Автор: Попова Анастасия Александровна
1. Титульный лист.
2. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, тревожными.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.
3. Основная цель речевого развития воспитанников — это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Образовательная область «Речевое развитие» в соответствии с ФОП ДО включает:
ü овладение речью как средством общения и культуры;
ü обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
ü развитие речевого творчества;
ü развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
ü знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
ü формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения выделяют следующие:
• речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
• методы и приемы руководства для развития разных сторон речи детей дошкольного возраста;
• пополнение речевого уголка для каждой возрастной группы.
6. Культура речи – это владение нормами устного и письменного языка и умение правильно, точно, выразительно передавать мысли.
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, которая имеет обучающую и воспитывающую направленность.
7. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи педагогов:
• Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
• Невнятность произношения;
• Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
• Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
• Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
• Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
• Употребление в речи слов – паразитов.
8. Развитие навыков хорошей речи должно, прежде всего, опираться на знание норм литературного языка. Различают орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
· Орфоэпические нормы — это произносительные нормы устной речи.
· Лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи. Лексическое значение слова – это его содержание.
· Морфологические нормы. Морфология изучает структуру слова, различные его формы.
· Синтаксические нормы русского языка — это правила конструирования словосочетаний и предложений.
МАРИНА
9. Сегодня мы предлагаем педагогам проверить, уточнить и закрепить свои знания об основных нормах речи.
10. Задание №1 (орфоэпические ошибки).
Поставьте правильно ударение в словах «красивЕе», или «красИвее»; «кУхонный», или «кухОнный», «тортЫ», или «тОрты», «звОнит», или «звонИт», фенОмен или феномЕн, по срЕдам или по средАм, дОговор или договОр, Эксперт или экспЕрт, ходАтайство или ходатАйство, аэропОрта или аэропортА, жАлюзи или жалюзИ, позвОнишь или позвонИшь, дОсуг или доСуг, катАлог или каталОг, кАмбала или камбалА, диспАнсер или диспансЕр, Оптовый или оптОвый.
11. Задание№2 (грамматические ошибки).
1. Скажите со словом «много»: блюдце (блюдец), граммы (и граммов и грамм верно), договор (много договорОв), килограммы (килограммов, если с числительным, то 5 килограмм), носки (носков), партизаны (партизан), полотенце (полотенец), солдаты (солдат), торты (тОртов), туфли (туфель), чулки (чулок), шорты (шорт), рельсы (рельс), ясли (яслей), макароны (макарон).
2. Как правильно: «моё день рождения», или «мой день рождения», «в присутствии обоих девочек» или «обеих», но «в присутствии обоих мальчиков» или «обеих»; в две тысячи семнадцатом году, или в двух тысяч семнадцатом году; надеть (одеть) кофту.
3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: бежать (беги), махать(маши), сесть (садись), ехать (езжай), лечь (ляг).
4. Скажите со словом Я: победить (нет такого слова в буд. времени), убедить (нет такого слова в буд. времени), пылесосить (я пропылесошу).
5. Определите род существительных и употребите слово в правильной форме: Лицо скрыто (вуаль)… вуалью; Окна занавешены (тюль)…тюлью; Голова покрыта (шаль) … шалью; Вымою голову (шампунь) … шампунем; Накроюсь (пальто)… пальто; Угощу (какао), (кофе), покормлю (вермишель) вермишелью.
12. Задание №3 (Семантические (лексические) ошибки.
Найдите ошибки в предложениях: (задавать падежные вопросы)
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Докладчик оперировал с непроверенными данными.
У обоих подруг были длинные волосы.
Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.
Заведующий больницы встретил нас приветливо.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Вы все отксерили?
Ребята, пошлите на улицу!
13. Артикуляция и дикция.
Насколько четко мы с вами говорим зависит от дикции и артикуляции.
Прочтите скороговорки:
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
14. Рекомендации по развитию речи.
1.Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
2. Избавляйтесь от слов-паразитов.
3. Совершенствуйте технику речи.
4. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
5. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!
6.Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.