие и способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Начало профилактической работы с агрессивным поведением детей строилось на основе индивидуального подхода к каждому ребенку, который является более эффективным. Так же подключая параллельно с самого начала работу с родителями. Проводилось анкетирование и диагностика для определения уровня агрессивного поведения у детей.

Далее  велась работа по коррекции агрессивного поведения детей,  в первую очередь начала использовать сказкотерапию. Благодаря сказкотерапии происходит формирование у детей осознанного отношения к причинам, формирующим агрессию, формирование модели преодоления агрессивного поведения, принятие собственных чувств и их выражение через  идентификацию с героем.

Выбирая методы,  так же отталкивалась от ведущей деятельности дошкольников это игра. Игра повышает уверенность в себе, также уровень самопознания, отработка новых форм поведения, снятие напряжения, а так же развивается воображение, по средствам которого ребенок начинает понимать смысловую сторону своего поведения. По средствам игры ребенок имеет возможность непринужденно упражняться в правильных моделях поведения, поступках и выработке правильных привычек. С помощью игры ребенок накапливает жизненный        опыт и развивает свои психические процессы, воображение, самостоятельность навыки общения. Таким образом, игра является действенным средством коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Мною была собрана картотека игр и упражнений для снятия детской агрессивности. Создан уголок «Настроения» — для отслеживания эмоционального  состояния детей. Усовершенствован  уголок уединения, для комфортного пребывания ребенка там. Разработала занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников, на воспитание у них нравственных чувств, обучению способам конструктивного реагирования.

Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс подготовлены: анкета «Признаки агрессивности», памятки «Помогаем ребенку справиться с агрессией», «Эмоциональная разрядка, для выплеска гнева ребенка» целью которых, было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Для педагогов проведены: консультация для воспитателей «Проблема взаимодействия с агрессивным ребенком», «Примерный алгоритм действий, когда дерутся дети», изготовлены памятки «Игры на снятие гнева у ребенка» составлены картотеки игр.

После проведения комплекса мероприятий работы по профилактике и коррекции агрессивности детей, заметно снизился уровень проявления агрессии, развились навыки выражения агрессии в социально приемлемой форме и навыки конструктивных способов решения конфликтов, повысился уровень самоконтроля, дети чаще стали обращаться за помощью в решении конфликта, к педагогам, прежде чем ссориться между собой.

Дети стали более внимательными к переживаниям, желаниям, проблемам других людей, стали чаще помогать и сочувствовать друг другу, учатся контролировать свое поведение в соответствии с моральными нормами.

В работе использовались игры и упражнения авторов : Н.В. Клюевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Т.М. Грабенко, Н.Л. Кряжевой. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-Семицветик» Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой. Коррекционно-развивающие  занятия. Занятия по снижению агрессии авторов:  С.В. Лесиной, Г.П. Поповой, Т.Л. Снисаренко.

 

 

 

 

 

×
×