ПРИЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Елена Владимировна Чуприянова, Елена Владимировна Лукашина

Разработка приемов и методик, применяемых на уроках иностранного языка, является необходимой задачей для достижения образовательных результатов. Однако с учетом основ психолингвистики и психологии в целом, основанных на них приемов нейролингвистического программирования, сегодня данная тема приобретает иную окраску в методике обучения иностранному языку.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) получило широкое распространение во всем мире за последние несколько десятилетий. Эффективные нейролингвистические техники применяются в психологии и психокоррекции специалистами разных направлений в разных странах. Последнее время большой интерес вызывает применение техник НЛП при обучении иностранному языку.

Применение нейролингвистического программирования (НЛП) при обучении иностранному языку – это одна из инновационных технологий, которая повышает эффективность процесса обучения и способствует повышению мотивации обучающихся, улучшению их способности к запоминанию лексических и грамматических структур, а также способствует более успешному формированию и развитию навыков аудирования, говорения и письма.

В процессе обучения иностранному языку приемы НЛП помогают определить психотипы обучающихся, понять их характер и внутренние переживания, тем самым обеспечить взаимосвязь и контакт с обучающимися. Такая эмоциональная и интеллектуальная связь, или раппорт, является основанием для взаимопонимания и симпатии, что позволяет установить доверительные отношения между учителем и обучающимися. Все эти аспекты крайне важны в образовательном процессе, поскольку для успешного результата важно принятие учителя обучающимися, иначе любая (даже очень важная и нужная информация) будет отторгаться.

Поскольку приемы НЛП были основаны на исследованиях функций полушарий головного мозга, то их применение позволяет адаптировать учебный материал для правополушарных и левополушарных обучающихся. Использование «правильного канала» получения информации способствует более качественному и быстрому усвоению материала. В процессе обучения иностранному языку обучающимся предлагаются задания с учетом их психофизических особенностей. Обучающимся с ведущим левым полушарием выполняют задания на обобщение и логику, а правополушарным – на поиск и творчество.

Обучение с использованием техник и приемов НЛП основано на личностно-ориентированном подходе, что позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Для создания индивидуальной системы эффективных убеждений необходимо определить, что действует на конкретного обучающегося, что вызывает положительный отклик и формирует ситуацию успеха. Поэтому крайне важна роль учителя на этом этапе, так как учитель должен своевременно делать акценты на успехах обучающегося.

 В обучении иностранному языку приемы и техники НЛП используется для повышения эффективности обучения и улучшения коммуникации не только на уроке, но в процессе коммуникации с носителями языка посредством более качественного понимания обучающимися грамматической и лексической сторон иностранного языка.

Важными факторами при создании положительной внутренней мотивации в изучении иностранного языка являются способы подбора и предъявления учебного материала, а также создание четкого маршрута обучения с учетом реализации принципа обучения в «зоне ближайшего развития» (Выготский Л.С.) Также важным фактором является принятие обучающимся цели обучения, пути ее достижения, критериев оценки своей успешности.

Кроме того, немаловажным аспектом в обучении иностранному языку является поведение самого педагога, так как заинтересованность и положительный настрой педагога, приятная обстановка на уроке способствует более эффективному запоминанию информации. Еще Л.С. Выготский отмечал, что эмоции имеют чрезвычайную важность в процессе обучения: Согласно Выготскому, существует тесная связь между эмоциональными и познавательными процессами («связь аффекта с интеллектом»).

Во время учебного процесса необходимо создавать яркие образы, эмоционально окрашенные ситуации для формирования прочных связей и ассоциаций у обучающихся (якорение), так как благодаря юмору и эмоциональной окраске учебного материала развивается ассоциативное мышление, что способствует более прочному запоминанию информации. Создание позитивной атмосферы на уроке является залогом успеха в освоении учебного материала.

Приемы НЛП могут применяться на разных этапах обучения: для предъявления нового материала, в процессе первичного закрепления, при отработке и контроле сформированности навыков обучающихся. Данные техники и приемы позволяют анализировать, включать те или иные каналы восприятия информации применительно к стратегиям обучения и внедрять их, что способствует пониманию лингвистических процессов, в том числе связанных синтаксисом и семантикой.

Использование необычного цвета мела или маркера для доски, ручки для проверки тетрадей, цветового и образного оформления презентации, нестандартной подачи учебного материала способствует формированию более прочных ассоциативных связей. Подбор актуальных примеров и иллюстраций, подбор цветовой гаммы визуальной подачи информации создает необходимый эмоциональный настрой и способствует более успешному запоминанию материала.

Использование тех или иных стратегий запоминания новых лексических единиц позволяет сформировать у обучающихся когнитивные микростратегии, применение которых ускоряет познавательные процессы и улучшает результаты обучения. Более того, усвоенная информация преобразуется в удобную для запоминания и хранения ее в памяти форму, что позволяет обучающимся  легко использовать усвоенный материал в ситуациях непосредственного общения.

Комплекс упражнений, разработанных на основе использования приемов НЛП, способствует развитию познавательной активности и познавательных способностей у обучающихся. Данный комплекс может включать в себя: ассоциограмму, в рамках которой происходит формирование и развитие ассоциативных и логических связей между лексическими структурами(соотнести значение слова с передаваемым им представлением); упражнения на создание кластера или «майнд мэп» (формирование групп слов по каким-либо критериям), способствующих систематизации знаний, развитию навыков по выделению общих и отличительных признаков между лексическими структурами; модель «дерева», позволяющая обобщать пройденный материал и визуализировать семантические значения слов; упражнения, формирующие и развивающие у обучающихся когнитивные стратегии, которые  способствуют не только правильному употреблению лексических единиц и структур, но и развитию таких компенсаторных когнитивных стратегий, как языковая догадка, синонимия и контекстный перевод (игра «найти максимальное количество слов по теме»).

Использование упражнений, основанных на приемах НЛП, позволяют задействовать все каналы восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический) в процессе обучения иностранному языку. Также данные упражнения позволяют максимально актуализировать учебный материал для каждого обучающегося  путем создания прочных ассоциативный связей и семантических полей, что обеспечивает эффективное применение лексического и грамматического материала в устной и письменной речи.

Таким образом, использование приемов НЛП в обучении иностранному языку обусловлено личностно-ориентированным и дифференцированным подходами. Применение данных приемов позволяет педагогу  значительно повысить эффективность обучения иностранному языку и сделать процесс обучения более динамичным и интенсивным.

 

Примеры приемов НЛП

Язык тела

Подключайте на занятиях (подсказывайте обучающимся) позы и мимику для создания правильного настроя, придания уверенности, проигрывания ситуаций успеха.

Think and act native

Полезно во время ролевых игр, диалогов или монологов от лица носителя языка «залезать под кожу», изображать не только акцент, но и копировать поведение, повадки (как обучающийся их себе представляет – даже если это не отражает реальную картину, главное, чтобы он ощущал себя в этот момент иностранцем).

Раппорт (подстройка)

Эту технику многие считают манипуляцией, потому что она помогает установить глубокое чувство взаимного доверия и легкости. Если коротко, то сделать это можно, подстроившись под дыхание, позу, копируя движение глаз, темп и громкость речи, жесты. Раппорт будет полезен преподавателям на первом занятии-знакомстве, а также в начале каждого обычного занятия.

«Волшебный вопрос»

Эта техника помогает работать с мотивацией, так как способна отвернуть человека от проблемы к решению. Выполняется так: предположим, что однажды утром случилось чудо, и проблема, которая мучила вашего студента, исчезла. По каким признакам он бы об этом узнал? Что изменилось бы в нем и в мире? Что заметили бы окружающие? Иногда достаточно лишь ответов на эти вопросы, чтобы выявить способ (и не один!) решения большинства «проблем».

Фрейм, или техника хорошо сформулированного результата

Это более глубокий и подробный вариант предыдущей техники. Чтобы построить фрейм (правильную цель), нужно обсудить со обучающимся:

  • результат (чего конкретно он хочет),
  • признаки (как поймет, что все получилось),
  • условия (где, когда и с кем цель желательна),
  • средства (каких ресурсов не хватает для достижения цели),
  • ограничения (что мешает),
  • последствия (что произойдет, если все получится),
  • ценность (стоит ли цель усилий).

 

 

 

[1] Гузева В.М., Козырева Т.А. Нейролингвистическое программирование в обучении английскому языку // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 29 (398).

[2] Кривошеева Л.В. Нейролингвистическое программирование: факты и мифы // Психология и психотерапия. 2015. Т. 8. № 3.

[1] Гузева В.М., Козырева Т.А. Нейролингвистическое программирование в обучении английскому языку // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 29 (398). С. 11

[2] Кривошеева Л.В. Нейролингвистическое программирование: факты и мифы // Психология и психотерапия. 2015. Т. 8. № 3. С. 69

[3] Гузева В.М., Козырева Т.А. Нейролингвистическое программирование в обучении английскому языку // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 29 (398). С. 14-15

[4] Бэндлер Р., Гриндер Д. Структуры магии: Введение в нейролингвистическое программирование. М.: София, 2011. с. 226

[5] Шестакова О.В., Рожкова Е.В. Использование НЛП-технологий в обучении английскому языку // Язык и наука. 2018. № 1 (17). С. 107

[1] Лингвистика: Учебное пособие / Под ред. А.С. Кубряковой, Т.А. Петренко, И.Н. Солодовниковой. – М.: Флинта: Наука, 2017 – с. 344

 [4] Королева, Н. В. Актуальность использования нейролингвистического программирования в обучении английскому языку [Текст] / Н. В. Королева // Молодой ученый. – 2019. – № 25. – С. 56

[5] Баранова, Е. Ю. Нейролингвистическое программирование: идеология и практика [Электронный ресурс] / Е. Ю. Баранова // Электронный журнал «Педагогические науки». – 2017. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrolingvisticheskoe-programmirovanie-ideologiya-i-praktika (дата обращения: 09.05.2023)

[6] Ших, Ц. Л. Влияние обучения нейролингвистическому программированию на коммуникативную компетентность и самооценку [Текст] / Ц. Л. Ших // Социальное поведение и личность: международный журнал. – 2018. – Т. 38, № 3. – С. 418

[1] Баранова, Е. Ю. Нейролингвистическое программирование: идеология и практика [Электронный ресурс] / Е. Ю. Баранова // Электронный журнал «Педагогические науки». – 2017. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrolingvisticheskoe-programmirovanie-ideologiya-i-praktika (дата обращения: 09.05.2023)

[3] Лингвистика: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Ярцевой, И.В. Лебедевой, Н.С. Смирновой. – М.: Юрайт, 2018 – с. 209

 

 

×
×